Сегодняшняя заметка большая и информативная, со множеством иллюстраций - о юбилейной выставке "Советская Россия", которая проходила в Москве 1967 года. Рассмотрим выставочные экспонаты из фарфора и фаянса.
Из вступительной статьи М.А. Тихомировой. Альбом «Декоративно-прикладное искусство»: юбилейная выставка «Советская Россия».1970 г.
"Показ декоративно-прикладного искусства на третьей выставке «Советская Россия», состоявшейся в юбилейном, 1967 году не случайно привлек к себе всеобщее внимание. Здесь было представлено лучшее из того, что создали художники и народные мастера Российской Федерации за два года, предшествующих пятидесятилетию Советской власти, и выставка как бы подвела итоги их последних достижений к знаменательной дате.
В самом составе экспонированных произведений пленяет широкий и полнозвучный отклик художников на многообразные жизненно эстетические запросы нашей современной действительности. Характерно также, что, помимо вещей красивых, радостных и добрых, которые будут людям верными друзьями, здесь немало произведений, убеждающих в том, что декоративно-прикладное искусство может присущим ему языком выразить большие идеи, создать масштабные образы, вызвать целую гамму эмоций — от ощущения торжественной праздничности до лирического раздумья.
Этот большой ансамбль, выполненный в прекрасных и строгих традициях русского ампира, воплощает в себе глубокий замысел, одновременно и традиционный и остросовременный. Тематичность, содержательность характерны для русского фарфора с давних пор, и в этом ансамбле каждый предмет несет свое содержание, подчиненное общей теме.
На вазах — стройных цилиндрических, слегка расширяющихся сосудах — герб РСФСР, на тарелках — гербы старинных русских городов во всем своеобразии их исторических изображений. Белизна фарфора выявлена, тонко подчеркнута синим и красным — цветами флага Российской Федерации. Весь ансамбль в целом создает образ величавого торжества, воспринимается как гимн России.
И можно сказать, что в ансамбле Лепорской живет образ праздника, торжественный и величавый, русский. Глубокого впечатляющий.
Стремление выразить большую идею в целостных ансамблях, состоящих из многих предметов, связанных единым замыслом, проявляется на выставке в самых разнообразных художественных решениях.
Порой каждая из вещей, составляющих такой ансамбль, взятая отдельно, звучит совершенно самостоятельным произведением, но в сопоставлении с другими приобретает новое значение — как бы одной из глав большого повествования, развернутого художником в целой серии сюжетных композиций.
Этими качествами отмечена необычайно выразительная серия декоративных блюд М.Фаворской-Шаховской «Советские песни», где в поэтических образах перед зрителем проходит все наше пятидесятилетие. И каждое из этих блюд несет в себе свое образное решение, законченное и впечатляющее.
Такие произведения, выражающие раздумья художников об историческом пути, пройденном нашей страной, на выставке занимают очень большое место, и среди них многие посвящены теме Великой Октябрьской социалистической революции, ее легендарным образам.
В фарфоре - декоративный комплект «Вся власть Советам» В. Фомина, кувшин для кваса «Тачанка» 3. Окуловой, чайный сервиз «Буденновцы» М. Моха и, наконец, декоративные блюда «Вся власть Советам» и «Мир хижинам, война дворцам» П. Леонова, выполненные в традициях агитационного фарфора двадцатых годов.
Характерно, что при решении таких больших тем, при ярко выраженной сюжетности произведений оно теперь использует лишь присущие ему средства, не занимая их у других видов искусства, и здесь не случайно частое обращение к языку символов, органически ему свойственному. Символы эти всем близки и понятны. Среди них изображение серпа и молота — эмблемы Советской власти — особенно привлекло внимание художников. И в ряде случаев это изображение определяет весь художественный строй произведния, придавая ему большое общественное участие.
Много обращались к мотиву эмблемы художники фарфора. Он особенно выразительно прозвучал в росписи чайного сервиза «Юбилейный — СССР» Л. Протопоповой (форма В. Семенова), выполненной в манере плаката, в контрастном сочетании белого с красным. Изображение серпа и молота, помещенное на тарелке, там как бы связывает воедино силуэтные изображения, посвященные крупнейшим историческим событиям в жизни нашей страны.
Теперь на выставке нас захлестнуло обилие фаянса, возрожденного в органически свойственных ему мягких подглазурных росписях. Формы его вновь обрели плавность, округлость, вернули себе печать теплого уюта домашних праздников, которая как нельзя лучше подчеркивается нарядным и разнообразным декором.
Здесь и мотивы народного лубка, и немыслимо пышные цветы, и свободный широкий орнамент звучат естественно и наполнены ощущением самой непосредственной человеческой радости.
