Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» в июне пригласил коллег и зрителей посмотреть на результат конкурсного отбора режиссёрских предложений по постановке детективных историй. «Интересны как классический детектив, так и хорошие современные тексты. Без чернухи ради чернухи, нецензурщины и тем "ниже пояса"», ― честно предупредили организаторы, объявляя конкурс «Дедукция».
― Тема была выбрана по настоятельному желанию наших зрителей, за что мы очень им признательны, ― говорит перед показом худрук театра, заслуженный артист РФ Игорь Шаповалов. ― Нам приятно, что зритель использует наш театр не только как средство досуга, но и активно участвует в его творческой жизни. Нас это дисциплинирует и настраивает на рабочий лад.
Из пришедших на конкурс заявок по решению экспертного совета и голосованию артистов для подготовки эскизов было выбрано восемь историй. Среди них, к примеру, «Прощение Фемиды» Хакки Фрум (режиссёр Александр Иванов, Смоленск), «Стрелять надо в голову» Валерия Шергина (режиссёр Дмитрий Скотников, Мытищи), «Физики» Фридриха Дюрренмартта (режиссёр Анастасия Исхакова, Москва), «Дубровский.Detective» Юлии Тупикиной (режиссёр Алина Кушим, Москва). От Робера Тома в список попали сразу две истории ― «Восемь любящих женщин» (режиссёр Наталья Людскова, Рыбинск) и «Ловушка для одинокого мужчины» (режиссёр Павел Пронин, Москва).
В последний день показов мы увидели «Исчезнувшего велосипедиста» Константина Костенко в постановке Романа Бондаренко и Альфии Агишевой (Санкт-Петербург, Тюмень), а также «Настоящего инспектора Хаунда» Тома Стоппарда в постановке Александра Баркара (Москва).
Как в Мытищинском театре пропал велосипедист
Я бы посмотрела весь спектакль про велосипедиста. Он динамичный, с музыкальными паузами и неожиданными сценическими решениями, в чём в т.ч. заслуга художника Софьи Вашутиной. «Живые» клетки школьной тетрадки из глубины сцены выпускают героев математических задач на передний план ― в жизнь, где с ними происходят почти человеческие страсти. Родственники ненавидят друг друга из-за неоправданных ожиданий, а герои мечтают о самоопределении через имянаречение, к которому прибегают самостоятельно, почти по-преступному…
«Однажды его стала мучить мысль: почему он велосипедист? Почему нет нормального имени? Не говоря уже об отчестве с фамилией, ― говорит герой пьесы ― бармен из математической задачки учебника за 5 класс! ― Я говорил ему: "Чувак, расслабься, мы все так живём". Но для него это был не аргумент… и он дал себе имя. Сам, никого не спрашивая».
― Тема лаборатории совпала с тем, что мы вынашивали много лет. Поэтому мы выбрали эту пьесу. Нам близка история внутренней свободы на фоне жестокой действительности, ограничений и прочего, так, наверное, ― объясняет выбор материала режиссёр Роман Бондаренко.
В этом эскизе был актёрский дебют ― в массовке принял участие административно-технический персонал театра, как сообщил худрук после показа.
После просмотра эскиза спектакля при выходе из зала зрителей просили сделать выбор: продолжить работу над спектаклем или забыть, как страшный сон. И, знаете, были и те, и другие. И в обсуждении открыто говорили о своих ощущениях, впечатлениях и маленьких открытиях. Вот лишь некоторые реплики после просмотра эскиза спектакля «Исчезнувший велосипедист»:
― Прекрасная гармоничная игра актёров. Молодёжная тема одиночества дана действительно молодёжно и глубоко. Как мать, я понимаю, что необходимо привлекать в театр молодое поколение. Интересный момент с именем. Ведь подростки как раз ищут свой путь, и тут имя как истинный путь человека.
― Очень люблю, когда в театре создаётся новый мир. Его всегда интересно придумывать, конструировать, создавать новые правила игры и в нём можно найти что-то новое для себя и для зрителей.
