Тайцзи — это даосская концепция маленькой вселенной, которая соответствует одному из физических образов земного общества — «императору», и поэтому император подразумевает «инь» и «ян».
В управлении императорским двором «ян» воплощается в «доброжелательном правительстве» (хорошем управлении), «инь» — в «уголовном праве».
Поэтому императоры всех династий в своей жизни руководствовались как добром, так и злом, что определялось свойствами инь и ян и отражалось в различии между добрыми и злыми министрами среди придворных чиновников.
Поведение императоров на этапах становления, процветания, упадка и угасания императорской династии отличается, поэтому на разных этапах люди переживают или воспринимают его по-разному.
Проявления добра и зла в человеческом мире чрезвычайно экстремальны, а боль, которую зло причиняет людям, ужасна. На высоких уровнях, выходящих за пределы человеческого мира, нет ничего столь ужасного.
Добро и зло — всего лишь две субстанции с разными свойствами. Сменявшие друг друга императоры трактовали это по-разному — в течение 5 000 лет правления Трёх императоров и Пяти императоров Китая добро и зло мало влияли на людей.
С точки зрения зла, такого как война Жёлтого Императора против Чию, влияние на простых людей невелико, и после того, как завоевание завершено, общество ничем не управлялось, люди не сильно были обременены, а имперская власть почти не имеет ограничений на людей. В это время люди живут самой счастливой жизнью.
Начиная с эпохи Ся (первая династия в истории Китая с 2070 по 1765 год до н. э.), уровень человечества опустился на одну ступень ниже, поэтому смена династий — это более широкое воплощение добра и зла, распространение «правильного и неверного путей».
Последствия этих изменений затронули почти всех людей, и добро стало ещё добрее, зло — ещё злее. После смены династий преобладало благожелательное правление императора, которое дополнялось карательным правлением. Хотя народ несёт бремя налогов, но они маленькие, а их жизнь очень счастливая.
Династии Ся, Шан, Западная, Восточная (Весна и Осень, Воюющие государства), Западная и Восточная Хань были очень хорошими периодами, в течение которых люди жили комфортно, мирно и счастливо 90% времени.
Страдания живых существ во время «угасания» были гораздо меньше, чем при последующих династиях, в то время как император в это же время находился в эпицентре скорби, и его страдания были больше, чем у людей.
Династия длиной в четыреста лет или даже больше содержит много поколений прекрасных жизней, ведь средняя продолжительность человеческой жизни в то время составляла всего около тридцати или сорока лет, так что сознательная жизнь многих поколений приходилась на лучшие времена.
Многие люди уходили из жизни в возрасте до тридцати лет, что является большим благословением, потому что человек непременно создаёт карму при жизни, и чем короче время их жизни, тем меньше кармы они создадут, а человеческий мир очень горький, и люди живут в заблуждении, так что уйти рано — это благословение.
По сути, династия Ся установила форму среды обитания человека в последующих поколениях. В это время была установлена концепция «границы» — Земля ограничена и Вселенная ограничена. Люди могут жить только на суше. Они утонут в воде, сгорят в огне и заплатят за свою жизнь, если будут убивать людей. Таковы понятия границ. До этого человеческая мысль была безгранична.
Последующая династия Шан заложила основу для выживания человечества. Как люди выживают? В основе своей это были отношения с Небом, поэтому самым основным жизненным состоянием династии Шан было почитание Неба, принесение ему жертв и жизнь в соответствии с его велениями.
В конце династии Шан появилось большое количество гаданий — люди отклонились от правильного пути. Затем была основана династия Чжоу, и потребовалось 800 лет, чтобы установить «обряды и музыку» и обогатить коннотации людей. Обряды и музыка — это ещё один способ существования, полезный не только для тела, но и для назидания.
В конце периода Воюющих государств негативные элементы Вселенной бродили и гнили на земле, заразив семь героев периода Воюющих царств (включая Государство Цинь). и прилегающие районы Центральной равнины, наполняя, при этом, Центральную равнину учениями ста школ мысли и злыми духами.
В это время появился на свет первый император веков Цинь Шихуан, который дал жёсткий отпор, уничтожил Люхэ, уничтожил все школы мысли, построил Великую стену на севере и напал на пустыню на юге.
