Вавилон, Вавилон — что в имени твоем?
На дворе середина седьмого столетия до нашей эры, а он уже так древен... Городу две тысячи лет?.. — А кто считал? Кто знает, когда и в свете чего он вообще возник? был здесь заложен? Сколь много прошло за его дни... Высокомерный молчаливый взгляд Шаррукина аккадского, ватаги дикарей мимохожих, строгая власть владык златопрестольного Ура, снова разруха и дикари... Премногие стада и отары на вытоптанных полях, пригнанные вождями и старейшинами, что себя "царями" нарекут. Небывалое возвышение и возвеличивание: высокие стены и храмы, премногие голоса и песнопения. И снова иные времена и властители. Приступ вражьих войск — всюду огни и пожары, черные дымы, что видны и за сотню вёрст, крики, разорение и тишина. Вновь запустение. И новая жизнь, новый уклад и иные голоса. Новое строительство, устройство быта: кумовство, воровство, переделы и жизнь и влачение в сём. И снова приступ и звон оружия, пролитая кровь на пыльных улицах и площадях. Снова насилие и крики жертв и губителей — сколько же ты пережил, о, #Вавилон!?
Думал ли о том его царь #Шамашшумукин, молча выходя под слепящее солнце во широкий двор? Слышал ли он в шуме строительства, в премногом гомоне глас веков? — что знал он о граде, во котором царствовать он поставлен?
Да, он видел его бурые развалины — немой укор гневу его деда, но когда расчищались улицы от завалов и прокладывались сквозь былые дома новые — думал ли он о том, какой они сетью лежали шестьсот лет назад? а тысячу? Вот, он проехал в колеснице через проулок и мельком во дворе увидал сидящего у стены дряхлого старика, познавшего и изгнание, и видевшего Град ещё детскими ясными глазами, но было ли сие место таким же во времена его прадеда-прабабки? Как звалась та площадь, на которой впервые увидал свою будущую жену его прапрапрапрадед? А ведь она имела имя! И те давно умершие старики, что поутру собирались у дальней её западной стены встретить восход солнца помнили, какое было громкое дело, когда сносили старый дом на углу, а его хозяин осыпал проклятиями старейшин конца города и власти, что решили расширить "никому не нужную" площадь за счёт его дома, в коем жил ещё его достославный дядя, чьё имя во дни минувшие знала каждая собака во всём Вавилоне, ну а теперь...
И никто на всём белом свете уже с полтысячи лет не видал и не помнил (правда, поговорка сохранилась и у всех она на устах, но кто ж теперь знает, о чём она?) тех двухэтажных хором, что воздвиг своей второй жене из Розового кирпича безумный влюблённый купец! А ведь, они были роскошны и невиданны! — весь Вавилон дивился на них, а женщины тайно завидовали "той", ради которой построил это чудак возле старого храма Иннаны-Владычицы небесной.
И взлетали голуби с давно несуществующих крыш. И однажды утром в Вавилоне пошел густой снег. Были и наводнения, заливающие бурыми водами паутину старинных уже несуществующих улиц, и даже как-то лебеди чинно и величаво проплыли по одной из них, но не помнит того никто и ничего...
Единственно, что можно было сказать с уверенностью, так только то, что древние храмы града высятся на месте прежних: уже давно снесённых, разрушившихся и обветшалых — ведь, свято-место пречисто всегда.
"Царь Шамашшумукин". Чьею волею он царь? Царь чего? "Царь"? — "царь".
Шамашшумукин был старшим из живущих сыновей доброго Асархаддона. Старшим, но под младшим: Ашшурбанапалом — владыкой вселенной!
Каково это? — Каково оказаться навсегда только вторым да и ещё послушно исполнять волю своего младшего брата? — того, кто умён, но не мудр, самовеличен, но не истинно велик. Того, кто свое "хочу", ставит превыше всеобщего "надо"? Того, кто видимость, но на деле-то...
Верно, такие мысли гнели того, кто звался "царём Вавилона", но на деле был лишь послушным болваном, что должен был жизнерадостно исполнять волю и прихоти своего младшего братца. И был он давно уже не мальчик, но расти ему было некуда: над головою тяжелый златой ниневийский престол отца, деда и прадеда, на котором сидит его брат.
Шла середина VII века д.н.э. и о многом тихо, но упорно велись разговоры тех, кто с явной неприязнью поглядывал в широкие спины ассирийских стражей у ворот великого Града...
#cka3ka cka3ok #древнее междуречье #история древнего мира #история древнего востока