― Сначала умирает душа, а тело ― потом. Очень важные слова из спектакля. Этими словами проникнуто всё действие спектакля. Для молодёжи это очень важно. Душа молодёжи теряется в этом мире и твердеет. Она должна возрождаться. С помощью таких спектаклей может быть и произойдёт это возрождение.
― Мне понравились все эскизы, которые я видела, и мне очень жалко, что мы не увидим эти спектакли целиком. Вы же только один выберете! Печально. Что делать, чтобы поставить хотя бы три постановки из восьми?..
Режиссёры «Исчезнувшего велосипедиста» благодарят театр, что проводит такие лаборатории, т.к. для них, как для постановщиков, очень нужны такие площадки, чтобы набивать руку, расти в профессиональном смысле, продвигаться в поиске стиля и т.д. Очень поразила и понравилась глубина подачи материала в такой динамичной интересной форме.
Настоящий инспектор, судья, эксперт и критик лаборатории ― зритель!
Завершилась лаборатория «Дедукция» режиссёрским эскизом Александра Баркара по пьесе Тома Стоппарда «Настоящий инспектор Хаунда».
Второй эскиз будто перегнул палку восприятия. Вряд ли бы я пришла на такой спектакль, познакомившись с ним в сжатом варианте на лаборатории. Артисты отдались игре в полной мере, и было приятно смотреть на их профессионализм. Но экспрессия зашкаливала. В какой-то момент хотелось закрыть уши и выйти из зала, чтобы не слышать криков героев. Мои ощущения совпали с теми, что были озвучены на обсуждении:
― Линия критиков в спектакле глубока и иронична. И та безумная эклектика, и гротеск, на фоне которых они общались друг с другом, она не затмевала их, несмотря на то, что вокруг всё было громко, ярко и смешно, в какой-то момент чересчур громко и чересчур пародийно. От чего я начала уставать. Может, снизить градус крика, чтобы ирония была более доступна…
― Мы посмотрели много зарисовок, они все очень разные. Они рождают в нас мысли, у каждого свои параллели. И сегодня сумасшедший драйв на сцене, есть гротеск, который заставляет задуматься: а что такое истинность? Какой бы вы ни выбрали спектакль, это будет ВАШ спектакль, который будет отличаться от всех!
― В ходе лаборатории проводилось расследование. Следствие зашло в тупик. Невозможно выбрать один эскиз. Все в своём роде великолепны!
― Мы поставим все восемь спектаклей и переименуем театр в театр детектива!
― Нет, мы откроем филиал…
Эти сюрреалистичные реплики артистов и худрука театра подытожила приглашённый театральный критик, старший редактор журнала «Страстной бульвар», президент благотворительного фонда Олега Ефремова Анастасия Ефремова:
― Появившиеся в последнее время лаборатории я как-то не любила. Объясняла себе, что слишком серьёзно отношусь к высокому искусству театра. Думаю, что тут дело даже не в том, что я неправильно понимала суть лабораторий, а в этом волшебном театре «ФЭСТ», где всё заряжено на свет. Какой-то удивительно здоровый дух в этом театре, ощущение гармонии, добра и справедливости. Поставить детектив в театре очень сложно, но попытки были сделаны, ― отметила Анастасия Олеговна. ― Не буду обсуждать эскизы, ведь на работу ушло всего четыре дня! Скажу точно, что мы имеем дело с очень профессиональной труппой! Это были счастливые восемь дней, спасибо вам.
Итак, в итоге «Дедукции» только тот режиссёр, чей эскиз наберёт наибольшее количество зрительских и актёрских голосов получит приглашение на полноценную постановку в театре «ФЭСТ» в новом сезоне 2023-2024 гг. Мы узнаем об этом в начале нового сезона.
Анжелика ЛУКИНА, фото Сергея ТУПТАЛОВА
Точка на карте: Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ», ул. Щербакова, д. 6 А, г. Мытищи, Московская область.