- Добром за твое добро тебе платят. - Баба Маня вытерла уголком платка навернувшуюся слезу. - А ты, Мирошка, все твердил, что на мясо его надо… - Баба Маня кивнула на Фунтика. - А оно вона как…
**********************
Дед был самым молодым из четырех оставшихся жителей деревни. При этом не так давно он разменял седьмой десяток. Среди оставшихся числились баба Маня и баба Шура восьмидесяти лет от роду и дед Мирон, который своего возраста не помнил, но точно был старше всех.
Дед не был коренным жителем деревни и вообще был когда-то городским и более того москвичом в нескольких поколениях. Кадровый военный, пятнадцать лет назад выйдя на пенсию и помотавшись перед этим по службе по всей стране, купил он дом в тогда еще живой деревне и сказал, что поездок с него хватит. С женой они давно были в разводе, дочка к тому времени уже заканчивала институт и собиралась замуж. Так что такое его решение никому жизнь не испортило, а он с тех пор дальше районного центра никуда не выезжал и жил чисто деревенской жизнью.
Дочка постоянно звала Деда к себе:
- Пап, ну седьмой десяток ведь уже. Не дай бог, что случится… А у вас ближайший врач в тридцати километрах… Давай уже к нам? И "молодежь" твою пристроили бы в хороший пансион…
- Вот буду лежачим, заберешь и спрашивать не будешь. - Дед и слушать не хотел. - А пока хожу, здесь мое место…
Дочка, надо сказать, приезжала регулярно, не забывала. Раз в неделю появлялась сама или с семейством и привозила продукты на всю их "молодежь".
Хозяйство у Деда было не сказать, что большое, но и работы хватало. Сад, огород, пчелы, рыбалка… А вот скотину никакую принципиально не держал и мясо не ел. Из домашней живности были кот Потапыч, доставшийся ему котенком вместе с купленным домом, подслеповатый уже, но еще вполне активный, и поросенок Фунтик. Последнего Дед приобрел в райцентре, где того продавали еще совсем крохотного, понятно для каких целей. Дед посмотрел, подумал и купил… Для души и для компании. В полгода Фунтик весил уже шестьдесят килограмм и останавливаться на этом числе явно не собирался. При этом он был активным, дружелюбным и жизнерадостным, любил спать на хозяйском диване, носиться по участку и забираться к Деду на ручки…
Последней в доме появилась Красотка. Только на момент появления назвать ее так мог разве что слепой…
Случилось это в октябре. Дело уже явно шло к зиме. Погода была отвратительная. То дождь, то снег, то все вместе. Дед, как обычно, открыл с утра входную дверь, чтобы выпустить Фунтика на прогулку, и услышал его громкое возмущенное хрюканье. Вышел на крыльцо и обнаружил там распластавшееся грязное нечто… При более детальном осмотрении оказалось, что это собака, причем породистая - спаниель. Состояние ее было ужасным: колтуны, клещи, запекшиеся раны, грязь и крайняя степень истощения.
Дед почесал затылок:
- Что, Фунтик, пойдем-посмотрим, что можно сделать… Раз сама к нам приползла, значит, судьба…
Лечил и выхаживал ее Дед долго. Уж больно слабая была и замученная:
- Да, досталось же тебе, бедняга… И как ты здесь очутилась вообще? До ближайшей деревни двадцать километров, и там жителей не намного больше нашего…Ничего, будешь еще красоткой, всем зайцам на загляденье…
Постепенно спаниелька и вправду превращалась из жалкого страшного заморыша в ладненькую огненно-рыжую собаченцую. Раны зажили. Отмытая шерстка закручивалась в веселые кудряшки. Отьедаться, однако, у Красотки категорически не получалось. Она за секунды сметала любую еду, все подряд, была вечно голодной, но при этом оставалась миниатюрной и тощей. А самое страшное, что она ужасно всего боялась. Шарахалась от любого резкого звука, крайне настороженно встречала все новое, чуть что поджимала хвост и пыталась спрятаться. В огромных черных ее глазах все время читался страх. За Дедом она, чуть поправившись, ходила словно хвостик, боясь выпустить его из виду и крайне не желая оставаться одной.
