Найти тему
чопочитать

«Я жила в коммуналке без телефона, но с крысами, и мне пришла телеграмма: срочно позвоните в редакцию!» – интервью с Надеждой Ожигиной

Даже успешный автор, выпустивший несколько книг на бумаге и продуктивно участвующий в конкурсах не может прокормиться только писательством. Это обидно, но такова реальность. Тем не менее, история Надежды крайне интересна, местами даже фантастична (как и книги), а главное – мотивирует. Ну а доход от любимого дела еще придет, уверена. Предлагаю вам узнать историю успеха в ежепятничной рубрике «Разговор с писателем».

– Расскажите о себе. Из какого вы города, сколько вам лет, чем занимаетесь в жизни вообще помимо писательства?

– Добрый день. Я – Надежда Ожигина, писатель. Теперь, когда у меня вышло в бумаге несколько книг и есть выигранная литературная премия, я с уверенностью представляюсь: писатель. Но вообще-то по образованию я инженер-технолог полиграфии, а по профессии – дизайнер полиграфии. Для писателя в этом есть несомненные плюсы: как инженер-технолог я разбираюсь и в издательском деле, и в процессе создания печатной книги, а как дизайнер могу самостоятельно делать обложки для своих книг и всевозможный мерч к романам.

– Писатель – это кто? Человек, который начал писать / выпустил книгу / написал, но еще не выпустил?

– На самом деле все просто. Писатель – это тот, кто пишет, складывает букву к букве. Я очень не люблю понятие «графоман», так как все по-разному определяют границы, где заканчивается графомания, а начинается писательство. Наверное, писатель – тот, кто не может не писать, сюжет стучит в его сердце, выворачивает мозг. Не выпустить на волю историю и героев – все равно что сойти с ума. Писатель – создатель, демиург, и не важно, что он творит – чужие миры или чужие судьбы. Может быть, писатели – те же боги, и где-то в необозримой квантовой вселенной из сложенных нами кодов формируются необыкновенные миры, живущие по придуманным нами законам? Кто знает. Ведь мысль – это энергия, а для всякой энергии в природе находится применение.

– Каков ваш писательский багаж – есть ли изданные на бумаге книги / выпускаете их в электронном формате / пока не выпустили?

– На моей писательской книжной полке есть все. Три романа в бумаге: «Путь между», «Руда. Возвращение»тут) и «Руда. Падение»тут). Окончание трилогии «Руда» недавно вышло в электронном виде. Есть несколько сборников уважаемых издательств (Снежком, Крафтовая литература), в которых напечатаны мои рассказы. В двух номерах журнала «Юность» выходили рецензии на романы «Руда. Падение» и «Руда. Искушение». Готовится к выпуску номер «Юности» с двумя рассказами в жанре реализма.

Это дополнение к вопросу о звании писателя: на литературных курсах нам не раз говорили, что состоявшиеся писатели публикуют рассказы в литературных журналах. С этим все в порядке: я писатель по всем определениям.

Работаю в жанре фантастики и фэнтези, недавно попробовала себя в подростковой литературе. На данный момент ищу для мистического детектива «Ночная няня и кошачья магия» свое издательство. Отзывы на роман очень хорошие.

Есть работы в электронном виде, все они представлены на издательском сервисе Литрес. В этом году я стала амбассадором Литрес и представляю сервис на всех книжных мероприятиях в Москве и Московской области. Недавно принимала участие в фестивале на Красной площади.

-2

– Расскажите о том, как это происходило именно у вас: в какие издательства вы обращались, как получилось дойти до успеха?

– С дебютным романом «Путь Между» получилось мистически-странно. Я просто шла мимо издательства АСТ с рукописью на флешке и решила зайти, узнать, что и как. А охранник на входе почему-то меня пропустил и даже сказал, в какой кабинет занести свою флешку. И имя редактора, к которому нужно обратиться, назвал. Редактор, молодая девушка, к моему удивлению, меня не послала обратно на улицу, а взяла рукопись, пообещала прочесть.

Собственно, я думала, что на этом история завершилась. Но нет! Тогда я жила в коммуналке, без телефона, без интернета, зато с крысами, мышами и тараканами. Жесть, да? И вот мне приходит телеграмма с просьбой срочно позвонить в редакцию! Они не могли меня разыскать, договор не подписан, а роман уже поставлен в план!

Сейчас это звучит, как фантастический рассказ.

А с романом «Руда. Возвращение» получилось еще фантастичнее. Я в самый последний момент отправила рукопись на литературную премию Электронная Буква, ни на что особо не рассчитывая. Отправила и забыла. А потом, к своему удивлению, стала лауреатом! На меня вышло издательство и подписало со мной контракт сразу на два тома «Руды», хотя роман «Руда. Падение» был еще в зачаточном состоянии, и герои его только отправлялись в поход во славу Империи.

