Конкурсы красоты — это демонстрация бессмысленности мира, в котором мы живем, классического, мачо–, бело-центричного, меркантильного, доминирующего силами, порождающими поверхностную массовую культуру, — все это побуждает продолжать борьбу за «другой возможный мир». Марсело Колусси, писатель, политолог, Испания-Гватемала
I
Красота, что всегда так трудно определить, присуща всем человеческим существам, даже если не проявляется с первого взгляда. Красота рождает, например, стремление к эстетическому удовольствию, удовольствию чувств. Красота идет рука об руку с тем, что мы называем возвышенным, что радует нас. Есть искусство, возможно, высшая форма поиска красоты; но мы также можем найти ее в повседневности, в любой мелочи практической жизни. Великий поэт Пабло Неруда посвятил оды «красивым» овощам. Артишоки, помимо того, что вкусны и питательны, могут быть красивыми?
«Красота» человека — трудная, спорная тема; этика испокон веков занималась этими вопросами. Красота материальный или духовный феномен? И если человеческая красота существует, это заставляет нас задуматься о том, что является ее противоположностью: уродство? Но по каким критериям измерять, кто красив, а кто уродлив? И вообще, можно ли это измерить? Тем более: для чего?
Ценности, связанные с физической красотой, относительны, условны. Черная кожа красивее или белая? Нос, проколотый костью животного или губа с металлическим кольцом более красивы, чем нос и губы без этого? В какой момент мы начинаем говорить о чем-то – это уродливо? Является ли более красивой женская грудь, которая никогда не знала бюстгальтера –как у женщин некоторых племен в Африке к югу от Сахары — дряблая, опущенная почти до талии, — чем упругая, накаченная силиконом, как у многих западных женщин? Что красивее: светлые волосы или черные? Лысый заведомо уродлив? И разве ножки китаянки, бинтовавшиеся с детства и поэтому крошечные, деформированные, красивее, чем ноги 44 размера? А придают ли красоты татуировки? Почему сейчас их так обильно наносят на тело? Еще несколько десятилетий назад тату были достоянием маргинальных сообществ – бандитов, воров, секс-работников. Тогда тату признавали уродливыми? Стали ли красивее те аксессуары, которыми раньше считались принадлежностью некоторых племен в Африке? Разве им изначально не присуща своя красота? Наконец, действительно ли Мона Лиза красива, или она была толстушкой с большим количеством лишних килограммов? Как видим, ответить на такие вопросы – трудная задача.
Итак, первый вывод: красота относительна, а оценки ее историчны.
Но стоит никогда не забывать: в глобализированном мире, основательно управляемом идеей прибыли, экономической выгодой, красота также становится товаром, частью потребления. В капиталистическом укладе ничто не спасает от возможности трансформировать добро в категорию потребительства, превратить в товар. Конечно, продается и красота.
Что же поставлено на карту сегодня? В основном, то, что следует меркантильной логике. Возвышение физической красоты (женской или мужской) на протяжении всей истории человечества, в основном, не было направлено в русло коммерции. Подобное возвышение связывалось с духовными потенциалами человека. Красоте поклонялись, воспевали, запечатлевали в мраморе и на полотнах. Коммерциализация красоты, породившая целую индустрию ее «производства», в том числе – охватившая почти весь мир эпидемия конкурсов красоты, это достояние нашего торгашеского времени. Сегодня нас через прессу, глянцевые журналы, ТВ, интернет погрузили в навязчивый поиск красоты, представляемой по определенным моделям, и мы вовлекаемся в это, даже если у нас нет еды и мы неграмотны.
Вспомним британскую модель Твигги, икону 60-х… Ее популярность вышла далеко за рамки модной индустрии. В конце 60-х она стала ролевой моделью для огромного количества девушек, которые истязали себя диетами, пытаясь добиться хрупкости и утонченности. «Она не ошибка. Это мини-девушка для нашей мини-эры. Она выглядит вкусно» — писали о ней.
Второй вывод: физическая красота, как мы ее понимаем сегодня, является потребительским товаром, своеобразным «посланием» обществ, где не знают, что делать с избыточными деньгами и свободным временем и где после удовлетворения основных потребностей возникло «обязательство» быть красивой / -вым в соответствии с установленными критериями. Обязательство, которое переносится и на бедные страны юга, создавая болезненные процессы отклонения от привычных и традиционных норм.
В современном капиталистическом мире, завещанном нам двадцатым веком, физическая красота — это товар женского потребления. К концу столетия, и уже в XXI –ом, мужчины также получают доступ к потреблению этого нового продукта. И хотя на сегодняшний день красота все еще идет на продажу в женском качестве, существуют и мужские конкурсы красоты.
Третий вывод: в патриархальном мире женщины по-прежнему остаются объектом для мужчин, как «живые куклы», укрепляя исторические стереотипы.
Тот факт, что мужчин все больше заботит физическая «красота» – главным образом, в богатых обществах, где имеются избыточные ресурсы,– никоим образом не означает равенства в гендерных правах. То, что существует мода на «метросексуалов» (мужчин так же, как и женщин), не говорит о человеческом прогрессе. Во всяком случае, это свидетельствует о росте тенденции, которая должна скорее пугать нас: пока где-то в мире человек продолжает умирать от голода каждые 7 секунд, и пока производство вооружений остается основным бизнесом человечества – сейчас на земле происходит около 50 боевых столкновений — укрепляется жадное стремление к потреблению того, что «делает нас красивыми»: пластические операции, диеты, силиконы для имплантатов, омолаживающая косметика, лечение кожи, стилисты для волос, уход за ногтями, центры загара, процедуры для борьбы со старением… Все это вместе выставляет счета на сумму не менее 500.000 миллионов долларов в год (согласно прогнозам CB Insights, в 2023 году косметическая промышленность будет генерировать 800.000 миллионов долларов).
