Советский фильм «Гонки по вертикали» привлекал внимание любителей детективов своим профессиональным подходом к освещению работы следственных органов, а также отличным актерским составом.
Но это и неудивительно, поскольку авторами сценария были братья Вайнеры, по роману которых же и снимали картину. Фильм вышел трех серийным. Режиссер А. Муратов был лучшим советским режиссером, который снимал отечественные детективы.
Музыку к картине написал молдавский композитор Е. Дога. Она очень ярко подчеркивала самые яркие места картины, предвещая различные повороты действия.
А сюжет фильма был очень напряженный и до самого конца картины не давал расслабиться зрителям. Картина рассказывала о буднях следователя, который охотился за матерым преступником. Преступник был умным, жестоким и расчетливым. Битва вдумчивого следователя и рецидивиста от серии к серии обрастала новыми психологическими подробностями и заставляла зрителя переживать за героя Мягкова.
В состав актерской труппы вошли: А. Мягков, В. Гафт, В. Сальников, Н. Засухин, Г. Польских, И. Бразговка, З. Дехтярева, Е. Капица, С. Чекан, В. Дружников, Р. Афанасьев, Б. Битюков, В. Дуров, К. Ильенко, В. Коваль, В. Мирошниченко, В. Мишаков, Н. Мышкова, В. Носик, Д. Орловский, С. Пономаренко, А. Соловьев, В. Жолобов, Е. Арзуманян.
Поскольку и роман, и сценарий был написан бывшими оперативниками, то картина получилась очень реальной, совершенно не оторванной от действительности.
Основные съемки проходили в Москве.
Интересный факт, не упоминавшийся в картине напрямую, но написанный в романе, состоял в том, что начальником следователя Тихонова, которого играл Мягков, был не просто Владимир Иванович, а тот самый Шарапов, который работал вместе с Жегловым в другом фильме тех же авторов. Таким образом Вайнеры пытались связать воедино все свои произведения и показать преемственность работников МУРа.
Актеры в перерывах между съемками настолько сдружились, что играть недоброжелательность бандитов и милиции становилось довольно сложно. Дублей было много, все уставали на съемках, поэтому в перерывах старались максимально насыщенно проводить свободное время, периодически попивая различные спиртные напитки. Это сближало в жизни, но сильно мешало в работе. А Вайнеры еще и были отличными рассказчиками, постоянно собирая вокруг себя толпу слушателей. Поэтому фильм для всех членов съемочной группы больше напоминал дружеские посиделки.
В картине очень качественно сделаны декорации, поэтому те зрители, молодость которых пришлась на годы застоя, любят смотреть эту картину еще и с ностальгической точки зрения.
В картине периодически появляется трюк с мотоциклистами в шаре. Трюк выполняли профессиональные каскадеры и в то время это был очень модный цирковой жанр. Во многих цирках в обязательной программе стояли гонки на мотоциклах внутри металлического шара.
Авторам фильма очень нравился фильм «Гараж» и работы Мягкова и Гафта. Поэтому на главные роли сразу пригласили именно их. Вайнерам хотелось изменить характер актерских работ, сделать из мягкотелого, добродушного Мягкова сурового следователя, а из спокойного Гафта жесткого и расчетливого рецидивиста.
Картина вышла на экраны в 1982 году, но огромной популярности не получила. Слишком неоднозначным показался многим критикам тандем главных героев. Однако широкому зрителю лента понравилась, поскольку в ней показывали не просто будни МУРа, но и рассказывали психологию работы следователя, погружали зрителя в трудный мир мыслей и ассоциаций главных героев. Поэтому этот психологический детектив до сих пор смотрится на одном дыхании.