Законы Цинь были суровыми, нацеленными на испорченные жизни в то время. Если бы испорченные жизни не исчезли, они больше не могли бы существовать, и династия Цинь не могла бы длиться долго.
Первый император не только очистил Центральную равнину от развращённой жизни, но и установил порядок в подземном мире, что стало одной из причин, по которой Цинь Шихуанди построил не имеющую аналогов императорскую гробницу.
Подземный мир был официально определён со времен династии Цинь, а в последующих великих династиях император-основатель, помимо открытия земного царства (императорской династии), также должен был создать свою собственную династическую империю подземного мира.
Когда пыль улеглась, Цинь Шихуанди умер, а затем пришла династия Хань, которая заложила основы 2000-летней человеческой цивилизации для последующих поколений.
Древнее название династии Хань — «Небесная Хань», что созвучно её земным границам, которые представляют собой самотечные реки и озёра в Небе.
Человеческое тело состоит из воды и живёт благодаря воде, и почти все цивилизации на земле были основаны рядом с реками и водоёмами.
Жёлтая река и река Янцзы днём и ночью текут в теле династии Хань, питая тела и умы китайцев. Династия Хань является основой выживания народа Хань. Четыреста лет династии Хань полностью сформировали и популяризировали все культуры, необходимые для выживания человечества в будущих поколениях.
На более высоком уровне равнина Гуаньчжун, где находится Чанъань времён династии Западная Хань, в древности была рекой, и с абстрактной точки зрения, после того как река ушла, возникла равнина Гуаньчжун — и появилась династия Западная Хань.
Именно поэтому последующие поколения считали, что династия Хань всё ещё была «красной», родом из огня.
Да, огонь может сдерживать воду, жизнь великой династии Хань находится в воде, если она должна проявиться на земле, её можно сдержать только огнём, чтобы вода упала, и великие ханьские здания и люди на русле реки появились на земле, а также мир Хань. Именно этого хотели императоры-основатели двух династий Хань.
После того, как Лю Бан, император династии Хань Гаоцзу, умер, он был похоронен на высоком склоне к северу от Чанъаня. Этот высокий склон был берегом древней реки. Вместе с императором были похоронены его гарем и министры династии Западная Хань.
Император Гуанву Лю Сю, предок династии Восточная Хань, довёл до пика своего развития всё, что должно было быть установлено династией Хань, и полностью вывел человеческую одежду, пищу, жилище, средства передвижения и обычаи. Она достигла своего расцвета, поэтому последующие поколения историков называли династию Восточная Хань самой процветающей и выдержавшей испытание временем династией конфуцианства.
Самые основные человеческие отношения — это отношения между мужем и женой, способ зарабатывать деньги и содержать семью. Император Лю Сюй и императрица Инь Лихуа, основательница императорского рода Гуанли, лично истолковали для будущих поколений самый прекрасный способ любви и брака и отношения с миром — к чиновникам следует относиться как к цзиньву, а к женам — как к иньлихуа.
Не будьте слишком важным чиновником, относитесь к этому легко — делайте всё без лишних вопросов. Это путь Небес, и тогда всё хорошее придёт к вам.
Что касается женитьбы, вам следует жениться на такой женщине, как Инь Лихуа, нежной, красивой, элегантной, добродетельной, доброжелательной, почтительной и скромной.
Пока люди пребывают в Дао, всё будет устроено богами наилучшим образом.
Император Гуанву не хотел быть императором, но его заставили занять трон его министры. «Если вы не согласитесь занять трон, семья Хань окажется в опасности, и мы потеряем надежду на успех и славу, и нам ничего не останется, как разойтись», — говорили они..
Император Гуанву на собственном опыте показывал, как нужно относиться к провинившимся — с добротой, любовью и терпением.
Императрица Го Шэнтун оказалась настолько скандальной, что император вынужден был низложить её как императрицу из-за беспорядков в гареме Хань, страха придворных во дворце и трудностей в воспитании наследника императора.
Но затем её сделали «вдовствующей императрицей Чжуншань» и «вдовствующей императрицей Пэй», что позволило ей жить со своим сыном Лю Цзяномв почёте и роскоши. К её семье также отнеслись благосклонно, наградив таким количеством золота и серебра, что в то время её называли «Золотой пещерой».
После того, как умерла мать императрицы, император Гуанву лично приказал своим министрам оплакивать её. Это был единственный случай в истории Китая, когда со свергнутой императрицей обращались как с императрицей или даже лучше, и только Лю Сю, основатель империи, мог позволить себе это.
