Уже в 2022 году рынок онлайн-образования в России вырос на почти 18%, а объем рынка составил 87 млрд рублей. Зарабатывать на онлайн-школе проще, чем кажется. В статье даю дорожную карту по открытию онлайн-школы, рассказываю про эффективные способы продвижения, делюсь рабочими воронками и связками для продаж онлайн-курсов.
- Выбираем нишу
Самое главное - определиться с прибыльным направлением. Лучше всего брать понятные, популярные направления или неочевидные, на которые есть спрос. Определившись с направлением - выбираем нишу, т.е. конкретизируем. Так, диетология - направление, а ниша - это сегменты внутри этого направления, например, похудение после родов, похудение после 40, набор веса и т.д. Более узкая ниша поможет вам сформировать ваш продукт под определенную аудиторию.
Наиболее «трендовыми» направлениями в 2023 году являются IT/программирование, иностранные языки, дизайн, бизнес курсы, образование/педагогика, кулинария, спорт.
- Определяем ЦА
Ключевой этап - понять, для КОГО вы делаете продукт и какие боли закрываете. Проведите глубинные интервью, составьте аватар\портрет клиента для более полного понимания вашей ЦА.
- Находим эксперта
В роли эксперта идеально подойдет специалист или блогер, который ведет частную практику и ранее не работал с холодной аудиторией.
Найти эксперта можно через знакомых, путем обычного поиска в Гугл\Яндекс или на специальных платформах - например сервис Deadline.Media, где зарегистрировано более 20 000 экспертов самых разных профессий и сфер деятельности.
- Выбираем формат
В первую очередь, определяем цели и задачи курса. Ответьте себе на вопросы: Кого вы собираетесь учить? Много ли у вашей ЦА времени на обучение? Какой будет финальный результат обучения? Чего мы помогаем достичь?
Форматов существует множество: видео-уроки, подкасты, лонгриды, индивидуальное сопровождение и т.д. Конечно, многое зависит и от тематики вашего онлайн-курса. Так, например, формат подкаста онлайн-курсу по кулинарии или флористики совсем не подойдет.
- Создаем бесплатный продукт
Своеобразный лид-магнит, который будет знакомить аудиторию с вашим продуктом, вашей ценностью, экспертностью. Есть 4 вида продуктов: вебинар, мини-курс, пробный урок, консультация.
- Техническая настройка
Тут не обойтись без сайта, платформы обучения, а также e-mail, чат-боты, которые будут собирать людей на бесплатный продукт. Кроме того, к сайту\платформе необходимо подключить социальные сети и сервисы, где вы будете постить свой контент как эксперт и формировать доверие аудитории. ( Youtube, Rutube, Телеграм канал, Яндекс Дзен, группа в ВКонтакте, вебинарные площадки и т.д.).
Необязательно иметь большой бюджет, чтобы создавать онлайн курсы - есть много сервисов-помощников. Так, чат-боты можно создавать через 4Study, разные интерактивы\тренажеры через Learning.Apps.Org, Zoom поможет для записи видео с экспертом, легко сделать инфографику через Venngage, для презентаций подойдет Prezi, а для оформления сайтов - Tilda.
- Продвижение
Продумываем стратегию продвижения, подбираем digital-инструменты и воронки конкретно под ваш курс.
Как продвигать онлайн-школу
Без клиентов онлайн-школа не будет приносит прибыль. Рассказываю о самых эффективных способах продвижения онлайн-курсов:
- Контекстная реклама
Реклама через Яндекс.Директ по сути собирает для вас теплую аудиторию, которая уже заинтересована в онлайн-обучении. Пользователь вводит в поисковике “курсы по Data Science” и видит вашу рекламу. в Яндекс.Директ можно настроить три вида рекламы: поисковая, медийная (реклама, входящая в есть Яндекса) и ретаргетинг (реклама, которая будет показываться пользователям, которые заходили на ваш сайт, но не совершали покупку).
- Таргетированная реклама
Здесь также можно собрать горячую аудиторию. Плюс такого способа - возможность настройки аудитории под ваши запросы. В текущих реалиях стоит ориентироваться на таргет в Вконтакте и Телеграм.
- Блогеры и Телеграм каналы
При правильном подборе целевых блогеров и Телеграм-каналов можно получить высокую конверсию, т.к. люди доверяют экспертам, которых читают.
- Органическое продвижение
Здесь подразумевается ведение своего Телеграм-канала, блога в социальных сетях или в Youtube. Это сложнее, чем запуск рекламы, но, безусловно, такой подход - развитие бизнеса в долгосрочную перспективу.
Воронки для онлайн школы - рабочие связки
Воронка через Чат-бот в Телеграм
Классический запуск онлайн-школы: подготовка, вебинар, набор потока, запуск курса. В такой воронке есть существенный минус: зарабатывать вы будете ТОЛЬКО при запуске курса.
А я предлагаю зарабатывать на онлайн-школе системно, каждый день. Например, с помощью автоворонок в Телеграм.
- Выстраиваем линейку продуктов: большой флагман-продукт, мини курс, который продается сразу;
- Настраиваем чат-бот;
- Создаем мини-лэндинг, который будет подписывать на бот;
- Выдаем в боте бесплатные уроки и в конце продаем мини курс;
- Льем трафик на мини- лэндинг со всех возможных каналов.
