Найти в Дзене
Leeloo2525

Detention. Обзор игры

(В основном блоге эта запись опубликована 23.05.19)
(В основном блоге эта запись опубликована 23.05.19)

Знаю по себе, что если питаешь интерес к азиатским хоррорам, то не важно, в каком виде они представлены. Рассказ ли это, комиксы, фильм или игра — все эти произведения бережно укладываются в мысленную шкатулку под названием «Азиатский хоррор»; любитель крипипаст легко прерывается на полуторачасовой фильм, киноман пробует игру или смотрит по ней летсплей, а геймер в кои-то веки открывает книгу, и каждый доволен. Всё дело в том, что произведения этого жанра очень малочисленны. Из-за этого в шкатулке китайское соседствует с японским и индонезийским, а к настоящим ужастикам примешиваются околохорроровые произведения, и когда на горизонте появляется чистокровный хоррор, поклонники жанра слепо влюбляются в него независимо от качества.

Не знаю, как иначе объяснить такой ажиотаж вокруг Detention. Из-за обилия восторженных обзоров я всерьёз решила, что это нечто из ряда вон выходящее, что если не сравнится по уровню символизма с Silent Hill, то хотя бы не уступит The Cat Lady, которую, кстати, разработчики называли как свою вдохновительницу. Но на звание шедевра азиатских ужасов эта игра, скажем так, не тянет.

-2

Detention — это тайваньский хоррор, простейший квест с элементами стелса, личная драма в декорациях общественно-политических событий Тайваня 1960-х годов. Двое старшеклассников, девушка Фэнг и парень Вей, оказались в школе во время тайфуна и не могут попасть домой, потому что мост через реку разрушен. Они собираются найти телефон и позвать на помощь, но в этот момент в школе начинают происходить жуткие вещи, из-за которых Фэнг остаётся одна. Она продолжает бродить по школе, пытаясь понять, что происходит, и параллельно вспоминает события недалёкого прошлого.

Загадки в игре очень простые, потому что предметов и мест, где их можно применить, мало, к тому же всё довольно логично, и ты заранее понимаешь, какие предметы могут встретиться тебе в будущем. Только музыкальная загадка оказалась нечестной, людям с хорошим музыкальным слухом её не решить.

-3

Путь из очередных точки А в точку В усложняют зловещие призраки, слоняющиеся туда-сюда по этажам. Поначалу Detention один за другим подбрасывает способы спрятаться от призраков: задержи дыхание, поставь подношение, встань к призраку спиной, — так что можно решить, что в этом ритме пройдёт вся игра, но во второй половине от опасности не остаётся и следа, и игра превращается в примитивную бродилку с загадками.

Я прошла игру дважды, видела обе концовки, осмотрела все активные области и собрала все записки, так что с уверенностью могу повторить то, что пришло мне на ум просто при первом беглом взгляде на игру: «Кошатницей» разработчики вдохновились только в плане графики. Это бросается в глаза. Невероятно — вдохновиться потрясающей глубокой хоррор-драмой и взять из неё самую слабую её часть.

Не хочу сказать, что в Detention нет ничего хорошего. Музыка и звуки отлично дополняют жуткую атмосферу, так что становится страшно даже вопреки смешной анимации призраков.

-4

Сюжет — как глоток свежего воздуха. Когда проявилась романтическая линия, я уже приготовилась переживать о ещё одной девушке, которой воспользовались и бросили, но нет. Кажется, подобного поворота я и не видела раньше. Что касается исторической составляющей, то она, судя по отзывам настоящих тайваньцев, притянута за уши не к тем годам и сильно преувеличена в плане жестокости конкретно за то преступление, о котором говорится в игре: подобным образом наказывали за другие вещи.

В игре много иероглифов, которые написаны на фоне и потому не переведены, так что часть истории остаётся за кадром для тех, кто не знает языка. То, что перевели, перевели некачественно, особенно стихи, которые должны быть красивыми и пестрить двойным смыслом, а с этим переводом даже один смысл с трудом наскребается.