Лю Сю и Инь Лихуа, Сю и Ли, кажется, были намеренно поставлены небесами, чтобы показать образец прекрасного социального и семейного устройства на земле.
Храмовое имя Лю Сю называется «Ши Цзу» (пер. ред. — предок), и на самом деле это один из самых красивых предков семьи Хань в мире. А Лю Бана (256 или 247 до н. э. — 195 до н. э., первый император династии Хань 汉) звали Гаоцзу, что является другим уровнем воплощения.
Есть ещё одна отличительная черта династии Восточная Хань — бережливость. Лю Сю начал свою династию с того, чтобы «не сражаться, если можно», а после объединения страны наградил своих министров за их достижения, отдохнул и восстановил силы.
После установления династии Восточная Хань страны западных областей неоднократно пытались присоединиться к династии Восточная Хань, но были отвергнуты императором Гуанву, как по причине бережливости, так и потому, что Западный край (принятое в китайских исторических хрониках наименование регионов, расположенных западнее заставы Юймэньгуань; Центральная Азия) не входили в сферу Небесного тела династии Восточная Хань, и поэтому император Гуанву не захотел об этом заботиться.
Император Гуанву настолько хорошо знал, как развивать сельское хозяйство и обогащать народ, что когда он только создал свою армию, то поехал в бой на быке, за что его в шутку прозвали «императором на спине быка».
После того, как император Мин из династии Восточная Хань взошёл на трон, он отправил Бань Чао (32–102 гг., полководец и дипломат Древнего Китая эпохи Хань) в западные регионы. Бань Чао отвоевал Западные области с 36 людьми, и через 65 лет после уничтожения Ван Мангом Западной Хань и их отделения от китайской династии, вновь объединил Восточную Хань почти без затрат для государства, что окажется непревзойдённым в истории Китая.
Таким образом император династии Мин выполнил свою миссию по внедрению буддизма в Китае.
Однажды ему приснилось, что на западе находится просветлённый со священным ореолом над головой. На следующий день он рассказал своим министрам свой сон и они сказали, что, согласно древним книгам, — это Будда. Император Мин был очень счастлив и отправил посланника, чтобы пригласить его. Так в Китае появился буддизм, и с тех пор там утвердились даосизм, конфуцианство и буддизм.
В результате правления двух императоров Мин и Чжан национальная мощь достигла своего пика в период императора Хань Хэ. Северные Хунну были полностью уничтожены в результате битвы Ду Сяня, генерала конницы Че, который записал свой беспрецедентный успех на камне на горе Янрань, в 3 000 милях за пределами Китая.
В это время южные хунну также были ассимилированы с народностью хань. С тех пор наибольшая угроза северу в предшествующих династиях была полностью устранена династией Восточная Хань — хунну исчезли из китайской истории.
На самом деле хунну не причиняли большого вреда Восточной Хань с тех пор, как император Гуанву основал свою династию, а южные хунну активно интегрировались в Восточную Хань. Многие даже сменили свою фамилию на Лю, вероятно, под влиянием харизмы императора Гуанву, как яркого правителя и его выдающихся боевых достижений.
Император Хань, с другой стороны, был вынужден послать войска, несмотря на сопротивление своих министров, чтобы разбить северных хунну, вероятно, из соображений, что последующим династиям никогда больше не будут угрожать хунну, так как император выполнял мандат Неба и действовал из других соображений, чем его министры. В то время на юге Ма Юань, генерал Фубо и другие умиротворили юг и Цзяотоу (Вьетнам) с меньшими затратами.
Бережливость и хорошее управление династии Восточная Хань сводили к минимуму народное бремя. Это была династия с наименьшим бременем в китайской императорской системе, с наименьшим количеством чиновников.
Хотя завоевания императора У из Западной Хань увеличили нагрузку на население, но даже при этом династия Хань была гораздо менее обременена, и в наше время его низкие налоги и небольшое бремя людей не имеют себе равных.
В соответствии с этим чрезвычайно мощные культурные и боевые искусства династии Восточная Хань, а также наиболее комфортная среда для людей, чтобы жить и работать в мире и довольстве, являются плодами системы Восточной Хань.
Это также отражает силу воды — она может казаться мягкой, но она является источником, мощной субстанцией этого мира.