Широкая живописная роспись Н. Гаврилова на пластичной форме М.Тараева в сервизе «Цветочный». Сервиз «Русский чай» О. Беловой.
Сервиз «Домашний» Н. Литвиненко. Наборы посуды для восточных блюд О. Гогнидзе и «Охота» В. Шинкаренко. Все это только очень немногие примеры прекрасных новых образцов фаянса, представленных на выставке.
Он возвращен к жизни путем творческого восприятия художниками его лучших традиций во всей их неувядаемой жизненности. Сегодня гораздо более яркой, чем элегантная «нейтральность» модернистских форм.
Традиции русского фарфора не подвергались такому решительному наступлению модернистских увлечений, и фарфор на выставке в подавляющем большинстве произведений предстал зрелым и уверенным, во всеоружии богатого арсенала художественных средств, свойственных специфике самого материала. О некоторых произведениях уже было сказано выше. Но остается еще многое, заслуживающее особого разговора и пристального внимания.
Наш фарфор необычайно разнообразен по самому характеру своего облика, и это естественно. Он объединяет художников яркой индивидуальности, различных творческих почерков. Общим для них является стремление к высокому эмоциональному звучанию тематичности, содержательности -в этом, собственно, и заключается одна из лучших традиций русского фарфора, которая не только сохраняется, но и получает дальнейшее развитие в современном ее понимании. Здесь много произведений, в которых художник обращается к своему современнику — советскому человеку с ясным представлением о том круге эмоций, который ему наиболее близок. А способы художественного их выражения очень различны.
Характерно, что и в фарфоре художники часто используют язык русского народного искусства, его основные принципы. Глубоко национальные по всему своему художественному строю, прекрасные декоративные вазы В.Городецкого выполнены в старинной испытанной технике подглазурных росписей.
Своеобразно выразительная трактовка традиционных мотивов орнамента, поразительно звучное и эмоциональное цветовое решение превращают фарфоровую вещь в драгоценность. Весь облик этих произведений навеян лучшими русскими народными традициями, воспринятыми естественно и свободно, получившими современное талантливое воплощение.
Обращение к народной традиции уже в совсем ином плане проявилось в очень интересной росписи декоративной вазы «Новые птицы — новые песни» Э. Криммера. Здесь современный мотив трактован в духе народной сказки: вертолеты превращены в стрекоз, птиц, металлические строительные конструкции стали живым деревом.
Этим художник как бы стирает границы между явлениями природы и достижениями техники, создаваемыми руками современного человека, объединяя их в опоэтизированном сказочном образе.
И совсем по-иному подходит к воплощению национальных традиций А. Воробьевский. Его роспись большой вазы «Карнавал» живо напоминает о русской старинной миниатюре и тонкостью рисунка, и сложностью композиции, и изысканным богатством цветового решения. Упомянутые произведения носят ярко выраженный отпечаток индивидуальности художника. Это еще раз убеждает, что творческое отношение к традиции не только не нивелирует, но, наоборот, развивает своеобразие индивидуального почерка, с которым неразлучно само представление о подлинном мастерстве. Живых доказательств можно было бы привести еще немало. Но это только одна из общих черт, обращающих на себя внимание в богатом и разнообразном разделе фарфора. А богатство это в значительной мере определяется обилием образцов, предназначенных к массовому воспроизводству, различных сервизов и наборов посуды, которая отличается необыкновенным разнообразием художественных решений.
Изящный и строгий в своей чистой белизне, чуть оттененной золотом сервиз «Кофейный» М. Тараева.
Звонкая, декоративно-широкая цветочная роспись чайного сервиза «Русь» Л.Григорьевой.
Тонкий графический рисунок — черный по белому - в композиции «Растут города» К. Косенковой.
Лирический своей мягкой живописностью сервиз «Лесная быль» А. Семеновой.
Решенный в необычных, выразительных линиях, рожденный формой русского богатырского шишака, сервиз «Народный» В. Семенова.
Роспись сервиза «Ленинградский» Е. Фирсовой, дающая выразительный образ этого прекрасного города.
Динамичная в приеме черно-белого рисунка композиция «Городок у моря» Т. Беспаловой-Михалевой.
Этот обзор можно было бы продолжать, отмечая многие и многие работы художников фарфора, выразительные в своей разнообразной тематике и богатстве художественных приемов, выполненные с большим чувством материала, с отчётливым пониманием специфики его художественных средств. Но здесь хочется отметить его современность при ярко выраженной самобытности облика.
И в этом общем большом потоке особенно радует пусть еще небольшая, но уже заметно окрепшая струя — это малая настольная скульптура, трогательная и живая, продолжающая близкие нам традиции знаменитой подмосковной бело-синей гжельской пластики. В целом фарфор на выставке показал себя жизненным и ярким, а то, что он остается русским, особенно дорого."
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок.