Из книги "Цой, привет!"....
30 сентября 1989 года в Ленинградский рок-клуб пришло письмо из Тамбовской области.
«Руководителю гр. «Кино» Цою Виктору (лично)
Здравствуйте. Виктор! Я пишу Вам уже второй раз. Не знаю, получили ли Вы мое первое письмо. Если Вы его не получили, то я хочу повторить свои вопросы к Вам:
1.В каких городах Ваша группа намечает свои выступления?
2. Как зовут барабанщика (во всех журналах и газетах его называют по-разному)?
3.Для композиций Вы берете сюжеты из своей жизни, придумываете и т.д.?
А так же я хочу повторить вопросы, которые интересуют мою маму. Извините, но эти вопросы в основном личные.
1. Кто у Вас родители (имя, профессия)?
2. Есть ли у Вас жена?
3. Когда у Вас день рождения?
Я очень прошу Вас ответить мне. Я понимаю, что возможно к Вам приходит много писем с такой просьбой, но, пожалуйста, я очень прошу, ответьте мне.
И пришлите, пожалуйста, свой адрес и фотографию. Извините, но я надеюсь на Ваш ответ. Еще раз извините. Наталья С.».
******
Наталья Сорокина. Одного взгляда на ее страничку в социальной сети было достаточно, чтобы понять, что это именно та самая Наталья, которую я ищу. Хорошо, что мне уже приходилось давать объяснения людям по поводу моего неожиданного обращения, поэтому реакцию Натальи на мои слова об ее письме к Цою я принял более-менее спокойно.
Что рассказала Наталья? История ее проста. Жили–были две подруги, в какой-то момент увлеклись творчеством группы «КИНО». Потом узнали адрес рок-клуба и решили написать Цою письма.
Наталья Сорокина:
Виктор Цой появился в моей жизни внезапно и навсегда – в 1988 году я посмотрела фильм Сергея Соловьева «АССА», и загадочный человек в черном, поющий финальную песню «Перемен» перед огромной толпой, горящей морем огоньков, покорил мое девичье сердце. А было мне тогда 12 лет. Как спел примерно тогда же Вячеслав Бутусов: «Любовь — это только лицо на стене, любовь — это взгляд с экрана...»
Провинциальный небольшой городок, о каких-либо концертах даже и мечтать не приходилось, и все же в памяти остались самые теплые воспоминания о нелегкой фанатской доле. В то время при отсутствии интернета каждая крошка информации – статья в газете, фотография в журнале, интервью в телепередаче, песня по радио – просто на вес золота. В календаре сердечком отмечала такие особенные «счастливые дни»: увидела по телику, услышала по радио, появилась новая фотография, подарили вырезку из журнала… Что уж теперь скрывать, и из читальных залов библиотек, бывало, утаскивали странички журналов с фотографиями Виктора. Выросшие, как грибы после дождя, комиссионные магазины, так называемые «комки», манили нас появляющимися там время от времени плакатами с группой, которые надо было успеть купить. Были студии звукозаписи, где в списках на стене искали название группы и альбомов и заказывали запись на кассеты или бобины, а потом переписывали друг у друга, как только кто-то становился обладателем новой записи. Записывали передачи с участием Виктора с телевизора и радиоточек на магнитофон. Да, и значки с фотографиями группы «КИНО» или Виктора обязательный атрибут того времени. Помню, что не только покупала, но и делала сама. Когда в 1989 году на экраны кинотеатров вышла «Игла», это было непередаваемым счастьем, еще бы – больше часа смотришь на Витю, он красивый, смелый, сильный, он практически так близко…
А еще мы тогда писали письма, много писали – в тематические разделы газет и журналов, в музыкальные радио- и телепередачи, просили взять интервью, задавали вопросы, голосовали в хит-парадах. Выписывали пластинки с фирмы «Мелодия». Бесстрашно наложенным платежом выписывали фотографии кумиров у предприимчивых людей, появившихся на заре 90-х, находя их объявления в газетах и журналах, и все было без обмана (ну или мне так везло). И, конечно же, писали любимым музыкантам. Это сейчас можно в соцсетях добавиться в друзья к кумиру, возможно, он «лайкнет» твой комментарий и даже ответит. А тогда мы писали письма, писали наугад, фактически не зная адреса… Ленинград, ленинградский рок-клуб, улица Рубинштейна, дом 13 — единственная ниточка, которая вела к Виктору.
Тем более удивительно теперь, по прошествии тридцати с лишним лет, получить такой привет из прошлого, узнать, что Виктор читал мое письмо и даже сохранил в числе множества других писем от своих поклонниц и поклонников. Конечно, сейчас смешно и немного стыдно перечитывать те наивные строки, сейчас хотелось бы спросить совсем о другом, сказать совсем другие слова, поблагодарить, предупредить, спасти…
15 августа застало меня в Севастополе, я отдыхала у бабушки. Но официальное сообщение об автокатастрофе по всем информационным каналам было только 16 августа. В тот день я с родителями вернулась с моря, и бабушка сказала: «Наташа плакать будет, по радио передали, что Виктор Цой погиб…» Поверить в это было просто невозможно. Ошибка? Глупая, неуместная шутка? Но потом новостной блок на «Маяке», выпуски «ТСН», в программе «Время» вечером небольшой сюжет: «Вчера в автокатастрофе под Юрмалой погиб Виктор Цой», везде та же ужасная информация, но все равно сердце отказывалось в это верить. Так в моей жизни случилась первая страшная потеря....На первую годовщину в 1991 году очень хотели с подругой попасть в Ленинград, на Богословское, но малы еще были – мне 15 лет, ей 14, а ехать с нами из взрослых никто не хотел.
Прошло больше тридцати лет, но остались песни, остались роли в фильмах, в них Виктор продолжает жить, и аудитория, в сердцах которой он по-прежнему разжигает огонь, не уменьшается. Меняются поколения, а музыка остается все такой же молодой, честной, влекущей за собой, каким был сам Виктор Цой. Очень рада, что Юрий Каспарян и Саша Цой создали проект «Симфоническое Кино», музыканты «КИНО» собрались вместе и дают концерты, позволяя музыке жить и звучать, а Виктор всегда незримо присутствует рядом, всегда рядом с каждым, в чьем сердце живет частичка легенды. И уже устоявшийся слоган «Цой жив!» – это совсем не пустые слова.
Я хочу сказать Наталье огромное спасибо, выразить свои благодарность за общение, ответы, прекрасный рассказ и не проходящую с годами любовь к музыке группы «КИНО». Всегда приятно пообщаться с человеком, который понимает тебя с полуслова. Наталья, успехов Вам!