Найти в Дзене

Фарфор и фаянс на юбилейной выставке - "Советская Россия".1967г.

Сегодняшняя заметка большая и информативная, со множеством иллюстраций - о юбилейной выставке "Советская Россия", которая проходила в Москве 1967 года. Рассмотрим выставочные экспонаты из фарфора и фаянса.

Тихомирова М.А.Альбом «Декоративно-прикладное искусство»: юбилейная выставка «Советская Россия».1970 г. Фото Н.Ломоносовой.
Тихомирова М.А.Альбом «Декоративно-прикладное искусство»: юбилейная выставка «Советская Россия».1970 г. Фото Н.Ломоносовой.

Из вступительной статьи М.А. Тихомировой. Альбом «Декоративно-прикладное искусство»: юбилейная выставка «Советская Россия».1970 г.

"Показ декоративно-прикладного искусства на третьей выставке «Советская Россия», состоявшейся в юбилейном, 1967 году не случайно привлек к себе всеобщее внимание. Здесь было представлено лучшее из того, что создали художники и народные мастера Российской Федерации за два года, предшествующих пятидесятилетию Советской власти, и выставка как бы подвела итоги их последних достижений к знаменательной дате.

Доклад Крюковой И.А. "Размышления на выставке" (выставка "Советская Россия", 1967 г.).Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". Госкаталог.РФ.
Доклад Крюковой И.А. "Размышления на выставке" (выставка "Советская Россия", 1967 г.).Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". Госкаталог.РФ.

В самом составе экспонированных произведений пленяет широкий и полнозвучный отклик художников на многообразные жизненно эстетические запросы нашей современной действительности. Характерно также, что, помимо вещей красивых, радостных и добрых, которые будут людям верными друзьями, здесь немало произведений, убеждающих в том, что декоративно-прикладное искусство может присущим ему языком выразить большие идеи, создать масштабные образы, вызвать целую гамму эмоций — от ощущения торжественной праздничности до лирического раздумья.

ЛЕПОРСКАЯ АННА АЛЕКСАНДРОВНА, Р, 1900 г, Заслуженный художник РСФСР. Ленинград, Чайно-кофейный сервиз «Россия», Фарфор, роспись надглазурная.М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
ЛЕПОРСКАЯ АННА АЛЕКСАНДРОВНА, Р, 1900 г, Заслуженный художник РСФСР. Ленинград, Чайно-кофейный сервиз «Россия», Фарфор, роспись надглазурная.М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

Этот большой ансамбль, выполненный в прекрасных и строгих традициях русского ампира, воплощает в себе глубокий замысел, одновременно и традиционный и остросовременный. Тематичность, содержательность характерны для русского фарфора с давних пор, и в этом ансамбле каждый предмет несет свое содержание, подчиненное общей теме.

ЛЕПОРСКАЯ АННА АЛЕКСАНДРОВНА, Р, 1900 г, Заслуженный художник РСФСР. Ленинград, Чайно-кофейный сервиз «Россия», Фарфор, роспись надглазурная.М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
ЛЕПОРСКАЯ АННА АЛЕКСАНДРОВНА, Р, 1900 г, Заслуженный художник РСФСР. Ленинград, Чайно-кофейный сервиз «Россия», Фарфор, роспись надглазурная.М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

На вазах — стройных цилиндрических, слегка расширяющихся сосудах — герб РСФСР, на тарелках — гербы старинных русских городов во всем своеобразии их исторических изображений. Белизна фарфора выявлена, тонко подчеркнута синим и красным — цветами флага Российской Федерации. Весь ансамбль в целом создает образ величавого торжества, воспринимается как гимн России.

И можно сказать, что в ансамбле Лепорской живет образ праздника, торжественный и величавый, русский. Глубокого впечатляющий.

Стремление выразить большую идею в целостных ансамблях, состоящих из многих предметов, связанных единым замыслом, проявляется на выставке в самых разнообразных художественных решениях.

Порой каждая из вещей, составляющих такой ансамбль, взятая отдельно, звучит совершенно самостоятельным произведением, но в сопоставлении с другими приобретает новое значение — как бы одной из глав большого повествования, развернутого художником в целой серии сюжетных композиций.