– Быть писателем трудно?

– Непросто, спорить не буду. Ты постоянно живешь на границе двух миров, реального и придуманного тобой. И не знаешь, какой тебе ближе и дороже. Помнишь все даты из романа, все имена персонажей, всю историю фэнтезийного мира с момента его основания, но забываешь, какой сегодня день недели. Изучаешь кучу необходимой для рыцарского романа информации – как жили, что ели, пили, на чем спали, что носили, как проводили турниры. Держишь в уме схемы средневековых битв, стратегии, хоронишь полюбившихся героев, а за окном бац – уже лето! Особый писательский календарь – жизнь от конкурса к конкурсу, от сюжета к сюжету. Но не писать ты не можешь.

В какой-то мере писательство – терапия шизофрении.

-3

– Вы занимались на каких-нибудь писательских курсах / получали профильное образование / еще как-то готовили себя к писательству или это изнутри?

– Да, я занималась на многих курсах CWS и BAND, собственно, рассказы, написанные на этих курсах, и публикуются потом в различных журналах. А из последнего курса по детлиту появился роман про Ночную няню. Так что учиться можно продуктивно, это постоянный писательский рост.

– Расскажите о быте: писательство – это основное занятие или хобби? Если хобби, то что нужно сделать для того, чтобы зарабатывать только писательством?

– Судя по финансовой стороне вопроса, писательство – это хобби. И я пока не знаю, что делать, чтобы зарабатывать только писательством. В данный момент это дополнительная работа, ночная, в перерывах между основной, приносящей хоть какой-то доход.

– Насколько я понимаю, первая книга – это то, что писатель хочет рассказать миру. А как у него появляется вторая книга?

– Вторая книга появляется, как и первая. Она пробивает мозг и просится наружу. Это вне трендов, вне моды, вне ситуации. Ты не можешь не высказать, не дать жизнь новорожденным героям, их мыслям, страданиям, их, а не своей жизненной позиции.

Я из тех авторов, которыми управляют герои. Они идут, куда им хочется, и поступают согласно своей внутренней логике, упираются и спорят, заставляют переписывать целые куски. Поэтому сначала появляется капля – идея, мир, герой, – мельком, мимоходом. Потом все это начинает обрастать деталями, подробностями, картами, теснится в голове, и остается только писать.

Вообще, создание мира – процесс непростой. Волшебный мир «Руды», где магия заключена в камнях и рудах, а планета окружена магическим Океаном, зарождался в моей голове десять лет. У этого мира есть проработанная история, география, мифология. Есть особый принцип получения магии, сродни химико-физическому процессу. «Руда» – разрушенный в войне мир техно-магии, и остатки древнего высокотехнологичного оружия, основанного на магии, а не научно-техническом прогрессе, до сих пор всплывают в землях, отброшенных в средневековье.

Но в любом мире, в любых условиях есть место дружбе, верности и любви. Во всех романах я говорю именно об этом.

-4

– Вам сложно от того, что все в Москве, а вы тут? Реально ли издаваться, живя в регионе?

– Все в Москве, а я в Королеве. Это ближнее Подмосковье, но по уровню развития – каждый раз возвращаясь домой из Москвы, ощущаю себя годах в 90-х. Такая вот машина времени в наукограде, создающем космические ракеты.

А вообще, я по-белому завидую писателям, работающим в регионах. Москва – огромный мегаполис, в котором легко затеряться. В Подмосковье почти ничего не проводится, все книжные фестивали сосредоточены в Москве, где и столичных писателей хватает.

А регионы постоянно работают со своими авторами, есть конкурсы для местных, фестивали, ярмарки, мастерские, гранды.

Сейчас все компьютеризировано, не нужно нести в издательство пухлую папку с распечатанной рукописью. И в московские издательства приходят рукописи со всей страны и из-за рубежа. Так что в этом плане все в равных условиях. Более того, сейчас большой спрос на какую-то региональную мифологию, на интересные не-московские локации, на взгляд «из глубинки». Все решает талант и немного удачи.

Так что – да, сложно. От того, что я так близко к Москве.

А всем региональным авторам желаю удачи!

____________________________

Очень приятно было пообщаться с писателем, который искренне называет себя именно писателем. Обложки у книг очень красивые, но читать у меня пока целевой аудитории нет. Дочь подрастет – прочитает :) Удачи, Надежда!

Если вы хотите стать героем рубрики «Разговор с писателем», напишите мне на kirikatomsk@gmail.com