Найти в Дзене
Марина Артемьева

Мемуары Маруси. Преступление: начало

Глава 12. Преступление: начало

Третий класс мне запомнился также отвратительным поступком, даже преступлением, которое я совершила не по годам дерзко и которого стыдилась в будущем не один десяток лет. Даже не все мои дети знают о нём. Лишь дочери, с которой у нас наиболее доверительные отношения, я какое-то время назад открыла свою тайну. Оглядываясь на тот период детства, я понимаю теперь, что именно жгучий стыд стал причиной полного и безоговорочного избавления от этого порока. Да и был ли порок? Живя на нашей грешной земле, я предпочла в дальнейшем больше так не грешить, чем испытывать мучительные угрызения совести от содеянного. Дети рождаются безгрешными, но действия, что они совершают ещё в нежном возрасте, нередко становятся причиной грехопадения такого, за которое иные расплачиваются всю жизнь. Думаю, что у меня тогда было какое-то помутнение сознания, сбой в секторе мозга, отвечающем за "хорошо" и "плохо".

Я уже упоминала про живших этажом ниже братьев Герку и Валерку. Младший был моложе меня всего на год, и мы дружили. Я часто бывала у них в гостях, и любимой совместной игрой, в которой увлечённо участвовал и старший Герка, были «пластилиновые бои».

Сначала мы устраивались втроём за столом и лепили из пластилина множество маленьких солдатиков разного цвета. Лепились также артиллерийские батареи: пушки, зенитки, пулеметы. Делались с помощью спичечных коробков и блестящих металлических шариков от старых подшипников танки и самоходные установки. Потом эти войска расставлялись на полу в соответствии с тактическими планами Герки (красные) и Валерки вместе с мной (белые). Герка всегда был «красным», по иному и быть не могло, ведь ему было двенадцать, а мы мелочь пузатая…

Галерея:

У каждой из противостоящих сторон были подготовлены в огромном количестве малюсенькие пластилиновые катышки – патроны и боеприпасы. Объявлялась война, и катышки летели, направляемые вручную, в сторону войск противника, а особо крупные шарики – ракеты и мины – на дальние фланги, с целью поразить артиллерию и одержать тем самым безоговорочную победу. Побеждал не обязательно Герка, потому что мы тоже были не лыком шиты в умении метко «стрельнуть» в зазевавшегося вояку на переднем фланге, но плакал из-за проигрыша, от обиды, что «сопляки» его «сделали» - это только Герка мог себе позволить. Нам-то не обидно было ему проигрывать, подумаешь, пластилиновые войны!

Телевизор – редкость, холодильник не в каждой семье, стиральная машина – тоже предмет роскоши, слова «компьютер» никто из нас и не слыхивал. Но вот эти баталии на полу, наверно, были прообразом будущих военных компьютерных игр, которыми так массово увлекаются нынешние мальчишки.

Кино мы смотрели чаще всего в кинотеатре, это было доступно и по цене билета (10 копеек), и по ассортименту фильмов, которых в течение дня в нашем гайвинском кинотеатре «Родина» показывалось от трёх до пяти кинокартин. А сеансов было и того больше – если первый начинался часов в 8 утра, то последний в 22. Но детей пускали строго до 15-ти. Не лет, часов, конечно.

Галерея:

Мы с Валеркой дружили очень ровно, никогда не ссорились. Он мальчишка был мягкий и покладистый, очень добрый, ни разу не жадничал, готов был поделиться всем, что у него было. Даже одну карамельку и ту делил, разгрызал и протягивал половину. Он любил со мной играть, болтать и очень мне доверял. А я его доверием однажды коварно злоупотребила.

Валеркины родители – тетя Оля и дядя Гена – так же, как и мои, целыми днями были на работе, а мальчишки на тот момент, о котором я повествую, оба учились в первую смену. Я же – во вторую и знала, что, уходя в школу, они закрывали входную дверь ключом, который был один на двоих, и ключик клали под резиновый коврик. Видимо, для того, чтобы тот, кто освободится от занятий раньше, мог воспользоваться ключом, а не ждать брата на улице. Или просто ключ был потерян, а заказать дубликат ни у кого из родителей не доходили руки. Не знаю. Однако, я не раз видела собственными глазами возвратившегося из школы Валерку, который, нисколько не смущаясь меня, отгибал коврик, доставал ключ и отпирал дверь в квартиру. До моего ухода на уроки мы ещё вместе успевали во что-нибудь поиграть.

Однажды утром, когда все уроки были выполнены, заняться было нечем, я решила сходить к ним в гости. Хотя подозревала, что дома никого нет. Но подумала, что, может, Валерка или Герка заболели и не пошли в школу, и тогда мы поиграем. А может быть, я пошла, надеясь, что дома кто-нибудь из родителей, и они впустят меня посмотреть телевизор (у нас своего ещё не было). Ну, в общем, не важно, зачем я к ним пошла, но уж точно не за тем, за что сейчас сижу и краснею.

Такой вот агрегат примерно. СССР.
Такой вот агрегат примерно. СССР.

Я спустилась вниз, постучала в их дверь. Естественно никто не открыл. Что двигало мною в тот момент, как такое в голову пришло? Но пришло буквально следующее: возьму ключ из-под коврика – вот он лежит (приподняла коврик) – зайду в квартиру и просто посмотрю телевизор. Только телевизор и всё! Никто ведь не узнает, только посмотрю часик и всё… так же закрою и положу ключ на прежнее место.

Подумано – сделано. Без проблем справившись с замком, я зашла в квартиру и закрылась изнутри (всё-таки понимала, что кто-нибудь из соседей может заметить приоткрытую дверь и обнаружить девчонку в чужой квартире). Пройдя в комнату, включила телевизор, уселась в кресло и приготовилась получать визуальное удовольствие. Долго ли я просидела? Минут десять, если не меньше. Мой длинный любопытный нос хотел сунуться в какую-нибудь дырку, в какой-нибудь ящик и посмотреть, что там лежит. Ну, просто любопытно и всё.

На кухне обнаружила металлический рубль, лежащий на столе, вместе с запиской: «Гера! Купи хлеб, молоко, сметану. Мама». Я уже говорила, что один рубль – это были большие деньги, на которые можно было столько всего купить, что даже фантазии моей не хватало на «помечтать».

Рубленька. Рубличек. Рубль!
Рубленька. Рубличек. Рубль!

В общем, вы понимаете уже, что я присвоила этот рубль. Попросту говоря, украла. Зажав его в руке, выключила телевизор, быстренько покинула квартиру, не забыв запереть дверь и положить ключ под коврик. Словно я там и не бывала!

Даже не поднимаясь домой, побежала тратить «награбленное». Я наелась от души мороженого, пирожного, напокупала всяких зеркалец, тетрадок, относительно дорогую шариковую ручку, цветных карандашей, пластилина… словом, потратилась и, вернувшись домой, затырила нечестным путём приобретённые сокровища по углам. Чтобы мама не нашла. Придя в школу, я не только пообедала положенным обедом, но и позволила себе булочку и стакан сока в школьном буфете. Чего просто никогда прежде не бывало!

  • Это не конец преступления. Продолжение через день.

Мемуары Маруси. Все главы.

#мемуаристика #мемуарыизСССР #ребеноксоветскогосоюза #детипятидесятых #детишестидесятых #советскоедетство #сссрдети #школьникивссср #детскоеворовство #пермьгайва #ссср1966 #камгэспермь #семьяссср #кунгур #школасоветскогосоюза #детскаядружба #советскаяшкола