-5

Что до ценности этой игры для жанра азиатского хоррора, то порадовать ей практически нечем. По ходу игры Фэнг исполняет немало китайских традиционных религиозных ритуалов, но они не объясняются и, как и любое другое обыкновенное действие, просто двигают сюжет дальше. Сжёг жертвенные деньги — получил следующий нужный предмет, вставил в вазу тлеющие палочки — снова получил предмет. Захотел подробностей — иди читать статьи в интернете, хотя даже в самом захудалом ужастике обязательно кратко описывают историю и смысл используемого обряда.

То же и с призраками. Если после DreadOut я долго ходила под впечатлением от разнообразных индонезийских духов, дизайн которых основан на настоящих индонезийских легендах, то местные призраки однотипны, очень примитивны, и, повторюсь, их всего два, не считая одноразового полтергейста. Исторической справки о них игра не даёт, но по поведению они ничем не отличаются от призраков из стандартного западного поверья, согласно которому на земле остаются неупокоенные души. Первый призрак похож на обыкновенного зомби, второму для придания китайского колорита дали в руки бумажный фонарик. С таким же успехом эти существа могли бы появиться в любой другой стране. Китайская мифология так богата, что даже обидно, как мало из неё авторы перенесли в игру.

Detention — не самый плохой представитель жанра, но я не рекомендую её, потому что она очень короткая, пустая и практически лишена азиатского колорита, не говоря уже о плохом и неполном переводе. Вы ничего не потеряете, если вместо игры посмотрите летсплей.

Баньян

Меня очень заинтересовало дерево, на которое в Detention всё время обращают внимание: banyan tree. Я покажу его на скриншоте чуть позже. В игре оно представляет собой дерево с обычной кроной, но с некоторых его ветвей свисают и колышутся на ветру вытянутые мочалки. Когда я впервые его увидела, это зрелище так меня насмешило, что атмосфера ужаса вмиг рассеялась. Я решила, что эти мочалки — отдельное растение вроде луизианского мха (тилландсия уснеевидная), который уцепился за кору дерева и висит на нём. По крайней мере, так это выглядело. Подобные «мочалки» вполне могут раскачиваться от сильного ветра так, как это пытались показать неказистой анимацией в игре.

-6

На самом деле баньян, или фикус бенгальский, известен отнюдь не мхом, а воздушными корнями, которые гирляндами свисают с его ветвей и часто засыхают, не достигнув почвы.

-7

Если же корень дорастает до земли, то укореняется и утолщается, становится похожим на ещё один ствол и выполняет его функции. Некоторые баньяны так сильно разрастаются, что занимают собой километры и напоминают целую рощу, а не отдельное дерево.

-8

Баньян отлично подходит для символизма, навскидку — как символ того, что отдельные люди (стволы) могут быть на самом деле едины друг с другом, словно они одно целое. Можно и приблизить к событиям игры: не доросшие вовремя до земли и высохшие воздушные корни — как погубленные ученики: им никогда не укорениться, не стать частью общества, не завести семью (собственные ветви и воздушные корни); от них осталось лишь воспоминание о том, что они когда-то жили и о чём-то мечтали (сухие воздушные корни). Но здесь этого нет. В игре это просто место, где произошло предательство, каждое появление баньяна напоминает лишь об этом. С таким же успехом вместо него мог быть уличный фонарь.

Вот как баньян выглядит в игре. Жаль, не показать анимации.

Из-за бесконтрольно разросшейся франшизы «Звонок», дурацких однотипных игр с геймплеем «Слендера» и множества томов непримечательной манги моя шкатулка азиатских хорроров стала больше напоминать мусорное ведро, поэтому я решила оставить в ней только драгоценности вроде неполной серии Silent Hill, трёхтомника Seeds of Anxiety и своих субъективных фаворитов. Хотелось бы, чтобы другие поклонники этого специфического жанра тоже повысили для себя планку качества и не вводили других в заблуждение необоснованными похвалами в отзывах.