Найти в Дзене
InFocus

Как выигрывать войны, не переходя границ…

Размышления писателя и политолога из Гватемалы Марсело Колусси (InFocus уже публиковал одну из его статей - https://dzen.ru/a/Ys2kB0T7IRWdCiT7) о том, какими способами США продвигали (и продолжают продвигать) свое влияние в Латинской Америке, актуальны и для России. В данном случае не имеются в виду прямые военные вмешательства с целью свержения неугодных или поддержки угодных Вашингтону режимов. Арсенал приемов распространения американского влияния хорошо разработан и достаточно обширен. Среди них один из успешных - так называемая «мягкая сила», экспансия гуманитарным путем с помощью самими же созданных и финансируемых неправительственных организаций, грантов, издания соответствующей литературы и внедрения школьных программ, ориентированных на западные стандарты.

США «работают» не только с элитами, но и с населением, взращивая представления об Америке как единственном оплоте свободы и демократии, насаждая в умах образцы своих ценностей и жизненных норм.

В России практически тридцать лет не принимали во внимание значение «мягкой силы» - универсального инструмента, который американцы активно использовали для расширения и укрепления своего присутствия, в частности, в государствах постсоветского пространства* да и в самой Российской Федерации.

Фото М. Колусси
Фото М. Колусси

Международное сотрудничество и НПО

Так называемое “международное сотрудничество”, которое на протяжении многих десятилетий самые могущественные капиталистические страны (США, Западная Европа, Япония, Канада) предоставляют глобальному Югу (Латинская Америка, Африка, регионы Азии) - далеко не сотрудничество. Это «невооруженная стратегия борьбы с повстанцами», герильеро, инакомыслящими, в том виде, в каком она была задумана американскими идеологами изначально, концепция, которая не менялась с течением времени.

Первая инициатива в области подобного «сотрудничества» была выдвинута Соединенными Штатами и называлась «Альянс во имя прогресса». Ее создавали в 60-е годы прошлого века при администрации президента Джона Кеннеди. – того самого, которого убили, когда он посягнул на интересы военно-промышленного комплекса США, не желая продолжения войны во Вьетнаме. Эта стратегия возникла сразу после кубинской революции 1959 года как защитный механизм от «социальных потрясений». Своеобразная «подушка» для смягчения волнений в самых бедных государствах, чтобы попытаться избежать перемен в странах, которые, как Куба, в любой момент могут сойти с капиталистической орбиты, перейдя к социализму. Иными словами: эффективное оружие социального контроля.

подготовка кадров для переворота в Венесуэле под руководством USAID *
подготовка кадров для переворота в Венесуэле под руководством USAID *

Вслед за США к подобного рода действиям присоединились и другие капиталистические государства; таким образом, в 1971 году самые процветающие страны, способные обеспечить сотрудничество с постоянно эксплуатируемым и бедным Югом, зафиксировали в рамках Организации Объединенных Наций обязательство ежегодно вносить 0,7 процента взносов от валового внутреннего продукта в ее бюджет, чтобы эти средства направлялись на международную помощь в целях развития.

Сегодня, 50 лет спустя, очень немногие из таких стран достигают цели развития. Ни одна страна Глобального Юга не вышла из состояния изоляции и стагнации благодаря этой «помощи». Более того, если бы обязательство по оказанию большей «помощи» Югу действительно было выполнено, это никак не изменило бы ситуацию. Декларируемое «сотрудничество» Север-Юг никоим образом не может ликвидировать проблему бедности и сравнительной отсталости «слаборазвитых» стран. Как говорил с горькой иронией выдающийся аргентинский философ и писатель Рауль Скалабрини Ортис: «Наше невежество спланировано великой мудростью». Так называемая “отсталость” и зависимость Глобального Юга (бывшего «третьего мира») от имперских центров не устраняются благотворительностью.

Фото Рауль Скалабрини Ортис
Фото Рауль Скалабрини Ортис

Невозможно ожидать эффекта от помощи, которая обусловлена скрытыми политическими целями, не исходила бы от сиюминутных интересов власти. Из выделенных на сотрудничество около 60 миллиардов долларов в год, на самом деле, не более 20% достигают якобы «пользующегося этими благами» население Юга. Все остальное возвращается к бюрократическим структурам и империалистическим корпорациям, именно они извлекают из того же региона, куда направляют эту помощь, 500 миллиардов в качестве прибыли либо в виде взыскания внешнего долга, либо посредством жестокого разграбления ресурсов. Это ни в коей мере не является сотрудничеством! И делается не из чувства вины или реальной солидарности с «самыми нуждающимися». Напротив, это тонкий способ контроля изнутри, связывающего правительства, получающие такую поддержку, и порождающего так называемые НПО (неправительственные организации), которые несут основную ответственность за обеспечение жизнеспособности подобных фондов.

Среди НПО есть организации на любой вкус, размер, цвет и запах. Они повсюду: на Севере (как правило, они сотрудничают с бедными слоями населения как в своих странах, так и в странах Юга) и на Юге (используя средства, поступающие с процветающего Севера). Они занимаются такими вопросами как устойчивое развитие, образование, права человека, здравоохранение, продвижение культуры, окружающая среда и т. д. Существуют они за счет различных источников финансирования: помимо государственных средств, за счет благотворительных взносов, пожертвований крупных частных компаний (говорят, возможно, через «отмывание денег»). Но схема всегда одна и та же: Север жертвует, Юг получает. Некоторые из таких «жертвователей» незначительны, другие - монстры глобального масштаба, иногда оказывающие сильное влияние на государственную политику стран, где они действуют. В основном это светские организации, но есть и те, кто связан с церквями (католическими, протестантскими). Иными словами: среди НПО есть все, абсолютно все.