ФАВОРСКАЯ-ШАХОВСКАЯ МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА. Р. 1928 г. Москва. Декоративные блюда из серии «Советские песни». «Вставай, кудрявая». Диаметр 35. Керамика, роспись подглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
ФАВОРСКАЯ-ШАХОВСКАЯ МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА. Р. 1928 г. Москва. Декоративные блюда из серии «Советские песни». «Вставай, кудрявая». Диаметр 35. Керамика, роспись подглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

Этими качествами отмечена необычайно выразительная серия декоративных блюд М.Фаворской-Шаховской «Советские песни», где в поэтических образах перед зрителем проходит все наше пятидесятилетие. И каждое из этих блюд несет в себе свое образное решение, законченное и впечатляющее.

ФАВОРСКАЯ-ШАХОВСКАЯ МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА. Р. 1928 г. Москва. Декоративные блюда из серии «Советские песни». «Идет война народная». Диаметр 35. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
ФАВОРСКАЯ-ШАХОВСКАЯ МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА. Р. 1928 г. Москва. Декоративные блюда из серии «Советские песни». «Идет война народная». Диаметр 35. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

Такие произведения, выражающие раздумья художников об историческом пути, пройденном нашей страной, на выставке занимают очень большое место, и среди них многие посвящены теме Великой Октябрьской социалистической революции, ее легендарным образам.

ЛЕОНОВ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ. Р. 1910 г. Московская область. Декоративное блюдо «Вся власть Советам». Диаметр 40. Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
ЛЕОНОВ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ. Р. 1910 г. Московская область. Декоративное блюдо «Вся власть Советам». Диаметр 40. Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
Леонов Петр Васильевич.Декоративное блюдо "Мир хижинам, война дворцам".1972.Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО". Госкаталог.РФ.
Леонов Петр Васильевич.Декоративное блюдо "Мир хижинам, война дворцам".1972.Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО". Госкаталог.РФ.

В фарфоре - декоративный комплект «Вся власть Советам» В. Фомина, кувшин для кваса «Тачанка» 3. Окуловой, чайный сервиз «Буденновцы» М. Моха и, наконец, декоративные блюда «Вся власть Советам» и «Мир хижинам, война дворцам» П. Леонова, выполненные в традициях агитационного фарфора двадцатых годов.

Криммер Эдуард Михайлович (Автор формы) ,
Мох Михаил Николаевич (Автор росписи)
Блюдо "Буденовцы".1967 г.Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". Госкаталог.РФ.
Криммер Эдуард Михайлович (Автор формы) , Мох Михаил Николаевич (Автор росписи) Блюдо "Буденовцы".1967 г.Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". Госкаталог.РФ.

ОКУЛОВА ЗИНАИДА ВАСИЛЬЕВНА. Р. 1932 г. Московская область. Кувшин для кваса «Тачанка». Высота 25. Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
ОКУЛОВА ЗИНАИДА ВАСИЛЬЕВНА. Р. 1932 г. Московская область. Кувшин для кваса «Тачанка». Высота 25. Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
ФОМИН ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ. Р. 1933 г. Московская область. Декоративный комплект «Вся власть Советам». Фарфор, роспись надглазурная.М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
ФОМИН ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ. Р. 1933 г. Московская область. Декоративный комплект «Вся власть Советам». Фарфор, роспись надглазурная.М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

Характерно, что при решении таких больших тем, при ярко выраженной сюжетности произведений оно теперь использует лишь присущие ему средства, не занимая их у других видов искусства, и здесь не случайно частое обращение к языку символов, органически ему свойственному. Символы эти всем близки и понятны. Среди них изображение серпа и молота — эмблемы Советской власти — особенно привлекло внимание художников. И в ряде случаев это изображение определяет весь художественный строй произведния, придавая ему большое общественное участие.

Много обращались к мотиву эмблемы художники фарфора. Он особенно выразительно прозвучал в росписи чайного сервиза «Юбилейный — СССР» Л. Протопоповой (форма В. Семенова), выполненной в манере плаката, в контрастном сочетании белого с красным. Изображение серпа и молота, помещенное на тарелке, там как бы связывает воедино силуэтные изображения, посвященные крупнейшим историческим событиям в жизни нашей страны.

