“И было ко мне слово Господа: «Сын человеческий! Обрати лицо твоё на юг, и произнеси слово на полдень, и изреки пророчество на лес южного поля. И скажи южному лесу: ‘Слушай слово Господа — так говорит Господь Бог: Вот, Я зажгу в тебе огонь, и он пожрёт в тебе всякое дерево зеленеющее и всякое дерево сухое. Не погаснет пылающий пламень, и всё будет опалено им от юга до севера. И увидит всякая плоть, что Я, Господь, зажёг его, и он не погаснет’». И сказал я: «О Господи Боже! Они говорят обо мне: ‘Не говорит ли он притчи?’». И было ко мне слово Господа: «Сын человеческий! Обрати лицо твоё к Иерусалиму и произнеси слово на святилища, и изреки пророчество на землю Израилеву, и скажи земле Израилевой — так говорит Господь Бог: ‘Вот, Я — на тебя, и извлеку меч Мой из ножен его, и истреблю у тебя праведного и нечестивого. А для того чтобы истребить у тебя праведного и нечестивого, меч Мой из ножен своих пойдёт на всякую плоть от юга до севера’. И узнает всякая плоть, что Я, Господь, извлёк меч Мой из ножен его, и он уже не возвратится. Ты же, сын человеческий, стенай, сокрушая бёдра твои, и в горести стенай пред глазами их. И когда скажут тебе: ‘Отчего ты стенаешь?’ — скажи: ‘От слуха, что идёт. И растает всякое сердце, и все руки опустятся, и всякий дух изнеможет, и все колени задрожат как вода. Вот, это придёт и сбудется’», — говорит Господь Бог” (Иез. 20:45—21:7).
Стихи 45, 46. Бог велит Иезекиилю “произнести слово на полдень” (ст. 46). На еврейском здесь три разных слова (теймана; даром; негеб). Первые два из них являются обычными поэтическими выражениями для описания южного направления, в то время как третье представляет собой географическое название района, расположенного к югу от Иудейских гор (в современном Израиле это Негев). Тейлор пишет:
“Сегодня это безводная пустыня за исключением тех мест, где проведены ирригационнные работы и культивация почвы, и образовались сельскохозяйственные поселения, но мы знаем, что в ветхозаветные времена по всей Палестине было больше лесов, и потому слова лес южного поля [Нигева; Современный Перевод] нельзя считать только иносказательными. Может быть, Иезекииль придал особую силу своим словам, обратившись к югу во время своего прорицания, в котором предсказывал, что Господь пошлёт лесной пожар, который охватит всю землю от юга до севера. Все увидят его и никто не сможет укрыться от его жара (47; всё будет опалено им). Люди поймут, что это Бог послал его, чтобы судить их”.
Стих 47. “Я зажгу в тебе огонь”, — предупреждает Бог. “Огонь” суда — часто повторяющаяся библейская тема, особенно в книге Иезекииля (5:4; 10:2, 6; 15:4-7; 16:41; 19:12, 14; 21:37; 23:25, 47; 24:10, 12; см. 22:21, 31; 38:19). Суд будет всеобъемлющим; он опалит все зелёные насаждения, всё “от юга до севера”.
Стих 48. Бог навёл огонь суда на Иудею. Когда вавилонские воины в 587(6) г. до н.э. захватили Иерусалим, они сожгли его до основания (Неем. 2:3). По сути, этот суд вершился не руками вавилонян. Произошло то, что обещал Господь: Он зажёг огонь, и тот не погаснет, покуда не сгорит всё. Божий суд действительно будет полным.
Стих 49. Люди спрашивали об Иезекииле: “Не говорит ли он притчи?” “Притча” об огне для них не имела смысла. Возможны два значения этой фразы: (1) Иезекииль говорил бессмыслицу. Разве можно его понять? (2) Его прежние пророчества не исполнились, и потому люди спрашивали: “Почему мы должны верить этому пророчеству?”
Если этот текст связать с текстом главы 21, тогда верной будет первая точка зрения. В 21:1-5 Бог заявляет, что накажет Иудею и Иерусалим. Это тоже объясняет смысл “притчи” об огне.
Стихи 1, 2. Иезекииль должен обратить лицо своё к Иерусалиму (ст. 2). Слушателям Иезекииля в то время нетрудно было понять эту весть. В 20:46 ему было велено: “Обрати лицо твоё на юг, и произнеси слово твоё на полдень, и изреки пророчество на лес южного поля”. Давая Иезекиилю новые инструкции, Бог повторяет те же три глагола: (1) “Обрати лицо твоё к Иерусалиму”. Город подвергнется страшному суду Господа и испытает Его ярость. (2) “Произнеси слово на святилища”. Языческие святые места получат прямое осуждение Бога. (3) “Изреки пророчество на землю Израилеву”. Как выразительно сказано в 20:15, Бог ввёл Свой народ в “красу всех земель”. К сожалению, они употребили землю на то, чтобы построить на ней языческие высоты, а её плоды на содержание своего идолопоклонства и союзов с другими народами.
