Найти тему
Inside Avia

Субсидирование авиакомпаний. Налоговая политика государства

Думаете, что авиакомпании получают деньги именно так? Вы ошибаетесь!)
Думаете, что авиакомпании получают деньги именно так? Вы ошибаетесь!)

Продолжая авиационно-экономические темы (предыдущая статья: Аэропортовые сборы и тарифы. Аэронавигационный сбор), вспомним,
что многие из вас уже слышали: "за последние несколько лет (пандемия коронавируса и текущие события)
на поддержку авиационной отрасли, являющейся стратегической для страны, правительством выделяются значимые суммы с большим количеством нулей".

Это касается как авиакомпаний, так и аэропортов, а особенно тех, что расположены в ростовском районе полётной информации и частично в центральной части России, остающиеся закрытыми и по сей день (Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элиста).

Часто выделение материальной поддержки фигурирует в новостях под словом «субсидии». Какие из авиакомпаний, каким образом и на что конкретно получают субсидии?

Стоит вспомнить, что авиакомпании в большинстве своем не покупают воздушные суда, а берут их в лизинг – логично, что для своевременной оплаты аренды авиаперевозчикам нужно зарабатывать, а в условиях закрытия почти всех международных полетов это становится трудной задачей.

Еще есть так называемые субсидированные рейсы – под льготы попадает молодежь и пенсионеры, пассажиры с инвалидностью, многодетные семьи, жители отдельных регионов страны (Дальний Восток, Крым, Калининград). Например, молодежь (с 12 до 23 лет) может улететь из Москвы в Хабаровск в октябре этого года за 7200 рублей в одну сторону, а в Санкт-Петербург всего за 1500 рублей. Авиакомпаниям совсем не выгодно продавать билеты за низкие цены, но государство помогает им с такими перевозками, возложив на себя часть затрат. Делается это для повышения транспортной мобильности, доступности перевозок для граждан.

Приходим к тому, что авиакомпаниям действительно нужна поддержка со стороны государства, но возникает закономерный вопрос: «а как решают кому и сколько выделить?». Вся ставка сейчас сделана на внутренние рейсы, именно поэтому открываются новые направления (особенно по регионам в обход Москвы), увеличивается частота полетов по уже существующим. Стоит задача перевести воздушным транспортом за 2022 год суммарно 100 млн пассажиров, на данный момент перевезено около 60 млн человек.

По поводу выделения субсидий, конечно, с «Аэрофлотом» все предрешено – группа авиакомпаний, состоящая из «Аэрофлота», «России» и «Победы», получает наибольшие субсидии, т.к. большинство их акций принадлежит государству, другие авиакомпании тоже не остаются в стороне, но получают кратно меньше.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.03.2018 №215 (ред. от 25.12.2021), субсидии предоставляются по результатам проведения отбора организаций воздушного транспорта на основании заявок (предложений) на возмещение недополученных организациями воздушного транспорта доходов. Для участия в отборе организация воздушного транспорта представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта определенные документы, также она должна соответствовать целому ряду требований.

29 июня 2022 года Росавиация объявила о выделении российским авиакомпаниям госсубсидий для возмещения операционных расходов на перевозки по внутренним воздушным линиям в условиях санкций. 32 авиакомпании в общей сложности должны получить 100 млрд руб. Группа авиакомпаний «Аэрофлот» — 49,9 млрд руб, «Сибирь» – 22,2 млрд руб, «Уральские авиалинии» — 8,9 млрд руб. Группа UTair – 7 млрд руб. Smartavia – 3,8 млрд руб, NordStar – 1,4 млрд руб, Nordwind – 1,4 млрд руб, «Якутия» – 1 млрд руб.

Важный, но не основной фактор получения субсидии – эксплуатация отечественных типов воздушных судов, тем самым авиакомпании хотят простимулировать приобретать их, ведь к 2030 году мы должны придти к вот этому.

-2

На стоимость авиабилетов влияют не только аэропортовые ставки сборов и тарифы, аэронавигационный сбор, заправка самолета топливом, амортизация, страхование и лизинг воздушного судна, пополнение фонда оплаты труда сотрудников, но и налоговая политика государства.

В РФ НДС на авиабилеты составляет 20%. Это означает, что при покупке билета за 10000 рублей налог составит 2000 рублей. Однако есть ряд авиакомпаний, которые освобождены от уплаты НДС, либо переведены на льготную ставку (10%). Освобождены от уплаты НДС перевозчики, пункт отправления которых расположен на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополь, Калининградской области и Дальневосточного федерального округа (не забываем, что в Крым мы сейчас не летаем). Также авиакомпании, осуществляющие перелеты вне территории Москвы и области.

Получается, что такие перевозчики поддерживаются и субсидированием по Постановлению Правительства №1242, и освобождением от уплаты НДС. Услуги по перевозке, которые проходят через московский авиационный узел, государство облагает по ставке НДС в размере 10%.

В силу сложившейся ситуации (речь о введенных санкциях) необходимо было бы применить нулевую ставку НДС на все внутренние перевозки…

Рассмотрим преимущества применения льготной ставки НДС.

1. Положительное влияние на развитие авиационной отрасли, привлечение инвесторов;
2. Налоговые преференции позволяют (или должны позволять) делать авиаперевозки доступнее, увеличивая пассажиропоток и повышая рентабельность деятельности а/к;
3. Налоговые льготы могут увеличить конкурентные возможности авиакомпаний на международном уровне, укрепляя их позиции на мировой арене.

Данный материал написан в сотрудничестве с телеграм-каналом «Просто об авиации», на который настоятельно рекомендуется подписаться и открыть для себя не только техническую сторону авиации, что вы успешно делаете в Inside Avia, но и экономическую.

Наши основные медиаресурсы:

Telegram (главная платформа)
Boosty (эксклюзив)