В год празднования 40-летия создания производственной фирмы (ПФ) «КАМАЗавтоцентр» (https://dzen.ru/media/id/5f86bca34872967f57b4efa2/istoriia-kamaza-rasskazyvaiut-dokumenty-o-firme-kamazavtocentr-63d90a140878d4264ec933c8) продолжу знакомство с материалами, относящимися к созданию разветвлённой сети автоцентров КАМАЗа.
Автоцентры КАМАЗа стали появляться на территории Украинской ССР в то же время, как и в других городах Советского Союза. Уже к концу 1970-х годов на Украине действовали 5 автоцентров в Днепропетровске, Донецке, Харькове, Тульчине, Львове.
Внизу приказ генерального директора КАМАЗа «О создании Центра обеспечения запчастями и наблюдению за эксплуатацией автомобилей КАМАЗ по Донецкой зоне» от 3 февраля 1978 года.
Внизу приказы генерального директора КАМАЗа о создании подобных автоцентров во Львовской и Одесских зонах.
В Музее КАМАЗа хранится текст договора между министерством транспорта Украинской ССР, КАМАЗом и Государственным автотранспортным научно-исследовательским и проектным институтом.
К началу 1988 года на Украине работали 26 специализированных автоцентров, которые были созданы для обслуживания 90 000 автомобилей КАМАЗ.
Внизу приказ генерального директора КАМАЗа «О совершенствовании организации управления Украинского республиканского автоцентра «КАМАЗ» от 27 февраля 1988 года.
О работе камазовского автоцентра в городе Ворошиловград (ныне - Луганск) рассказывает газета «Рабочий КАМАЗа» от 30 сентября 1986 года.
С распадом Советского Союза руководство КАМАЗа, недальновидно полагая, что Украина, да и все страны СНГ останутся постоянными потребителями камазовских грузовиков по сложившейся традиции, перестал уделять должное внимание развитию своих автоцентров на территории соседних стран. К тому же начался необратимый и сложный процесс преобразования камазовских автоцентров, их выхода из камазовской системы. Бех Николай Иванович – генеральный директор КАМАЗа (1987-1997) пытался предпринимать шаги по наведению порядка с продажей и обслуживанием камазовских грузовиков. Автоцентры были преобразованы в дистрибьюторско-дилерские центры.
Внизу протокол встречи с Кучмой Л.Д. - Президентом Украины, проходившей в Киеве 6 января 1995 года.
В то время предполагалось создание ОАО «КТО-Украина».
Стоит сказать, что в первой половине 1990-х годов камазовские автомобили уже стали поступать на Украину по «серым схемам». КАМАЗ стремительно терял своё влияние на развитие украинских автоцентров. Постоянные попытки упорядочить их работу ни к чему не приводили. Внизу ещё один документ, в котором говорится о попытке создания Ассоциации украинских автоцентров с целью проведения единой политики по реализации и обслуживанию автомобилей КАМАЗ.
Исследование о том, что происходило на рынке продаж грузовых автомобилей на Украине в 1990-х года ещё ждет своего часа. Но что касается автомобилей КАМАЗ, то 13 октября 2001 года в газете «Вести КАМАЗа» выходит статья с броским заголовком «КАМАЗ возвращается (выделено мной) на рынок Украины»
Внизу интересная информация из «Вестника для дилеров и сервисных центров», изданного в январе 2005 года.
Внизу диплом Киевского международного автосалона, которым был награждён КАМАЗ в мае 2006 года.
В 2010 году на Украине работали 75 000 автомобилей КАМАЗ. (Для сравнения. В Таджикистане в то год насчитывалось чуть больше 5 000 камазовских грузовиков). Известно, что в 2010 году для борьбы с «серым рынком» на Украине создал официального импортёра в эту страну - «Торговую компанию «КАМАЗ», которая просуществовала до 2014 года.
Внизу образцы рекламной кампании «Автомобиль, который зарабатывает деньги», проведённой сотрудниками КАМАЗа на Украине в 2011 году.
Несмотря на предпринимаемые КАМАЗом меры по развитию сотрудничества с украинскими партнёрами жизнь внесла свои коррективы. После государственного переворота 2014 года, 16 марта того же года боевики организации «Правый Сектор» (деятельность экстремистской организации запрещена на территории РФ) захватили 43 автомобиля у дилера КАМАЗА в Чернигове. Начиная с этого момента КАМАЗ перестаёт работать с представителями Украины и уходит практически из всех дилерских центров на Украине.
А в настоящее время другие автомобили КАМАЗ ездят по Украине, но это совсем другая история...