Найти тему

Про фильм «Профессионал» (1981), но, всё-таки, совсем не про фильм

Где-то в не очень голоштанном уже детстве друзья по играм говорили, что фильм «Профессионал» (1981-го года выпуска, с Бельмондо в главной роли) — очень крут, обалденен, суперск…, а также выдавали прочие превосходительные эпитеты, располагающие к просмотру.

И, надо сказать, что тогда, в этом самом прекрасном далёке, я его так и не посмотрел — не получилось. Но сегодня восполнил, так сказать, пробел. Вооот…

О самом фильме я сказать не могу решительно ничего. Ну, потому что… А потому что кино это осталось в своём времени. Да и всяческие бельмонды с чилинтанами мне никогда не нравились. Даже несмотря на то, что не все из них французы. Хотя, что французы-то? Нормальные ребята, наверное. Если не учитывать этого их Наполеона. Ну и итальянцы, впрочем, тоже, но без Бенито. И эту лесенку можно бы и продолжить, но ладно…

Что же до нас, то мы без Ста… стаять! Ведь все мы продолжение нашей истории! Как бы сильно нам ни хотелось отринуть прошлое. Увы, погорячился я совсем. В дебри залез, прошу прощения…

Простили? Ну и выдохнем тогда. И вернемся к неестественно белозубому Бельмондо версии 1981-го года. Хотя, к самому актеру возвращаться совсем и не хочется. А хочется — к основной музыкальной теме.

«Одинокий пастух» она называется. Что характерно, в начальных титрах фильма композитором обозначен Эннио Морриконе. Он более известен, по, так называемой, «Долларовой трилогии» Серджо Леоне — ну, знатоки спагетти-вестернов тут же её вспомнят наверняка. Саундтреки к тем фильмам я прям «лублу-абажаю» с такой же силой, с какой, собственно, и к самим фильмам неравнодушен.

Так вот, Морриконе, как оказалось, к «Одинокому пастуху» имеет совсем не прямое отношение. Но это тоже не важно (если уж очень хочется узнать авторство композиции, легко можно нагуглить, но, предупреждаю, там «сложно всё»). А мне бы тут хотелось сказать о самой композиции.

Эту мелодию я слышал значительно раньше упомянутого просмотра. То есть слышал в отрыве от фильма, и она на меня произвела просто потрясающее впечатление. Схожее произвела ещё, пожалуй… Вот ведь, зараза, не могу теперь её найти! Песня, где есть слово «Девона».

Справка из википедии (орфография сохранена):

Девона (дивана, дуана, дубана) — в Средней Азии (Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, Туркмении, Казахстане), а также у других тюркских народов (башкир, татар, азербайджанцев) — странный, сумасшедший, юродивый, одержимый духами. Термин происходит из таджикско-персидского (фарси) девона/fa: دیوانه, и буквально означает «одержимый дэвами».

Но, увы, по этому слову Яндыкc выдаёт только песни какого-то Шахруха. Дай ему Аллах крепкого здоровья, но эта его современщина совсем не то, что я бы хотел найти.

«Девона шам» или «девона шом» (ну правда, не помню я как правильно) — эти сочетания тоже ведут в никуда. А ведь когда-то эта песня у меня была на харде… Куда делась? Ответа нет.

К чему я это всё? А к тому, что тот самый «Одинокий пастух» — это одна из вот таких «фундаментальных» мелодий для меня. Что-то эти самые композиции очень сильно бередят в душе. Нечто глубинное, изначальное. Такое, что я даже боюсь выразить.

Ранее я сравнивал творческих людей с шаманами, с посредниками между миром людей и миром духов. И вот, пожалуй, сравню и сейчас. И не всех (как, впрочем, оговаривался и тогда), но тех, кто сумел. Сумел (пусть даже и единственный раз в жизни) создать такое, что… Что мы даже и не в силах понять.

Я такой не первый «сравнитель». Ни в коем случае! И классики совсем не дадут соврать. Взять те же самые призывы Музы — ну, вот что это, как ни шаманство?

Да это оно и есть. Только вид с немного другого угла.

Так что, фильм-то я посмотрел и забыл. А мелодия осталась, навсегда поселившись в душе.

P. S. В общем, такое дело.

Попутал я конкретно. «Chi Mai» и «Одинокий пастух» — две разные композиции. А перепутать их — это надо было умудриться. Впрочем, у меня это получилось легко и непринуждённо.

Однако ж, всё равно, и «Chi Mai», и «Одинокий пастух» — хорошие. Люблю их одинаково.

Только вот зря на Морриконе нагнал дыму, вы уж простите.