Школа в таком формате будет продавать 24/7 без вашего участия на холодную аудиторию. Это будет не стандартная история: нет запусков – нет денег. По сути вы настроите системную ежедневную продажу курса – нормальный бизнес, который ежедневно будет приносить прибыль.
Воронка через бесплатную консультацию
Отлично подойдет для консалтинга или любого другого индивидуального сопровождения. Личные встречи, как правило, дают высокую конверсию, вплоть до 50%. Однако в такой воронке лучше продавать продукты с высоким чеком, т.к. ее практически невозможно масштабировать и нужно отталкиваться от возможностей и времени эксперта.
- В социальных сетях\в контекстной рекламе предлагаете провести бесплатную консультацию\сделать аудит и т.д.;
- Встречаетесь с клиентом в зуме\скайпе;
- Консультируете клиента по его проблеме, рассказываете ему, что нужно сделать, предлагаете свои услуги.
Воронка через предзапись
Если у вас уже есть теплая аудитория, которая уже вас знает и доверяет, лучше начать с этой связки.
- У вас есть активный блог в социальных сетях;
- Ведем аудиторию на ваш блог через бот или рассылку с помощью рекламы\постов в блоге;
- Открываем предзапись на курс в своем блоге;
- Ставим конкретную дату закрытия предзаписи и прогреваем аудиторию каждый день постами\сторисами и т.д.
Собирать аудиторию можно в отдельном телеграм-канале через бота, на отдельном сайте или через форму гугл-анкеты.
Продаем большой продукт через мини-курс
Такая связка отлично работает с подготовительными курсами разного рода. Человек пробует недорогой или бесплатный продукт, знает, что его ждет, получает обратную связь от кураторов, ему нравится, он идет дальше по воронке.
- Создаем лэндинг;
- Льем трафик на лэндинг через контекстную рекламу или таргетированную;
- Предлагаем бесплатный продукт или мини-курс, стоимостью не выше 1000 руб;
- Мотивируем пройти обучение до конца через обратную связь;
- В конце обучения предлагаем купить более дорогой продукт;
- Прогреваем базу клиентов, которые не купили продукт.
- Воронка через пробный урок
Пробные занятия\уроки помогут клиенту быстрее принять решение о покупке.
- Ведем трафик на подготовленный лэндинг;
- Предлагаем бесплатные видео-уроки\занятия;
- Предлагаем купить основной продукт;
- Аудиторию, которая не купила продукт, догреваем рассылкой или дозвонами.
Воронка через бесплатный вебинар\открытый урок.
Стандартная вебинарная воронка. Только я советую не использовать классический сценарий, где эксперт обещает одно, а в реальности выдает только рекламу своего продукта и общие слова. Лучше сразу указать, что ждет клиента на уроке: программа обучения, ответы на вопросы, закрытие 1-2 болей клиента и т.д.
- Продвигаем лэндинг, где предлагаем участвовать на бесплатном вебинаре\уроке или посмотреть запись занятия;
- В конце вебинара предлагаем купить продукт.
Тренды онлайн-образования в 2023 году
- Геймификация
Тренажеры, квизы, интерактивы, конкурсы, тесты, рулетки - любые игровые механизмы активно используются для привлечения и удержания внимания потенциальных клиентов. Этот тренд развивается с каждым годом и он с нами надолго.
- Симуляторы
Проблема любого образования - много теории и совсем нет практики. Курсы-симуляторы решают эту проблему. По сути, разрабатывается сценарий\история, по которому проходит ученик, изучая теорию и сразу же практикуя свои знания внутри симулятора.
- Спрос на наставничество и коучинг
Так, экспертность все больше ценится у студентов - больше вероятность, что купят онлайн-курс от известного коуча, нежели от известной онлайн-школы.
- Обучение с подпиской
Быть частью клуба - новая модель, которая становится все популярнее. Так, клиент не получает курс целиком, а продлевает свой доступ к нему каждый месяц.
5 типичных ошибок при запуске онлайн-школы
- Не запускайтесь без предварительного анализа ЦА и конкурентов. Определив боли вашей ЦА, а также проанализировав плюсы и минусы конкурентов, у вас будет больше шансов создать успешный прибыльный продукт, отвечающий интересам клиента.
- Не стоит на начальном этапе использовать дорогие сервисы для онлайн-школ. Тот же Бизон 365 значительно дешевле, а функционал такой же, как у дорогих платформ.
- Не гонитесь за идеальностью: дорогая видеосъемка, огромные вложения в сайт и т.д. Есть простые конструкторы для сайтов, и программы по монтажу. Эти деньги лучше использовать для продвижения, чтобы понять, интересен ли аудитории ваш продукт.
- Не работайте без договоров. Юридическая составляющая в онлайн-проектах также важна, как и в любом бизнесе.
- Вялый эксперт. Обращайте внимание не только на компетентность эксперта. Например, если вы планируете запуск видео-курса, выбирайте эксперта, которые не только владеет знаниями, но и умеет презентовать себя перед камерой.
Этой информации достаточно, чтобы начать работу над своим онлайн-проектом. Внедряйте все схемы самостоятельно или обратитесь к моей команде, которая запустит для вас онлайн-школу под ключ, быстро и без потерь для бюджета.
Еще больше трендов маркетинга 23 года я регулярно освещаю в своем Телеграм-канале.