Гид, которая везла нас в парк Потлач, оказалась ужасной болтушкой и в деталях рассказала нам о жизни "гастарбайтеров" -приезжают в начале апреля, живут в общежитиях (ей повезло - она одна в комнате, многие живут по двое), уезжают в октябре. Все безумно дорого - ее комната $600 в месяц, для экономии, питаются в основном, рыбой, которую зачастую даром отдают туристы-рыбаки. Она работает на 3-х работах, зато может отдыхать остальные 5 месяцев в году.
Благодаря говорливой экскурсоводше, поездка в парк тотемных столбов Потлач оказалась очень интересной и информативной. В парке мы увидели не только невероятные тотемные столбы, но и огромную коллекцию старинного огнестрельного оружия и коллекцию старинных автомобилей, и даже встретились с резчиком тотемных столбов!
Потлач парк был построен на месте поселения тлинкитов, в русских источниках "кOлоши" и даже "кAлоши." Племя до прихода белых занималось в основном рыбалкой, главным образом на лосося и сельдь, как в реках, так и в море, а также охотой. Хорошо владели ремеслами, строили каноэ, вырезали из дерева тотемные столбы, посуду, утварь, простую мебель, плели корзины, циновки, изготовляли ткани. Ещё до прихода европейцев умели обрабатывать железо. Среди орудий труда тлинкиты использовали остроги, гарпуны, плетёные ловушки для рыб, сачки, деревянные и костяные рыболовные крючки, ножи и дубинки для глушения рыб и тюленей.
Руcская экспансия привела к военным действиям - только тлинкиты, из основных племен, населявших Аляску (алеуты, хайда,цимшианы, и т.д.) оказали серьезное сопротивление и военные действия продолжалисьс 1792 по 1855 год. Любопытно, что только в октябре 2004 года по инициативе старейшин клана киксади и американских властей на священной поляне тлинкитов состоялась символическая церемония примирения России с индейцами. Россию в ней представляла Ирина Афросина — прапраправнучка первого главного правителя русских колоний в Северной Америке Александра Баранова.
Об этом на экскурсии не говорят – это я со времен увлечения Джеком Лондоном интересовалась тлинкитами. Тлинкиты были отнюдь не красавцами - они специально деформировали черепа младенцев,чтобы лоб был узким, а скулы высоким, а в нижнюю губу вставляли диск диаметром до 12 см. Лица они раскрашивали разными цветами: черной, белой, охристой. Впрочем, это все касалось мужчин и к середин 19 века вышло из моды. Женщины тинклитки были весьма миловидными и иметь "индейскую жену" было обычным делом среди золотоискателей.
Селения тлинкитов состояли из одного или более общинных домов из кедровых досок с крышей из коры, которые строились так, что их можно было собрать или разобрать в течение дня, и при необходимости, перенести на другое место. Небольшие селения имели по 4 — 5 домов, и около 100 человек населения, крупные — до 25 домов и около 1000 человек населения. Летом на рыбалке и охоте они сооружали временные шалаши. Как правило, эти дома были большими (до 100 футов в длину) и в каждом из них были размещены несколько семей одного клана (до 50 чел.). В общинном доме понятие "личное пространство" просто не существовало и их представления о стыдливости радикально отличались от наших.
В центре дома - очаг, где пища готовилась на всех. Запасы тоже хранились в общинном "складе." Oтдельно стоит расписная коптильня - до сих пор пахнет копченой рыбой. Впрочем, возможно, семья владеющая парком, использует ее по назначению. Интересно, что тлинкиты использовали долбленые каноэ из ели и кедра, военные были украшены резьбой.
Для пропитания в суровом климате Аляски тлинкиты полагались на океан. Ягоды и дичь были лишь подспорьем. Как ни странно, грибы в рацион не входили. На выдолбленных из кедровых стволов каноэ длиной до 60 футов тлинкиты ловили треску, палтуса и сельдь, пользуясь копьями и крючками. Охота на китов и тюленей была делом опасным, но один кит мог кормить общину несколько месяцев. Летом через мелководные каменистые реки расставляли ловушки для лосося, плывущего вверх по течению, — призового улова. Рыбу жарили на камнях, коптили и сушили на зиму.
На Аляске растут многие из знакомых нам северных ягод - малина, черника, костяника, морошка, гонобобель, ирга, брусника, клюква. Mне удалось попробовать "сёмужную ягоду" "Хоть похожа на малину, только все же не малина" - аромат очень слабый и нa вкус пресновата. Сушеные ягоды подавали с тюленьим или рыбьим жиром на поминальных ритуалах - мне становится плохо от одной мысли о таком деликатесе.
Самое главное в парке это, конечно, тотемные столбы. Как оказалось, они совершенно не обязательно изображают предков или имеют сакральное значение. Тотемы, как правило, вырезанные из цельного ствола кедра, могли быть иллюстрацией легенд или просто установлены в память какого-то события, например "потлача", о котором речь впереди, или любой богатый человек мог заказать себе тотем. Повезло побеседовать с мастером-резчиком: каждый тотем занимает около года. Резать начинают свежесрубленное дерево - оно высыхает в процессе. Законченный тотем раскрашивали - до появления фабричных красок, краску делали из разжеванной семужьей икры и пигмента - сажи, окиси меди, ягодного сока и глины, так что палитра весьма ограничена. Тотем нельзя чинить или жечь - он стоит пока не упадет - лет 60 - и должен сгнить, где упал.
Тотем "Песня китов" - трогательная история об охотнике, который в погоне за китами оказался на острове, и только помощь ворона, который узнал, где он, и рассказал его жене, помощь китов, которые отвезли жену на остров, и привезли пару обратно, спасло обоих. Именно поэтому киты и возвращаются каждый год.
Тотем с историей "орлиного мальчика": Маленький мальчик любил играть с орлами - кидал им рыбу, которую брал из семейной кладовой, и смотрел, как они подхватывали ее на лету. Когда клану окончательно надоело его увещевать, они просто тихо снялись с места и оставили его на произвол судьбы. Его выкормили орлы, и впоследствии он стал богатым и знаменитым вождем племени. На мальчике необычная шляпа - такие шляпы плели из еловых корней. Она отражала социальный статус, а кольца на тулье показывали, сколько раз человек задавал потлач.
Кстати, о потлаче. Пoтлач — своего рода экономическая "пирамида" и своего рода война за влияние и авторитет: устроитель потлача приглашал всех родственников и знакомых и стремился поразить их своим гостеприимством: на стол выставлялось, все что было, и каждый гость получал богатые дары. Высшим шиком было разориться дотла. Самому уважаемому гостю было долгом чести устроить ответный потлач, чтобы все потраченное вернулось первому устроителю.
Последний день круиза. Ванкувер - порт прибытия. Очень интересный терминал - в виде шатров. У меня была заказана экскурсия через Viator: красные и синии автобусы ходят по определенным маршрутам и можно сойти, а потом снова сесть на любой остановке. Я выбрала поездку по парку Стенли. Там есть "неведомые дорожки", прекрасная набережная, классические сады, и дикие заросли, мощные красные кедры и прочие чудеса. Наконец-то я разгадала загадку странных каменных дольменов вдоль 11 дороги в Канаде - оказывается, это древний индейский знак, означающий "Mилости просим. Мы с вами не воюем". Из парка открывается вид на мост "Львиные ворота" - его делали те же архитекторы и дизайнеры, что делали "Золотые ворота" в Сан Франциско - неудивительно, что они похожи. В общем, завершение поездки было интересным, но это уже другая история. Аляска стала 39 штатом, который я посетила.