ПРОТОПОПОВА ЛЮДМИЛА ВИКТОРОВНА. Р. 1906 г. Ленинград. (Роспись.) СЕМЕНОВ ВЛАДИМИР ЛАВРЕНТЬЕВИЧ. Р. 1914г. Ленинград. (Форма.) Чайный сервиз «Юбилейный — СССР». Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
ПРОТОПОПОВА ЛЮДМИЛА ВИКТОРОВНА. Р. 1906 г. Ленинград. (Роспись.) СЕМЕНОВ ВЛАДИМИР ЛАВРЕНТЬЕВИЧ. Р. 1914г. Ленинград. (Форма.) Чайный сервиз «Юбилейный — СССР». Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

Теперь на выставке нас захлестнуло обилие фаянса, возрожденного в органически свойственных ему мягких подглазурных росписях. Формы его вновь обрели плавность, округлость, вернули себе печать теплого уюта домашних праздников, которая как нельзя лучше подчеркивается нарядным и разнообразным декором.


ЛИТВИНЕНКО НАДЕЖДА АКСЕНТЬЕВНА. Р. 1914 г, Конаково, Калининская область. Сервиз «Домашний», Фаянс, роспись подглазурная. | М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
ЛИТВИНЕНКО НАДЕЖДА АКСЕНТЬЕВНА. Р. 1914 г, Конаково, Калининская область. Сервиз «Домашний», Фаянс, роспись подглазурная. | М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

Здесь и мотивы народного лубка, и немыслимо пышные цветы, и свободный широкий орнамент звучат естественно и наполнены ощущением самой непосредственной человеческой радости.

БЕЛОВА ОЛЬГА ГЕОРГИЕВНА. Р. 1934 г. Калининская область. Чайный сервиз «Русский чай». Фаянс, роспись подглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
БЕЛОВА ОЛЬГА ГЕОРГИЕВНА. Р. 1934 г. Калининская область. Чайный сервиз «Русский чай». Фаянс, роспись подглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

Широкая живописная роспись Н. Гаврилова на пластичной форме М.Тараева в сервизе «Цветочный». Сервиз «Русский чай» О. Беловой.

Гаврилов НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ. Р. 1927 г. Конаково, Калининская область. р (Роспись). ТАРАЕВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ. Р. 1920 г. Заслуженный художник РСФСР. | Москва. (Форма.).Чайный сервизх«Цветочный». Фаянс, роспись подглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
Гаврилов НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ. Р. 1927 г. Конаково, Калининская область. р (Роспись). ТАРАЕВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ. Р. 1920 г. Заслуженный художник РСФСР. | Москва. (Форма.).Чайный сервизх«Цветочный». Фаянс, роспись подглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

ГОГНИДЗЕ ОТАРИ ПАВЛОВИЧ. Р. 1928 г. Москва. Набор для восточных блюд. Фаянс, роспись подглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
ГОГНИДЗЕ ОТАРИ ПАВЛОВИЧ. Р. 1928 г. Москва. Набор для восточных блюд. Фаянс, роспись подглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
ГОГНИДЗЕ ОТАРИ ПАВЛОВИЧ. Р. 1928 г. Москва. Набор для восточных блюд. Фаянс, роспись подглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
ГОГНИДЗЕ ОТАРИ ПАВЛОВИЧ. Р. 1928 г. Москва. Набор для восточных блюд. Фаянс, роспись подглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

Сервиз «Домашний» Н. Литвиненко. Наборы посуды для восточных блюд О. Гогнидзе и «Охота» В. Шинкаренко. Все это только очень немногие примеры прекрасных новых образцов фаянса, представленных на выставке.