- Бедная моя Красотка… - Дед брал ее на руки и ласково качал, как дитя. - Хлебнула ты горя, однако…
Между собой живность уживалась вполне себе нормально. И если кот в силу своего возраста, обычно просто игнорировал остальных или мог задать трепку в воспитательных целях, Фунтик с Красоткой отлично ладили, играя и находя совместные развлечения.
На дворе во всю хозяйничала зима, особых дел у Деда не было и он потихоньку стал учить Фунтика и Красотку "уму-разуму", как он говорил. Начал с простейших команд, и оказалось, что в паре живность очень даже неплохо справляется. Выучили "сидеть", "лежать", "нельзя", "дай". Постепенно добрались и до более сложных команд и отдельных трюков. Красотка, например, научилась отлично ходить и прыгать на задних лапах. Зато Фунтик, который все больше увеличивался в размерах, мог виртуозно ходить змейкой и очень забавно похрюкивал в ответ на команду "голос". Обоим очень нравилось "перетягивание каната", когда нужно было, зажав в пасти тряпку, пытаться вырвать или отобрать ее у другого. По команде "канат" они дружно хватали один конец тряпки, а второй Дед тянул… Победа часто бывала на стороне живности.
- Пап, ты их еще к школе подготовь. - Дочка каждый раз приезжая удивлялась новым результатам отцовских питомцев. - С такими темпами они у тебя скоро и читать, и писать научатся. Твой метод по телевизору показывать надо…
- А ты мне внука оставляй, я и его по своему методу подготовлю. Пусть соревнуются, у кого быстрее получится. - Дед только улыбался, припоминая дочери, что внуку уже шесть, а читать до сих пор не умеет.
Как-то, уже весной, Дед решил учинить большую стирку. Делал он это по старинке, бултыхая и прополаскивая бельё в речке. Затащил чан с постельным бельем на берег, простирнул сначала в тазу, а потом нагнулся к воде, чтобы прополоскать, поскользнулся и свалился в ледяную воду. А берег довольно крутой и скользкий. Дед и за траву, и за кусты пытался цепляться, да только никак вылезти не получалось. Барахтался, чертыхался в воде и чувствовал, что силы уже на исходе. И тут услышал на берегу какую-то возню. Смотрит, а там Красотка с Фунтиком ползут к краю, задрав хвосты кверху.
- Нельзя, нельзя! - Дед замахал руками, как мог. Вытащить не вытащат, а потонут только все. А потом увидел на берегу простыню, которую собирался полоскать, и смекнул, что это, возможно, его последний шанс. - Канат, Фунтик, канат!
Фунтик хрюкнул, ухватил простыню, закрученную Дедом жгутом, и швырнул один конец вниз! Раздумывать о чудесах свиного интеллекта у Деда уже не было сил. Он ухватился за простыню и еще раз скомандовал: "Канат!".
Фунтик с Красоткой дружно потянули "канат"… Дед, держа одной рукой свой конец простыни, а второй цепляясь за траву, сумел вылезти на берег… Кое-как добрался до дома, разделся догола, укутался в одеяло, залез на горячую печку и отключился…
Проснулся от того, что его "молодежь" в лице двух бабушек и главенствующего деда Мирона учинили совещание возле его печки. Бабульки предлагали будить и отпаивать чаем с мёдом, а дед Мирон говорил, что ему сейчас отоспаться надо и что организм и так "сдюжит", а потом можно и чего покрепче "дрябнуть".
- И чай, и покрепче… - Дед почувствовал, что его организм действительно "сдюжил". - И булку с маслом!
- От напугал, так напугал… - Бабульки зашебуршились, собирая на стол. - Кабы не твоя живность, мы бы и ни слухом, ни духом… А то ж прискакали оба. Один хрюкает, что оглашенный. Другая лаем заливается… Так мы в чем были и к тебе бегом…
- Это что… Они ж меня из воды вдвоем вытащили. - Дед слез с печки и прижал к себе одной рукой Фунтика, а второй - Красотку. - Если б не они, уже бы в деревне на одного жителя меньше было…
- Добром за твое добро тебе платят. - Баба Маня вытерла уголком платка навернувшуюся слезу. - А ты, Мирошка, все твердил, что на мясо его надо… - Баба Маня кивнула на Фунтика. - А оно вона как…
Людмила Прилуцкая
Подписывайтесь на ТГ-канал t.me/...ies, пишите в личку t.me/...ikp
Добрые истории со смыслом и теплотой