В период Восточной Хань, за исключением императора Гуанву, который дожил до шестидесяти двух лет (императрица Инь Лихуа дожила до сопоставимого возраста, а императрица Го Шэнтун — до сорока, что также превышало среднюю продолжительность жизни людей в то время), последующие императоры, как правило, были не очень старыми. Император Мин, император Чжан и император Хэ умерли в расцвете сил, что соответствовало средней продолжительности жизни людей в древние времена.
Империя Восточной Хань, которая выглядела очень слабой в свои последние годы, сумела просуществовать 238 лет, включая Троецарствие. После того как Цао Пи заставил императора Сяня отречься от престола, Восточная Хань просуществовала бы 195 лет, если бы Лю Бэй не возглавил династию Хань и не стал императором. Он добился самой прекрасной династии в истории Китая, с самой могущественной империей на земле в то время.
До покорения страны никакие иностранные враги не могли вторгнуться. Последующие поколения прокомментировали это так:
«Все народы погибают от слабости, один Хань погибает от избытка силы».
Мысли людей ошибочны, и то, что на первый взгляд выглядит слабым, на самом деле оказывается силой.
Национальный стиль Неба
Конфуцианская культура приобщения к миру, даосская культура буддизма и культура еды, одежды, жилья и транспорта, которые продвигала династия Хань, питали Китай в течение последующих 2000 лет. Их деятельность продолжали сменявшие друг друга императоры, которые навсегда стали отображением национального стиля эпохи Хань.
Восточная династия Хань кажется династией с самыми добродетельными королевами. После нежной и уважительной, элегантной и снисходительной, почтительной и скромной императрицы Инь Лихуа, «императрица Миндэма» императора Хань Мина является образцом морали королевы в китайской истории.
Императрица Доу и Императрица Дэн были не только добродетельны, но и могущественны. Когда император был молод, они безукоризненно охраняли ханьский двор. Эти женщины являются примером добродетельных стандартов «быть королевой и женой».
Император Гуанву был похоронен на южном берегу Хуанхэ на севере Лояна. Его мавзолей выходит на гору Манг на юге и на извилистую реку Хуанхэ на севере. Это единственная гробница такого рода среди всех императорских гробниц. Её называют «подушкой реки и стременем горы».
Захоронение на мягкой почве реки Хуанхэ, которая часто меняла своё русло, было странным. На протяжении более 1900 лет Хуанхэ, казалось, намеренно избегала место захоронения императора Гуанву.
Могло ли это происходить из уважения Водного бога? Стать «подушкой реки и стременем горы», похоже, нужно, чтобы оградить и не дать горе посягнуть на реку. Гробница предка Лю Сю стоит прямо на берегу Жёлтой реки, охраняющей мать-реку китайской нации, позволяя её бесконечным водам питать потомков рода Хань на протяжении многих поколений.
Помимо императора, некоторые известные персонажи из разных династий представляли верных подданных, некоторые — злых, а некоторые — и тех, и других.
Хань Синь, военачальник, один из «трёх героев ранней династии Хань», помог Лю Бану завоевать династию Хань. Этот положительный аспект несёт за собой и отрицательный. Он был обвинён в мятеже и убит, тем самым императрица Лу Чжи навлекла бедствие на династию Западная Хань, организовав убийство Хань Синя. Это стало предлогом для старых сил, чтобы помешать Лю Бану получить Фа в последний момент конца Дхармы.
Во Вселенной есть и положительное, и отрицательное. Хань Син исходит из слишком большой величины, и обе культуры нуждаются в интерпретации. Выражение «обед за тысячу золотых монет» распространено в Китае и восходит к Хань Синю из династии Хань, что означает отрицательную культуру — недостаток человеческой природы в том, что дом начальника штаба, который долгое время обеспечивал его пищей, был не так хорош, как его плачущая мать, которая дала ему лишь немного еды. Он истолковал эту человеческую природу, что позволит будущим поколениям понять, чья доброта больше.
Чья милость невелика? Как следует благодарить? Правильно ли, что люди отвергают идею великой благодати?
***
Эта статья является личным мнением автора: неизбежны неточности или ошибки.
Больше интересной информации — на сайте yuanming.ru. Мы собираем самые лучшие материалы для вас, о которых стоит рассказать друзьям. Мы с вами!