Стих 3. Как и в стихе 20:47, Бог начинает Своё прорицание суда со слова “Вот”. На этот раз Бог ясно заявляет: “Я — на тебя”. Люди “посеяли” идолослужение и скоро пожнут Божий гнев. Этот гнев будет реализован в страшном мече Господнем. Он говорит: “Извлеку меч Мой из ножен его”. Идея “меча Господня” встречается в ряде пророчеств о врагах Божьего народа (Втор. 32:41; Ис. 31:8; 34:5-8; 66:16; Иер. 25:31; 50:35-37; Соф. 2:12).
Теперь меч Божьего суда направлен на Иерусалим и землю Израильскую. Он “истребит... праведного [всякое дерево зеленеющее из 20:47] и нечестивого [всякое дерево сухое из 20:47]”. Свой меч Господь вложил в руки Навуходоносора. Он будет Божьим орудием истребления, направленным против Израиля и Аммона в этой главе и против Египта в главе 32. Наказание праведных вместе с нечестивыми не противоречит более раннему учению Иезекииля (см. 14:12-20; 18:20) или Быт. 18:23, 25. Когда вавилонские армии нападут на Иерусалим, в битве погибнут как плохие, так и хорошие.
“В Иез. 18 говорится о личной ответственности каждого за свой грех. Это одна сторона медали. Но Библия также признаёт реальность идеи коллективной ответственности, когда приходит время дать отчёт за пагубное влияние некоторых личных грехов. Случай с Аханом в Иис. Н. 7:1-26 является самым лучшим примером солидарной ответственности, потому что, когда согрешил Ахан, было сказано, что согрешил весь Израиль” (Кайзер).
Стихи 4, 5. Божий суд направлен на всякую плоть (см. 7:2; 20:47; Иер. 12:12), то есть на всех людей, которые остались в земле, от юга до севера (ст. 4). Его суд не минует никого; всякий “узнает, что Я, Господь, извлёк меч Мой из ножен его” (ст. 5). Бог не возвратит меч в ножны, пока не свершит Свой суд — только после этого он может быть зачехлён (21:30).
Стихи 6, 7. Иезекиилю велено “стенать, сокрушая бёдра свои” (ст. 6). Если Иеремия часто выражал свои личные переживания, страдания Иезекииля облечены в Божьи слова. Вопрос окружавших его людей поставил его перед необходимостью публично объяснить своё горе. Вопрос “Отчего ты стенаешь?” аналогичен тем, что мы видим в 12:9; 24:19 и 37:18 (см. 20:49). Стенание — ещё один отличительный знак пророка (см. 12:17-20). Иезекиилю нетрудно было исполнить повеление стонать. Любовь к народу и своему городу вызывала в нём глубокое страдание. Это было время великой скорби за праведных среди Божьего народа; их сердца разрывались при виде гибели своего народа. Вальтер Циммерли пишет:
“То, что этот суд не просто назначение судьбы, но акт страдания, поясняется последним символическим действием, опять выраженным в очень резкой наглядной форме. Яхве велит пророку стонать... Глагол «стонать»... выражает, согласно 24:17, сильнейшую боль, которая подавляет всякое внешнее проявление чувств. Такую боль пророку велено продемонстрировать «пред глазами их», «сокрушая бёдра» свои и «в горести». Бёдра, на которых мужчины носили меч для сражения или рубище для плача, являлись средоточием физической силы (Иов. 40:11; Наум 2:1). Когда они «поражены» (Втор. 33:11), «трясутся» (2:10; Ис. 21:3), «изранены» (29:7), это значит, что сила оставила их”.
Иезекииля, конечно же, спросят, что значат его стенания. В ответ он должен будет сказать — “от слуха [об Израиле], что идёт” (ст. 7). Слух этот вызовет четыре реакции. Бог говорит:
1. “Растает всякое сердце”. Исчезнет всякая надежда на восстановление. В их сердцах уже не будет ни мужества, ни силы — они “растают”.
2. “Все руки опустятся”. Пропадёт всякое желание работать.
3. “Всякий дух изнеможет”. Буквально, дух “потускнеет”. Оптимизм пропадёт, и людям незачем станет жить.
4. “Все колени задрожат как вода”. От вести о полном разрушении Иерусалима изгнанники не смогут стоять.
“Вот, это придёт и сбудется”, — заявляет Бог. Некоторые, возможно, тешили себя мыслью: “Вряд ли будет так уж плохо; Бог только пугает нас”. Но Бог предупреждает, что произойдёт всё точно так, как Он говорит.