Маша пошла в первый класс в 2015 году. Это был год зверского эксперимента над родителями будущих первоклассников. Первый год, когда подать заявление можно было только через портал госуслуг или МФЦ. Живую запись в школы отменили. Заявление можно было подать одновременно в три школы города, которые расставляешь по приоритету. Первая школа самая желанная, вторая и третья альтернативные. Место регистрации/место жительства значения не имели. Не попал в эти три школы - зачислят в любую школу твоего района. А живём мы в Санкт-Петербурге в самом большом по площади и количеству проживающих людей районе. Во всяком случае, в 2015 году Московский район был самым большим.
Было в том году и ещё одно условие. Порядок выдачи приглашений напрямую зависел от времени подачи заявления. Подготовить заявление можно было заранее, а подать только 1 февраля с 9.00.
Так власти переместили родителей, ранее ночевавших возле школ, в МФЦ. В нашем районе их было только два. Я же была очень рада, что можно подать заявление не выходя из дома и выбрала новые технологии. Идея ночевать на улице перед МФЦ меня совсем не прельщала. Конечно, приоритетом я выбрала школу, находящуюся во дворе. Вторая школа была через дорогу. А третью я выбрала по ошибке, и находилась она через три дороги в километре от дома.
Первого февраля сайт госуслуг рухнул от наплыва желающих подать заявление в 9.00. В результате Маша пошла в самую дальнюю от дома школу. Я стала изучать информацию об этой "случайной" школе. Оказалось, что она с уклоном в области Искусства и Технологии, там были сразу два танцевальных зала (а Маша очень хотела танцевать), и в интернете было огромное количество негативных отзывов о качестве образования. Мы с Машей успокоили себя тем, что с ней в одном классе будет учиться подружка из детского садика и Маша будет заниматься танцами. Расстояние для нас не было большой проблемой, так как мы вели тогда очень подвижный образ жизни.
Первого сентября мы узнали, что половина учеников нашего класса это дети мигрантов. На линейке стихи читали также дети мигрантов. И за первыми-вторыми партами тоже они сидели. А ещё подойти к классному руководителю утром тоже было весьма проблематично, так как эти дети окружали учителя и обнимались с ней. Наши же дети - Маша, её подружка из детского сада и другие дети - были вынуждены здороваться с учителем и задавать вопросы с расстояния не менее двух метров, а также сидеть за последними партами. Танюше в то время было полтора года, но я уже твердо решила, что в эту школу она не пойдёт, и Масяню я переведу в другую школу при первой возможности.
Я не расист, хорошо отношусь к людям вне зависимости от их происхождения. Но в сентябре 2015 года я была шокирована таким вот неравным отношением к детям. К слову сказать, Маша и сейчас учится в этой школе и в этом классе. У нее много друзей, некоторые бывают у нас дома. О переводе в другую школу речи не идёт.
В этом году Таня пошла в первый класс. Порядок приема в школу изменился. Теперь не нужно дежурить у МФЦ или ждать определенной секунды, чтобы подать заявление. С 1 апреля 2021 года времени у родителей на подачу заявления стало предостаточно. Зачисление в школу осуществляется по месту приписки, либо по льготе. У меня был выбор. Я могла подать заявление в ту школу, где уже учится Маша, либо в школу, которая находится во дворе и считается "школой для богатых". У Тани спортшкола на тот момент времени была тоже в нашем дворе, и я точно знала, что осенью буду работать в офисе, а не дома. Так что выбор пал на ближайшую к дому школу.
Об этой школе мне было известно уже немало. До нового порядка поступления устроить туда ребёнка без денег было невозможно. Школа языковая, в ней изучают английский и немецкий язык. Чтобы изучать немецкий, нужно попасть сразу в соответствующий класс. В эту школу не принимают детей мигрантов. Совсем. Хотя, в параллельном классе учится одна девочка негритянка. Но мигрантов из ближнего зарубежья нет. Всевозможных кружков очень и очень много.
Приглашение мне прислали в первых числах июня. При подаче заявления как-то сразу стало не уютно. Поздоровался со мной только охранник. На столах в фойе лежали какие-то бланки документов. Никто ничего не объясняет. Заполнила разные бланки, узнала кто последний, дождалась своей очереди на подачу документов. Вспомнила тот день, когда подавала документы в Машину школу - разница огромная. Здесь не было ощущения начала нового этапа в жизни ребёнка. Только холод и полное безразличие.
Захожу в кабинет здороваюсь. В довольно тесном помещении два рабочих места. За одним из них сидит женщина, по-видимому, завуч. Молча и неглядя на меня, берёт стопку документов. Также молча и неглядя все оформляет. Странная женщина. На педагога совсем не похожа. Было ощущение, что ей неприятно, что она вынуждена летом работать. Оформление закончила. Спросила, не отрывая взгляда от стола: "Ребёнок в городе?" Услышав положительный ответ, безапелляционным тоном сказала, что в понедельник в 13 часов привести, чтобы снять мерки для пошива школьной формы. Я ушла. По пути домой размышляла о том, что у меня нет ни времени, чтобы привести Таню в это день в школу, ни денег, чтобы вот так срочно оплатить форму. Также в школе не предоставили никакой информации ни об учителе, ни о том, в какой класс ребёнка зачислили, не дали списка канцелярии и прочих предметов для первого класса, а также не сказали когда и где узнать всю эту информацию.
Конечно, для взрослого человека поиск необходимой информации не должен являться проблемой. Но есть одно "НО". Невозможно найти ту информацию, которой впринципе нет. Через месяц я узнала, что Таня зачислена в класс, где будет изучаться немецкий язык. В этот же класс оказались зачислены двое детей из её детского сада. А вот информации о школьной форме и канцелярских принадлежностей не было. И звонки в школу не привели ни к чему. Пришлось закупать всё по спискам, которые были у друзей и знакомых, чьи дети уже учатся в школе.
За три дня до первого сентября, когда приготовления к школе уже были завершены, вдруг назначается родительское собрание. Очное, несмотря на пандемию, в столовой школы. Пожилая учитель, в пальто и шляпе, сообщает нам, что в школе всё у всех должно быть одинаковым и дорогим. Те ради по три рубля не нужны, нужно купить по восемнадцать. Школьную форму, которую приобрели родители, также нужно выбросить и купить комплект формы, стоимостью больше двенадцати тысяч в строго определенном магазине. Обязательно сарафан, юбку (которая стоит в два раза дешевле), "крайне не желательно" (с). Цветные карандаши тоже должны быть определённой марки, стоимостью четыреста пятьдесят рублей за упаковку. К концу родительского собрания я уже тихо ненавидела и эту школу, и классного руководителя.
В этой статье я очень хотела показать обе школы в сравнении, описать как менялось мое мнение и ломались стереотипы у меня в голове. Но вступление получилось очень большим, так что продолжение следует.