День добрый! Однажды вечером изучая научный вклад Жан-Батиста Беланже, Я узнал о 72 именах выдающихся французских ученых 18-19 века, которые Эйфель распределил по фасаду первого яруса своего выдающегося творения - Эйфелевой башни. Скорее всего выбор первого яруса не случаен, это можно рассматривать как отсылку к словам Ньютона - «Если я видел дальше, чем другие, то лишь потому, что стоял на плечах гигантов». Как раз в первом ярусе башни, её "плечах" и установлены фамилии ученых и инженеров, именно на их достижениях и базировался Эйфель и другие инженеры, а таблица со списком проектировщиков как раз и находится в верху башни.
Полный список легко найти в интернете, но нас сегодня интересуют фамилии людей связанные со строительством, гидравликой и аэродинамикой.
Первый из списка - Жан–Виктор Понселе - изучал задачи движения воздуха по трубам, работу паровых машин и гидродвигателей, изобрел Колесо Понселе. Интересный факт - можно сказать, что свою карьеру он начал в России, так как первые свои рукописи готовил в Самаре, только вот в качестве военнопленного с 1812-1814, за участие в Русском походе Наполеона.
Второй, Жозеф-Луи Лагранж. Такая величина в мире гидравлики, что его знает абсолютно каждый. Именно он был одним из тех ученых, которые сформировали монолит современной гидравлики. Вместе с Эйлером сформировали не только вариационное исчисление, но и два базовых подхода на которых и базируется сейчас механика жидкости и газа. В гидравлике в честь него названы: Интеграл Коши - Лагранжа — интеграл уравнений движения идеальной жидкости, субстанциональная производная также иногда называется производной Лагранжа, и конечно же Лагранжиан, как элемент принципа наименьшего действия.
Третий, Жан–Батист Шарль Жозеф Беланже в гидравлике всем известен по постулату Беланже, который использовался на заре гидротехники при расчетах водослива с широким порогом. Менее известно, что он стоял у истоком исследования явления гидравлического прыжка. Он кстати был одним из учителей Эйфеля.
Четвертый, Пьер-Симон Лаплас. В аэродинамике Мы благодарны ему за барометрическую формулу, она связывает плотность воздуха, высоту, влажность и ускорение свободного падения. Занимался теорией капиллярности, тут в честь него назван закон Лапласа, который определяет зависимость перепада давления на поверхности раздела фаз.
Пятый, Анри Навье, получил для несжимаемой жидкости первый вариант уравнений Навье-Стокса, ставшего одним из основ механики жидкости и газа.
Шестой, Жозеф Луи Гей-Люссак, был химиком, но внес вклад в гидравлику тем, что ввел в промышленный оборот ареометры для измерения плотности жидкостей. Занимался исследованием упругости газов при различных температурах.
Седьмой, Гюстав Гаспар Кориолис, тут два интересных момента- коэффициент Кориолиса (неравномерность распределения скоростей по сечения потока жидкости) и сила Кориолиса в гидроаэромеханике.
Восьмой, Жак Триже, глубокий поиск показал, что именно этот человек и является изобретателя кессона для строительства. Нормальной фотографии инженера в интернете нет.
Девятый, Анри Жиффар, всему миру известен, как инженер воздухоплаватель, но в гидравлике куда важнее его изобретение инжектора для паровых котлов.
Десятый, Шарль Франсуа Штурм, ничего существенного в гидравлику не привнес, но был одним из первых, кто измерял скорость звука в воде.
Одиннадцатый, Огюстен Луи Коши, один из основателей механики жидкости и газа, занимался изучением волн на поверхности жидкости. Именно этот человек показал, что напряжение имеет шесть составляющих (три нормальные и три тангенциальные). Это стало развитием великой и ужасной теории тензоров. Не забудем и теорему Коши–Гельмгольца о разложении скорости элемента на составляющие.
Двенадцатый, Эжен Белгранд, инженер по водоснабжению и канализации, руководил реконструкцией канализации Парижа, выполнил проект снабжения водой и строительства акведуков в Париж.
Тринадцатый, Анри Виктор Реньо, изобрел гигрометр для измерения влажности воздуха и просто исследовал различные свойства воздуха и газов.
Четырнадцатый, Гаспар Прони, работал в области гидравлики и гидротехники, автор формулы Прони. Именно она стала предтечей формулы Дарси-Вейсбаха.
Пятнадцатый, Жак Бернар Леон Фуко, разработал основы теневого метода (ножа Фуко), в последствии развившегося до Шлирен-метода, позволившего исследовать потоки с переменными плотностями.
Шестнадцатый, Симеон Дени Пуассон, отметился уравнением Пуассона для даления.
Семнадцатый и Восемнадцатый, Жан-Шарль Борда и Лазар Карно, у меня упоминаются комплектом, так как по одиночке о них никто не слышал. Это авторы теоремы Бордо-Карно и потерях энергии при местном расширении потока.
Девятнадцатый, Фредерик Соваж, занимался исследованием гребных винтов.
Суммарно из 72-х, 19 человек хоть и косвенно/натянуто, но внесли свой вклад в гидравлику, аэродинамику или водоснабжение. Это на секундочку 26,4% от всех фамилий на башне!
Если хотите стать частью этого общества, то посмотрите на наши прекрасные учебные курсы по технической гидравлике и аэродинамике, на сайте учебного центра: http://hydreducation.tilda.ws/.
Заходите в Наш Telegram-канал t.me/HYDReducation тут дублируются все статьи канала и есть дополнительные бонусы.