Беспорядки на Кубе в 21 году, подогретые  США через НПО
Беспорядки на Кубе в 21 году, подогретые США через НПО

Однако, если оставить за скобками благие намерения, нет никаких сомнений, что их влияние двусмысленно. Не понятно все же, почему надо подменять функции, присущие государству, какими-то частными структурами? В то время как политика «сотрудничества в целях развития» существует уже полвека, рост НПО совпадает с ростом неолиберализма с 80-х годов прошлого века, при этом заметно ослабляя национальные государства.

Программы, реализуемые ими, можно охарактеризовать метким определением лидера общины из Чимальтенанго, Гватемала: «Они чешут там, где не чешется». Реагируя на запретные линии, установленные северными державами, откуда поступает финансирование, мы делаем то, что предписывают эти доминирующие капиталистические страны, но не то, что нужно бедному населению своих стран, на которое вроде бы и направлены эти усилия. Эффект, который создают эти средства, - это неустанная борьба местного персонала за их получение, что способствует расколу в подходе к общественной активности. Каждая небольшая группа выступает со своим конкретным требованием: защитники окружающей среды - здесь, феминистки - там, этнические требования, с одной стороны, сексуальное разнообразие - с другой. Общественная энергия дробится на отдельные усилия, которые в конечном итоге способствуют старому принципу «разделяй и властвуй». Конечно, тема классовой борьбы и социальной революции даже не упоминается. Система может быть поставлена под сомнение только в той степени, которую допускают финансисты-доноры. Если протест становится слишком «громким», финансирование прекращается.

Помимо предполагаемых “благих намерений”, нет никаких сомнений в том, что влияние НПО сомнительно во многих отношениях. Вместо того, чтобы заниматься реальной гуманитарной деятельностью, они начинают подменять функции, присущие государств. Но, видимо, экспансия неолиберализма, подводя национальные государства к грани банкротства, одновременно подчиняла и искажала суть предназначения общественных НПО.

Рисунок Франческо Орассини, Мексика
Рисунок Франческо Орассини, Мексика

Капиталистическая система хорошо знает свое дело. Подачки, поступающие в качестве международной «помощи», служит только для того, чтобы усыпить и расколоть общество. Настоящие изменения нельзя реализовать с помощью подобной «благотворительности». Изменения должны осуществляться только самими людьми, населением, организованным, имеющим хорошо продуманный проект преобразований. Иначе не избавиться от «политкорректных» действий, которые держат нас с согбенной спиной.

Марсело Колусси

(Пер. с испанского)

Об авторе:

Марсело Колусси, писатель, политолог, психолог. Уроженец Аргентины, он более 20 лет проживает в Гватемале. Преподает в университете.

Р.S. Первоначальной проблемой Латинской Америки и стран Карибского бассейна стала их разобщенность перед лицом испанского империализма, а затем и гегемонии США. Выход из этой ситуации давно известен - это мечта Симона Боливара об интеграции. По инициативе Венесуэлы этот процесс был начат с создания проекта ПетроАмерика (PetroAmerica), (...)

В наши дни мы являемся свидетелями развития процесса интеграции в Латинской Америке в политических и экономических областях. Крупные предприятия объединяются, государства образуют блоки. Такой была мечта Боливара: «Создание единой республики из государств, освобожденных от испанской короны». Мечта не смогла осуществиться до настоящего времени. Революция Боливара в Венесуэле - это действительно популярный демократический процесс с активным участием общественности, что было давно забыто. Цель этой революции - латино-американская интеграция через долговременный и справедливый рост.

Сегодня не надо взрывать мосты или перерезать линии связи. Можно выигрывать войны, не переходя границ, если полностью контролируется информационная сфера соответствующего государства.

* В 2013 году президент РФ Владимир Путин сообщил, что на территории Российской Федерации продолжают действовать 654 неправительственные организации, финансируемые из-за рубежа. В 2022 году был создан единый российский реестр иноагентов — НКО, физлиц, физлиц-СМИ и незарегистрированных общественных объединений. На 5 мая 2023 года в реестре было 598 позиций.

-6

Технологии социальной трансформации успешно применялись в Киргизии. Сейчас там действует более 18 тысяч НПО/НКО – колоссальное количество для страны с 6 миллионами населения. Киргизию называют «страной НПО». Присутствие в республике прозападных фондов видно на каждом шагу. Многие госструктуры располагают купленной ими техникой. Компьютеры с ярлыком USAID стоят в мэриях многих киргизских городов.
Небольшая Армения буквально нашпигована НПО: в министерстве юстиции их зарегистрировано около 3,5 тысячи! (22 г.). Около 40 НКО, финансируемых USAID, NED (
якобы частный фонд, финансируемый Конгрессом США, запрещен на территории РФ) , Джорджем Соросом, а также британскими и турецкими фондами. С учетом количества зарегистрированных для выборов избирателей - по одной "неправительственной организации" на каждые 800 человек! Их суммарный ежегодный доход достигает 2 млн долларов, а общий годовой бюджет – более 33 млн долларов. Согласно исследованию, процесс форматирования внутренней политики, государственных институтов и общественного сектора в Армении уже практически завершен: идет активное форматирование внешней политики.

В Грузии зарегистрировано около 10 тысяч подобных организаций. В Молдове – 14 тысяч. Кстати, в Болгарии, например, USAID, настоящий спрут американского экспансионизма, уже несколько лет скрывается под новым названием – «Америка для Болгарии». Оно маскирует свою деятельность через ряд гуманитарных проектов, «воспитывая» в интересах глобального проекта США «безродных «туземцев».