ШИНКАРЕНКО ВАЛЕРИЯ ПЕТРОВНА. Р. 1930 г. Конаково, Калининская область. Прибор для фруктов «Охота». 11 предметов. Фаянс, роспись подглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
ШИНКАРЕНКО ВАЛЕРИЯ ПЕТРОВНА. Р. 1930 г. Конаково, Калининская область. Прибор для фруктов «Охота». 11 предметов. Фаянс, роспись подглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
Фотография. Набор посуды "Хлебосольный", авторы - Шушканов Д.Н., Шушканова Л.Н. Выставка "Советская Россия", 1967 г. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Госкаталог.РФ.
Фотография. Набор посуды "Хлебосольный", авторы - Шушканов Д.Н., Шушканова Л.Н. Выставка "Советская Россия", 1967 г. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Госкаталог.РФ.

Он возвращен к жизни путем творческого восприятия художниками его лучших традиций во всей их неувядаемой жизненности. Сегодня гораздо более яркой, чем элегантная «нейтральность» модернистских форм.

Традиции русского фарфора не подвергались такому решительному наступлению модернистских увлечений, и фарфор на выставке в подавляющем большинстве произведений предстал зрелым и уверенным, во всеоружии богатого арсенала художественных средств, свойственных специфике самого материала. О некоторых произведениях уже было сказано выше. Но остается еще многое, заслуживающее особого разговора и пристального внимания.

ПАВЛОВА НИНА МИХАЙЛОВНА, Р. 1924 г. Ленинград. (Роспись.) КРИММЕР ЭДУАРД МИХАЙЛОВИЧ. Р.1900 г. Заслуженный художник РСФСР, Ленинград. (Форма.) Чайный сервиз «Семья». Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
ПАВЛОВА НИНА МИХАЙЛОВНА, Р. 1924 г. Ленинград. (Роспись.) КРИММЕР ЭДУАРД МИХАЙЛОВИЧ. Р.1900 г. Заслуженный художник РСФСР, Ленинград. (Форма.) Чайный сервиз «Семья». Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

Наш фарфор необычайно разнообразен по самому характеру своего облика, и это естественно. Он объединяет художников яркой индивидуальности, различных творческих почерков. Общим для них является стремление к высокому эмоциональному звучанию тематичности, содержательности -в этом, собственно, и заключается одна из лучших традиций русского фарфора, которая не только сохраняется, но и получает дальнейшее развитие в современном ее понимании. Здесь много произведений, в которых художник обращается к своему современнику — советскому человеку с ясным представлением о том круге эмоций, который ему наиболее близок. А способы художественного их выражения очень различны.

КОЧНЕВА НИНА СТЕПАНОВНА. Р. 1919 г. Ленинград.  Декоративное блюдо «Нева праздничная» (из серии «Наши праздники»). Диаметр 31. Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
КОЧНЕВА НИНА СТЕПАНОВНА. Р. 1919 г. Ленинград.  Декоративное блюдо «Нева праздничная» (из серии «Наши праздники»). Диаметр 31. Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

Характерно, что и в фарфоре художники часто используют язык русского народного искусства, его основные принципы. Глубоко национальные по всему своему художественному строю, прекрасные декоративные вазы В.Городецкого выполнены в старинной испытанной технике подглазурных росписей.

ГОРОДЕЦКИЙ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ, Р.1974 г. Ленинград. Набор декоративных ваз. 4 предмета, «Птицы и кружева», Высота 28 «Красный цветок», Высота 41.М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
ГОРОДЕЦКИЙ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ, Р.1974 г. Ленинград. Набор декоративных ваз. 4 предмета, «Птицы и кружева», Высота 28 «Красный цветок», Высота 41.М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

Своеобразно выразительная трактовка традиционных мотивов орнамента, поразительно звучное и эмоциональное цветовое решение превращают фарфоровую вещь в драгоценность. Весь облик этих произведений навеян лучшими русскими народными традициями, воспринятыми естественно и свободно, получившими современное талантливое воплощение.

