Найти тему
Эстет из Провинции

«Молодость» Паоло Сарентино. О чём рассказывает созерцательный и красивый фильм рассуждение?

Фото: КиноПоиск
Фото: КиноПоиск

С первых кадров у зрителей кинокартины может возникнуть определенный диссонанс. Вопреки названию, герои фильма – двое пожилых друзей, которые отдыхают на курорте в Швейцарии.

Первый, в исполнении Майкла Кейна, композитор, которого упрашивают выступить для королевы Елизаветы и принца Филиппа. Но он отказывается, ссылаясь на личные причины. Второй, герой Харви Кейтеля – оскораносный режиссер, который работает над сценарием своего «фильма-откровения». Но дело продвигается с трудом, несмотря на целую бригаду соавторов.

Фото: КиноПоиск
Фото: КиноПоиск

Друзья наблюдают за происходящим на курорте, общаются с другими его постояльцами и рассуждают вместе с ними о жизни, удовольствиях, боли и других вещах. И именно на рассуждениях построена большая часть фильма.

Одна из главных тем фильма – тема желаний и эмоций, которые и способствуют внутреннему состоянию старости и молодости. То насколько человек реализует свои желания, насколько он способен быть счастливым и определяет его возраст.

Фото: КиноПоиск
Фото: КиноПоиск

Постоялец курорта, актёр Джимми (Пол Дано), знакомиться со стариками и очень быстро находит с ними общий язык. Морально он пребывает в том же состоянии, что и они. Он сыграл во множестве фильмов, он богат и знаменит, но глубоко несчастен. Люди знают его по одной роли: робот в проходном фильме, где он сыграл «по глупости». И люди забывают, что у него было полно и других ролей. Также и герой Майкла Кейна. Он известный композитор, написавший множество работ. Но его знают только как автора «Простых мелодий», которые он написал очень давно. Джимми такой же "старик" как герой Кейна.

Фото: КиноПоиск
Фото: КиноПоиск

Со временем, герои сталкиваются со своей противоположностью. Это «Мисс Вселенная» (Мадалина Генея), которая также отдыхает на курорте. Это её единственный титул и награда. Но в отличие от героев Дано и Кейна, она счастлива и носит его с гордостью. В ней есть та самая "молодость", которая притягивает и завораживает остальных.

Фото: КиноПоиск
Фото: КиноПоиск

Ещё одна тема старости связана с героем Харви Кейтеля. В фильме есть сцена, где он ясно даёт понять, как человек смотрит на мир в молодости, и в старости. Как он всё больше становится пассивным и предпочитает тихо существовать и вспоминать былое. Герой Кейтеля осознаёт, что фильм, над которым он работает, станет его «завещанием». Поэтому в процессе написания сценария он постоянно оглядывается назад, на свое прошлое.

Фото: КиноПоиск
Фото: КиноПоиск

Сарентино также развивает тему омоложения. Того как человек преображается, если позволяет себе быть счастливым или, хотя бы, начинает стремиться к счастью. Это прослеживается во внешнем преображении героинь Рейчел Вайс и Мадалины Генеи.

Фото: КиноПоиск
Фото: КиноПоиск

Также очень показателен персонаж футболиста. Он глубоко несчастен и страдает от своего нынешнего состояния. При этом, большинство людей даже не замечает этого. Он интересен им как медийная единица, но мало кто обращает внимание на него как на человека со своей болью и проблемами. Но в определенный момент и он начинает преображаться, хоть и не во внешности, но в поступках и поведении.

Фото: КиноПоис
Фото: КиноПоис

Вообще в фильме очень выражена тема эмоциональности и телесности. Того, насколько прикосновения, жесты и эмоции сильнее и глубже любых рассуждений. Герой Кейтеля в открытую говорит: «Эмоции – это всё, что у нас есть». Сарентино отлично развивает эту тему не только сценарием, но также визуалом и звуком. Он очень хорошо играет на иррациональном. Пейзажи, бытовые и метафоричные сцены, музыка – всё отлично дополняет общую идею и атмосферу.

Идею телесности развивают не только кадры с отдыхающими, но и отдельные персонажи. Например, в пожилой паре никто не говорит ни слова. Однако между обоими чувствуется какое-то напряжение. А в середине фильма их снова показывают зрителю, но в этот раз между ними напряжение другого характера.

Фото: КиноПоис
Фото: КиноПоис

Лучше всего мысль о телесном подчеркивает Массажистка – один из самых завораживающих и необычных персонажей фильма. Она говорит очень мало и больше выражает себя через язык тела: прикосновения, жесты, танец. Она притягивает внимание за счёт своей таинственности. Она будто говорит на другом языке, который нельзя услышать, но можно прочувствовать, ощутить.

Фото: КиноПоис
Фото: КиноПоис

При просмотре "Молодости" заядлые синефилы могут вспомнить "8 с половиной" Федерико Фелини. Это происходит из-за схожих ассоциаций: режиссер итальянец, курорт, сновидения, игра на иррациональном и других моментов. Сарентино действительно напоминает про творение Фелини. Но только на уровне ассоциаций и совсем в небольших деталях.

Если вы ещё не видели фильм, то очень рекомендую ознакомиться с ним. А если вам понравилась статья, то можете подписаться и на мой telegram-канал (https://t.me/estprov). Там много не менее интересных материалов.