Кто-то реально считает, что все это даст человечеству больше красоты?
Четвертый вывод: поверхностное, банальное, искусственное занимает все более ведущее место в гедонистической цивилизации, навязываемой безудержным капиталистическим рынком. Форма превосходит содержание.
Сейчас существует невероятное количество международных конкурсов красоты с мощной экономической подоплекой и с широким привлечением средств массовой информации: свыше 50 в год, то есть, более одного в неделю. Самым помпезным, несомненно, является Мисс Вселенная, но назовем еще некоторые из многих существующих, чтобы показать масштаб: Мисс Мира, Мисс Европа, Мисс Америка, Мисс Лето-Международный, Мисс Бикини-Международный, Мисс праздник, Королева месяца, Самая красивая замужняя леди, Мисс Интернет Мексика-США, Мисс Интернет Гватемала-США, Мисс Интернет Сальвадор-США, самый красивый бюст, самые красивые ноги, Мисс Латина, самый красивый студент, Самая красивая блондинка, Самая красивая брюнетка, Мисс футбол, Самый красивый спортсмен, Самые красивые бедра, Самый красивый работник банка, Мисс зима, Мисс Рождество, Мисс Новый год.
Даже самые бедные, самые отсталые страны, те, где основные жизненные потребности не удовлетворяются, копируют и воспроизводят причуды богатого Севера, причуды, которые не имеют ничего общего с их подлинными реалиями и нуждами. Таким образом, мы можем увидеть конкурсы красоты в любой трущобе, деревне или народном коллективе глобального Юга, на латиноамериканской уличной ярмарке, на собрании профсоюза, на школьной вечеринке, в любой городской маргинальной зоне. У нас есть Королева красоты в любом латиноамериканском сообществе или Королева африканских племен среди соломенных хижин. Жалкие последствия глобализации?
III
Согласно Википедии конкурс красоты «Мисс Вселенная» организовали в начале 1950-х годов. Он обязан своим существованием «Мисс Америка» 1951 года Иоланде Бетбезе, которая отказалась позировать в одном из купальников «Каталина», вызвав разрыв контракта текстильной компании Pacific Mills с «Мисс Америкой» для продвижения бренда, заставив Pacific Mills создать свой собственный конкурс в партнерстве с городским советом Лонг-Бич (Калифорния, США).
В 1972 году конкурс покинул Калифорнию, чтобы начать свое путешествие по миру. С этого момента у него появилось несколько штаб-квартир на пяти континентах, и туда приезжают из всех уголков планеты.
Конкурс Мисс Мира –еще один крупный конкурс такого рода – состоялся впервые в Великобритании в 1951 году, а известность его выросла благодаря телевидению. Это ТВ-шоу занимая третье место в мировом рейтинге по количеству зрителей после финала чемпионата мира по футболу и церемонии открытия Олимпиады. Его аудитория — более двух миллиардов человек.
Все подобные супер маркетинговые конкурсы проводятся мощными бизнес-организациями, которые зарабатывают на этом огромные деньги. Например, «Мисс Вселенная» — это франшиза, которая обновляется ежегодно. В каждой стране, заинтересованной в отправке кандидата на международный конкурс, есть держатель этой франшизы, который после выплаты некоторой суммы в зависимости от экономических возможностей имеет права отправлять своего делегата в соответствии с правилами, установленными компанией Miss Universe.
Четвертый, почти вынужденный, вывод: какую вы выбираете жизнь? Быть красивой по-своему или красивой в соответствии с предложенными на весь мир стандартами? Неужели более страстные у вас любовники, если вы на диетах или блондинка с искусно накрашенными ногтями и накаченными губами, после операции, убирающей морщины, или с увеличенной силиконом грудью? Здоровее ли быть просто красивой / или в соответствии с критериями моды и всевозможных соревнований в «красоте»?
Как с горечью выразилась одна из претенденток на звание «Мисс Пуэрто-Рико» после конкурса: «разве «Мисс Пуэрто-Рико» представляет настоящую пуэрто-риканскую женщину?»
Добавляют ажиотажа родители, толкающие своих совсем юных детей в эту конкурсную коммерческую мясорубку. Изнуряют их диетами, а то и хирургическими операциями. Но разве целлюлит, растяжки или не совсем правильный нос умаляют нашу красоту? В чьих глазах? В конце концов, для чего столько жертв, если буквально через год –другой победители снова станут анонимами, будут жить так, как жили до своего игрового «королевского» триумфа.
На этих конкурсах «королеве» умело создается определенный имидж, чтобы она становилась предметом мечты для множества юных созданий, которые свято верят, что, позируя рядом с владельцами крупных компаний (почти всегда мужчин), снимаясь в рекламных роликах, эта девушка входит в какую-то новую волшебную жизнь… И у них есть на это шанс где-нибудь в деревушке в Индии… не понимая, что все это лишь маркетинговый прием, соревнование амбиций и огромных денег, а «королева» — объект, украшение, которое улыбается рядом с губернаторами, журналистами из мировых агентств, но чей голос и мнение — не что иное, как эхо в пустоте.
И последнее: все эти конкурсы красоты — демонстрация бессмысленности мира, в котором мы живем, – классического, мачо–, бело-центристского, меркантильного, где доминируют силы, порождающие массовую культуру. Осознание этого должно побуждать каждого из нас продолжать борьбу за «другой возможный мир».
Марсело Колусси (пер. с исп.)
Читайте больше материалов на нашем сайте