ГОРОДЕЦКИЙ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ, Р.1974 г. Ленинград. Набор декоративных ваз. 4 предмета. «Праздничные букеты». Высота 41; «Вечерний сад». Высота 28; Фарфор, роспись подглазурная.М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
ГОРОДЕЦКИЙ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ, Р.1974 г. Ленинград. Набор декоративных ваз. 4 предмета. «Праздничные букеты». Высота 41; «Вечерний сад». Высота 28; Фарфор, роспись подглазурная.М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

Обращение к народной традиции уже в совсем ином плане проявилось в очень интересной росписи декоративной вазы «Новые птицы — новые песни» Э. Криммера. Здесь современный мотив трактован в духе народной сказки: вертолеты превращены в стрекоз, птиц, металлические строительные конструкции стали живым деревом.

КРИММЕР ЭДУАРД МИХАЙЛОВИЧ. Р. 1900 г. Заслуженный художник РСФСР. Ленинград. Декоративная ваза «Новые птицы — новые песни». Высота 80. Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
КРИММЕР ЭДУАРД МИХАЙЛОВИЧ. Р. 1900 г. Заслуженный художник РСФСР. Ленинград. Декоративная ваза «Новые птицы — новые песни». Высота 80. Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

Этим художник как бы стирает границы между явлениями природы и достижениями техники, создаваемыми руками современного человека, объединяя их в опоэтизированном сказочном образе.

Воробъёвский А.В.Ваза "Карнавал".1967
Материал, техника:фарфор, роспись надглазурная
Размер:85,0х25,0.Государственное областное автономное учреждение культуры "Мурманский областной краеведческий музей". Госкаталог.РФ.
Воробъёвский А.В.Ваза "Карнавал".1967 Материал, техника:фарфор, роспись надглазурная Размер:85,0х25,0.Государственное областное автономное учреждение культуры "Мурманский областной краеведческий музей". Госкаталог.РФ.

И совсем по-иному подходит к воплощению национальных традиций А. Воробьевский. Его роспись большой вазы «Карнавал» живо напоминает о русской старинной миниатюре и тонкостью рисунка, и сложностью композиции, и изысканным богатством цветового решения. Упомянутые произведения носят ярко выраженный отпечаток индивидуальности художника. Это еще раз убеждает, что творческое отношение к традиции не только не нивелирует, но, наоборот, развивает своеобразие индивидуального почерка, с которым неразлучно само представление о подлинном мастерстве. Живых доказательств можно было бы привести еще немало. Но это только одна из общих черт, обращающих на себя внимание в богатом и разнообразном разделе фарфора. А богатство это в значительной мере определяется обилием образцов, предназначенных к массовому воспроизводству, различных сервизов и наборов посуды, которая отличается необыкновенным разнообразием художественных решений.

Изящный и строгий в своей чистой белизне, чуть оттененной золотом сервиз «Кофейный» М. Тараева.

ТАРАЕВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ. Р. 1920 г. Заслуженный художник РСФСР Москва. Сервиз «Кофейный». Фарфор, роспись золотом. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
ТАРАЕВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ. Р. 1920 г. Заслуженный художник РСФСР Москва. Сервиз «Кофейный». Фарфор, роспись золотом. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

Звонкая, декоративно-широкая цветочная роспись чайного сервиза «Русь» Л.Григорьевой.

ГРИГОРЬЕВА ЛАРИСА ИВАНОВНА. Р. 1920 г. Ленинград. Чайный сервиз «Русь». Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
ГРИГОРЬЕВА ЛАРИСА ИВАНОВНА. Р. 1920 г. Ленинград. Чайный сервиз «Русь». Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

Тонкий графический рисунок — черный по белому - в композиции «Растут города» К. Косенковой.

КОСЕНКОВА КАПИТОЛИНА ГРИГОРЬЕВНА. Р. 1926 г. Ленинград. (Роспись.) ЛЕПОРСКАЯ АННА АЛЕКСАНДРОВНА. Р. 1900 г. Заслуженный художник РСФСР. Ленинград. (Форма.) | Чайно-кофейный сервиз «Растут города». Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
КОСЕНКОВА КАПИТОЛИНА ГРИГОРЬЕВНА. Р. 1926 г. Ленинград. (Роспись.) ЛЕПОРСКАЯ АННА АЛЕКСАНДРОВНА. Р. 1900 г. Заслуженный художник РСФСР. Ленинград. (Форма.) | Чайно-кофейный сервиз «Растут города». Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

Лирический своей мягкой живописностью сервиз «Лесная быль» А. Семеновой.

