Марина Цветаева написала очень много стихотворений. Но на слуху лишь маленькая их часть. Это несправедливо - у Цветаевой очень много великих стихотворений. Сегодня поговорим о цикле «Дочь Иаира». В нем поэтесса прощалась с молодостью, прошлой жизнью и надеялась на перерождение, а использовала библейский сюжет. Он написан в феврале 1922 года. В сложный для нее и непонятный для всех период.
Сюжет
Сюжет стихотворение взят из Нового Завета. Произведение попало в книгу «Ремесло», которая была выпущена при жизни поэтессы. Собственно это два стихотворения, образующие своеобразный цикл.
- Первое стихотворение говорит о прощании. Дочь Иаира простилась с любовником и красотой, то есть с жизнью.
Мимо иди!
Это великая милость.
Дочь Иаира простилась
С куклой (с любовником!) и с красотой.
Этот просторный покрой
Юным к лицу.
- Второе – воскрешение. Согласно евангельской притче дочь Иаира была воскрешена Иисусом. Воскрешение в христианстве – это победа над смертью, избавление от нее. Сюжет из Евангелия изменен поэтессой.
Изначально он был таким:
У Иисуса Христа попросил помощи начальник синагоги Иаир. Его дочь умирала. Ей было 12 лет. Иисус сказал: «Не бойся, только веруй». После чего посетил дом Иаира, сказал, что девочка не умерла, просто спит. Он исцелил ее и воскресил, взяв за руку.
В варианте Марины Цветаевой дочь Иаира не хочет возвращаться к жизни. Иисус прислушивается к ее желанию и не мешает ей «спать». Иносказательность в стихотворении имеет высокий уровень. Угадать, что скрывалось за ней сложно. Остается только догадываться.
Поэтесса заключает, что смерть «юным к лицу». Примечательно, что Цветаева использует слово «кукла» − ведь речь идет о ребенке, а потом заключает в скобки слово «любовник». Это говорит о собственном прочтении истории. В образе дочери Иаира совсем не ребенок. Скорее всего, это женщина, которая может и любить, и ненавидеть.
- Во второй части стихотворения дочь Иаира воскресает. Только она совсем этого не хотела: «душой вопреки». «Вечности бессмертный загар» − след, оставленный после смерти на воскрешенной. И всё же, несмотря на своё нежелание, она возвращается в мир живых. Но между ней и любовником – посмертная сквозь.
В просторах покроя —
Потерянность тела,
Посмертная сквозь.
Девица, не скроешь,
Что кость захотела
От косточки врозь.
Зачем, равнодушный,
Противу закону
Спешащей реки —
Слёз женских послушал
И о́тчего стону —
Душе вопреки!
Сказал — и воскресла,
И смутно, по памяти,
В мир хлеба и лжи.
Но поступь надтреснута,
Губы подтянуты,
Руки свежи.
И всё как спросоньица
Немеют конечности.
И в самый базар
С дороги не тронется
Отвесной. — То Вечности
Бессмертный загар.
Привыкнет — и свыкнутся.
И в белом, как надобно,
Меж плавных сестёр…
То юную скрытницу
Лавиною свадебной
Приветствует хор.
Рукой его согнута,
Смеётся — всё заново!
Всё роза и гроздь!
Но между любовником
И ею — как занавес
Посмертная сквозь.
16—17 февраля 1922
В этом стихотворении содержится и тема любви к Богу, и осознание смерти, и вера в бессмертие души, и желание уйти в лучший мир, обрести покой. Нежелание принимать реальность, жить настоящей жизнью – эти мотивы откликались и в жизни поэтессы. Особенно в 1917-1922 годы, во время Гражданской войны. Вполне понятно желание «не воскресать».
Вообще в творчестве Цветаевой влечение к потустороннему, к смерти прочитывается часто. Эта тема не раз возникала в стихотворениях. Она представляла себя мертвой, вступала с умершими в диалоги. Не принимала мир, в котором жила и стремилась в вечность. Стихи, в которых она говорила о смерти, тяжелые. Заставляют осмыслить то, что ждет каждого из нас, и переоценить то, что мы сейчас имеем.
Цветаева всю жизнь ощущала себя покинутой и одинокой, предвкушая соединение с ценителями ее искусства через век и лучшую жизнь в вечности. Так и случилось.
- А сюжет "Дочь Иаира" в культуре часто использовался: есть картины И. Репина и В. Поленова, есть стихотворение Иннокентия Анненского, которые намного известней работы Цветаевой.
А как вы относитесь к переписыванию библейских историй поэтами и писателями?