Чего боятся психологи? Топ 10 профессиональных опасений.
Сегодня честно расскажу о том, чего опасаются психологи в своей работе. Кажется, что это спокойная и интересная профессия. Тем не менее, и в стенах кабинета порой случаются захватывающие дух эмоциональные американские горки.
Приведенный ниже список не следует воспринимать буквально и оценивать с точки зрения важности или распространенности вещей, о которых я говорю, но кому-то он даст пищу для размышления.
- Растерянность.
Каждая новая история, которую психолог слышит, может развернуться самым непредсказуемым образом. Спокойный обычно клиент может расплакаться или раскричаться, а активный наоборот провести какую-то из встреч в полном молчании. Это очень похоже на работу сапера, который никогда не может знать, насколько безопасным будет следующий шаг. И решения зачастую надо принимать быстро и в моменте, несмотря на то что происходящее ставит в тупик. Да, психологи довольно часто не знают, как правильно поступить или какой выбор в той или иной ситуации будет наилучшим. Могут только рисковать, пробовать, опираться на свой опыт и встречаться с последствиями.
- Невозможность помочь.
У любой компетенции есть предел. Иногда чуда не случается, и клиент прямым текстом говорит: «Вы ничем мне не помогли, я зря потратил время и деньги». Иногда он продолжает надеяться и верить, а психолог понимает, что больше ничем не может быть полезен и процесс никуда не движется. Приходится осознавать свои ограничения и тренировать умение отпускать. А чувствовать, что не справился с задачей и не оправдал ожиданий – всегда болезненно и неприятно.
- Отсутствие отклика.
Прекрасно, если психолог и клиент видят результат работы и активно идут к цели запроса. Но иногда специалист видит, что клиент не в порядке, а облегчить его состояние, несмотря на все усилия, не получается. Можно дать самые правильные рекомендации, но клиент им не следует и просто уходит. А у психолога нет никакой возможности прояснить ситуацию и убедиться, что с клиентом все хорошо. Нестабильное состояние психики — это всегда риск причинения вреда себе или окружающим, и не всегда есть возможность вовремя это предотвратить. Клиент может просто не сказать о своих намерениях. К тому же для эффективной работы очень важно наладить контакт, но клиент может оставаться закрытым и быть к этому не готов. Тогда придется столкнуться с ощущением, что стучишься в закрытую дверь, и работа не будет успешной.
- Выгорание.
Любая работа с людьми предполагает постоянную включенность. Это задействует большое количество психических ресурсов, и в какой-то момент может привести к выгоранию. Истории и лица кажутся одинаковыми, скучными, и ничего кроме раздражения, не вызывают. Единственное, чего хочется – чтобы оставили в покое. Столкнувшись с этим, придется серьезно пересматривать свой подход к деятельности и перестраивать работу так, чтобы была возможность восстанавливать ресурсы. Далеко не у всех это получается.
- Собственные проявления.
Невозможно оставаться безучастным к чужой боли. Если психолог хочет помочь клиенту справиться с чувствами, то куда он при этом девает свои? Психологу тоже бывает грустно, больно, страшно. Он тоже злится, стыдится, расстраивается и тревожится. Далеко не всегда этому есть место на встречах. Далеко не всегда это идет на пользу клиенту. Но эмоции нас не спрашивают, когда и как им проявляться. Да, у психолога больше опыта в этом, но он тоже живой и может в какой-то момент не справиться.
- Нестабильность нагрузки.
Основное внимание в работе психолога уделяется процессу клиента. Спрогнозировать этот процесс очень сложно. Никто не даст гарантию, что будет в принципе достаточно клиентов и ходить они будут регулярно. А в другой период сложные случаи могут идти один за одним, без оглядки на то, достаточно ли сейчас ресурсов для работы с ними. Клиенты уходят, болеют, уезжают в отпуск, организуют внезапный наплыв востребованности, погружаются в свои переживания, а возможности влиять на это, уверенно и размеренно планировать нагрузку, не так велики, как кажется. Вопросы «А что, если никто не придет на следующей неделе?» и «А что, если придут все, и я к концу недели забуду, как меня зовут?» являются постоянными спутниками в деятельности психолога.
- Потеря границ.
Быть сопричастным чужим изменениям и чужому развитию – это большой соблазн. Всегда существует риск, что размоются границы власти, и захочется брать на себя больше, чем положено. Есть опасность «забронзоветь» в собственной «крутости» и перестать адекватно оценивать реальность (если Вы понимаете, о чем я 😊). К тому же клиенты часто сами провоцируют на то, чтобы привнести в отношения не только терапевтический аспект, но и другие грани. Они могут дарить подарки, хвалить и благодарить, требовать внимания, писать и звонить во внеурочное время. С одной стороны это может льстить (незаменимость и нужность), но с другой постепенно отбирает право на собственную жизнь.
- Осуждение.
Поскольку темы, которыми работает психолог, зачастую очень личные и щепетильные, вызывают живой эмоциональный отклик, то существует большой шанс столкнуться с негативом в свой адрес. Психолог обязан сохранять конфиденциальность, а вот у клиента куда больше свободы в том, чтобы делиться своим мнением. Не всегда это мнение объективно. Эмоции гнева и раздражения могут выплескиваться как лично на специалиста, так и опосредованно в интернете или обсуждении со знакомыми. Всегда ведь можно найти, что пошло не так.
- Навредить.
Любое серьезное вмешательство может иметь печальные последствия. Даже самая проверенная техника и самый безобидный метод могут ранить и причинить дискомфорт. Психика, конечно, стойкая субстанция, но хрупкая. Поэтому психолог может быть нерешительным и неуверенным, ведь цена ошибки достаточно высока. Даже у опытного хирурга может дрогнуть рука во время плановой операции, даже опытный психолог может неверно оценить масштаб проблемы и усугубить неосторожным словом и без того тяжелое состояние клиента.
- Одиночество.
Бывает так, что профессиональная роль затмевает тебя как человека. Это похоже на судьбу артиста, которого начинают воспринимать исключительно через призму персонажа. В этой профессии много ожиданий и стереотипов («ты-ж-психолог» - самый очевидный из них), которые зачастую не позволяют проявлять слабость и уязвимость. А это в свою очередь делает границу между людьми более крепкой. Другие с настороженностью принимают тебя в свой круг или требуют от тебя гораздо больше, чем ты можешь дать. В идеале психолог, конечно, достаточно хорошо знаком со своим внутренним миром и знает, как строить глубокие и искренние отношения, но это не означает, что другие люди в его окружении готовы к такому уровню открытости и формату общения. Очень трудно при этом не потерять себя настоящего.
Автор: Зимовская Екатерина Андреевна
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru