Найти тему
Эпонимы и Мы

ТИФОН

Этого великана звали Тифон (Τῡφῶν). Тем же словом в древние греки называли "вихрь, ураган, смерч". Причём непонятно, что первично, а что вторично. A родился он от связи богини земли Геи (Γῆ или Γαῖα) и Тартара (Τάρτᾰρος). Напомню, что Тартар - это место даже ещё ниже, чем Аид (Ἅιδης), а тот, как известно, служил обозначением загробного мира (сравни Аид и Ад). Впрочем, это не единственная версия происхождения Тифона.

В эпоху борьбы греческих богов за власть этот могучий и чудовищный великан не побоялся бросить вызов самому Зевсу. Сначала, в полном соответствии с голливудскими триллерами, зло почти победило: Тифон обезоружил Зевса, вырвал у него сухожилия на ногах (надо понимать - АХИЛЛОВЫ СУХОЖИЛИЯ) и, обездвиженного, бросил в пещеру.

Другие олимпийские боги своему начальнику не смогли или не захотели помочь, ибо разбежались и разлетелись, превратившись, кто во что. Все, кроме Гермеса (Ἑρμῆς), который умудрился выкрасть сухожилия и вставить их обратно в те же места, откуда их изъяли. Свой вклад в победу внесли богини судьбы мойры (Μοῖραι), которые накормили Тифона незрелыми плодами, и пока тот страдал диареей, Зевсу удалось прогнать его в Сицилию и прихлопнуть Этной.

По одной из версий, землетрясения и извержения вулканов происходят ровно потому, что погребённый где-то там, под горой, Тифон ворочается, пытаясь освободиться. И, кто его знает, может, когда-нибудь ему это и удастся.

Интересный факт: пятидесятиглавый (по другим данным - всего лишь трёхглавый) и змеехвостый собакен Кербер, он же Цербер (Κέρβερος) и стоглавая Лернейская Гидра (ὕδρα) - дети Тифона и Ехидны (Ἔχιδνα). Обоих много позже сборол Геракл (Ἡρᾱκλῆς), совершая Второй и Двенадцатый подвиги. Только Гидру он победить не смог по причине её бессмертия, и тоже завалил её камнями, как и его папа её папу. А собакена он душил-душил, душил-душил, душил-душил... а потом тот сдался, и герой взял его с собой.

Среди других детей Тифона и Ехидны - Химера (Χίμαιρα), пёс Орф (ὄρφος), Сфинкс (Σφίγξ), дракон Ладон (Λάδων), Сцилла (Σκύλλα), горгоны (Γοργών) и кто-то там ещё, включая орла, клевавшего печень Прометею. Очень плодовитый был великан, и греки изображали его, как тому подобает.

Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Тифон
Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Тифон

Как я уже говорил, есть несколько версий, откуда взялся этот гигант и как он выглядел. Собственно, по одной из них он был многоглавым змеем-драконом, каждая голова которого издаёт самые разные звуки, а из пасти вырывается пламя.

И вот теперь мы подходим к главному, потому что словом ТИФОН инженеры назвали пневматическое устройство высокой мощности, которым подают сигналы в условиях плохой видимости.

ТИФОН можно услышать не только на судах (в том числе - на субмаринах), но также на маяках, буях, локомотивах, электропоездах и т.п.

Первые образцы этого устройство представляли собой металлическую коробочку с укреплённой внутри мембраной, которая колебалась потоком сжатого воздуха. Звуковые волны распространялись направленно, благодаря конической воронке.

Пневматический судовой ТИФОН. Фото с сайта https://rzd-holding.ru/catalog/tifon/
Пневматический судовой ТИФОН. Фото с сайта https://rzd-holding.ru/catalog/tifon/

Электрический ТИФОН. Фото с сайта https://cirspb.ru/en/equipment-and-service/ship-typhon/tyfon-kockum-sonics-to-20m/
Электрический ТИФОН. Фото с сайта https://cirspb.ru/en/equipment-and-service/ship-typhon/tyfon-kockum-sonics-to-20m/

Однако чтобы извлечь из него звук, необходимо было иметь запас ВВД (воздуха высокого давления). Это не всегда было возможным, поэтому в дальнейшем появились модели ТИФОНОВ, в которым колебание металлический мембраны осуществлялось за счёт электричества. И это позволило создавать поистине колоссальные и невероятно мощные сирены, которые не стыдно установить на танкеры и сухогрузы водоизмещением в сотни тысяч тонн.

Фото с сайта https://www.wikiwand.com/de/Typhon_(Schiffbau)
Фото с сайта https://www.wikiwand.com/de/Typhon_(Schiffbau)

Раньше на паровозах стоял обычный свисток, похожи по принципу на обычный духовой. Он питался от котла с высоким давлением. ТИФОНЫ же появились лишь в конце паровозной эры.

На современных тепловозах и электровозах есть два сигнала: ТИФОН для предупреждения нештатных ситуаций, и локомотивный свисток для координации нормальной работы железной дороги.

Стоит отметить, что само название ТИФОН применительно к судовым гудкам давно запатентовано шведской компанией Kockum Sonics и стало нарицательным в судостроении.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!