Решенный в необычных, выразительных линиях, рожденный формой русского богатырского шишака, сервиз «Народный» В. Семенова.

СЕМЕНОВ ВЛАДИМИР ЛАВРЕНТЬЕВИЧ. Р. 1914 г. Ленинград. Чайный сервиз «Народный». Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
СЕМЕНОВ ВЛАДИМИР ЛАВРЕНТЬЕВИЧ. Р. 1914 г. Ленинград. Чайный сервиз «Народный». Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

СЕМЕНОВ ВЛАДИМИР ЛАВРЕНТЬЕВИЧ. Р. 1914 г. Ленинград. Чайный сервиз «Народный». Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
СЕМЕНОВ ВЛАДИМИР ЛАВРЕНТЬЕВИЧ. Р. 1914 г. Ленинград. Чайный сервиз «Народный». Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

Роспись сервиза «Ленинградский» Е. Фирсовой, дающая выразительный образ этого прекрасного города.

Динамичная в приеме черно-белого рисунка композиция «Городок у моря» Т. Беспаловой-Михалевой.

БЕСПАЛОВА-МИХАЛЕВА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА. Р. 1912 г. Ленинград. Чайный сервиз «Городок у моря». Фарфор, роспись надглазурная.М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
БЕСПАЛОВА-МИХАЛЕВА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА. Р. 1912 г. Ленинград. Чайный сервиз «Городок у моря». Фарфор, роспись надглазурная.М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
БЕСПАЛОВА-МИХАЛЕВА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА. Р. 1912 г. Ленинград. Чайный сервиз «Городок у моря». Фарфор, роспись надглазурная.
М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
БЕСПАЛОВА-МИХАЛЕВА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА. Р. 1912 г. Ленинград. Чайный сервиз «Городок у моря». Фарфор, роспись надглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

Этот обзор можно было бы продолжать, отмечая многие и многие работы художников фарфора, выразительные в своей разнообразной тематике и богатстве художественных приемов, выполненные с большим чувством материала, с отчётливым пониманием специфики его художественных средств. Но здесь хочется отметить его современность при ярко выраженной самобытности облика.

КВИТНИЦКАЯ НИНА БОРИСОВНА. Р. 1919 г. Москва. Настольная скульптура «Дама с собачкой». Фарфор, роспись подглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
КВИТНИЦКАЯ НИНА БОРИСОВНА. Р. 1919 г. Москва. Настольная скульптура «Дама с собачкой». Фарфор, роспись подглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

И в этом общем большом потоке особенно радует пусть еще небольшая, но уже заметно окрепшая струя — это малая настольная скульптура, трогательная и живая, продолжающая близкие нам традиции знаменитой подмосковной бело-синей гжельской пластики. В целом фарфор на выставке показал себя жизненным и ярким, а то, что он остается русским, особенно дорого."

КВИТНИЦКАЯ НИНА БОРИСОВНА. Р. 1919 г. Москва. Настольная скульптура «Дама с собач«На прогулке». Фарфор, роспись подглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
КВИТНИЦКАЯ НИНА БОРИСОВНА. Р. 1919 г. Москва. Настольная скульптура «Дама с собач«На прогулке». Фарфор, роспись подглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
АЗАРОВА ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА. Р. 1922 г. Московская область. Настольная скульптура «Винопитие». 8Х11Х 2. Фарфор, роспись подглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
АЗАРОВА ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА. Р. 1922 г. Московская область. Настольная скульптура «Винопитие». 8Х11Х 2. Фарфор, роспись подглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.

АЗАРОВА ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА. Р. 1922 г. Московская область. Настольная скульптура «Чаепитие». 22х15 8. Фарфор, роспись подглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
АЗАРОВА ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА. Р. 1922 г. Московская область. Настольная скульптура «Чаепитие». 22х15 8. Фарфор, роспись подглазурная. М.А. Тихомирова. Декоративно-прикладное искусство. Юбилейная выставка "Советская Россия". Л. 1970г.
-37

Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!

Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок.