Найти в Дзене
Ia-centr.ru

Как в Узбекистане зародился уникальный «русский авангард Туркестана»?

История взаимоотношений России и стран Центральной Азии насчитывает несколько веков. Это не только политика, экономика, безопасность, но и культурный обмен.  Взаимопроникновение традиций и культур дало толчок развитию искусства и породило много удивительных направлений в различных жанрах. Заместитель председателя «Женской Лиги журналистов и блогеров» Алла Шеляпина рассказала Ia-centr.ru, как проходило взаимодействие культур и откуда появился уникальный «русский авангард Туркестана».

— В чём заключались особенности русско-узбекского творчества в годы СССР? Что его сформировало?

— Новая волна культурного и экономического ренессанса пришла в Центральную Азию вместе с советской властью. Именно в 1930-х годах были заложены основы, породившие в дальнейшем удивительный мир русско-узбекского искусства.

Уникальное культурное наследие региона влекло в эти края русских художников, поэтов, музыкантов, историков, археологов и других специалистов.

Добавим сюда две большие волны переселенцев: в 1941–1942 годах массовая эвакуация из Центральной России, Москвы и блокадного Ленинграда и восстановление Ташкента после знаменитого землетрясения 1966 года, когда в город приехали сотни тысяч людей со всего Союза.

Свою роль в свободе творчества советского периода сыграла и существенная отдалённость творцов от пристального редакторского взгляда столичных чиновников.

 Какие уникальные разновидности или формы творчества породил культурный обмен между Россией и Узбекистаном? Как они эволюционировали с течением времени?

— В Узбекистане зародился уникальный русский авангард Туркестана, созданный русскими и узбекскими художниками в период 1930–1950х годов XX в. и собранный удивительным мастером и подвижником Игорем Савицким. Его коллекция хранится в Государственном музее искусств им. Савицкого в Нукусе. Такого собрания (по уровню работ и их количеству) нет больше нигде в мире, кроме, пожалуй, собрания авангарда в Русском музее Санкт-Петербурга.

Мазель и учащиеся Ударной Школы Востока. Большая дорога. Эскиз росписи обкома партии в Ашхабаде. 1922
Мазель и учащиеся Ударной Школы Востока. Большая дорога. Эскиз росписи обкома партии в Ашхабаде. 1922

Александр Волков. Беседа под веткой граната. Из серии «Восточный примитив».1918-1919
Александр Волков. Беседа под веткой граната. Из серии «Восточный примитив».1918-1919

В Москве выставка работ из собрания музея была организована лишь раз, кратковременно, в 2018 году. Она была приурочена к официальному визиту президента Узбекистана Шавката Мирзиёева.

Избранные статьи в telegram-канале Ia-centr.ru.