Найти тему

Воспоминания устные и письменные

Жестикулирующий рассказчик, стоковое фото
Жестикулирующий рассказчик, стоковое фото

Пишущие воспоминания или мемуары часто не используют писательские приемы, потому что не владеют ими. Им кажется, что каждый грамотный человек может сесть за письменный стол или компьютер и написать о своей жизни так, как помнит ее. Недавно я на опыте общения с человеком преклонных лет поняла, что оживляет устные воспоминания и чего не хватает письменным.

Итак, пришлось (вынужденно, перед процедурами) пообщаться в санатории с одной очень пожилой дамой, хорошо за 80, бывшим врачом. Каждый раз, оказавшись рядом со мной, без особого повода она начинала рассказ о своей давней жизни.

То рассказывала о первых годах работы в поликлинике, то о личной жизни и – с обидами – о первом муже.

Этот муж был бывшим, но еще жив. Люди часто, узнав, что я писательница, торопятся что-то рассказать мне, притом с неизменной фразой: «Вот я вам расскажу свою историю, вы потом напишете роман». Объяснять, что романы создаются из других импульсов, я не стала. Сказала, что пишу роман на другую тему. И мне оставалось или переместиться в другое место, или стать безмолвным слушателем. И я осталась на месте.

Хотя эти ее истории были мне не ко времени, я стала наблюдать, как складываются мемуары в устном виде. В первый раз, когда рассказчица выпрямила спину, вскинула подбородок, прищурила глаза и сквозь сжатые зубы каким-то образом выдавила: «Вы что же думаете, я вам позволю ?!». Уже не помню сути этой реплики, так как вначале я почти ошалела от ее изменившегося тона, думая, что ее слова обращены ко мне. Но вскоре я поняла, в чем дело, и выдохнула. Оказывается, дама изображала какого-то главврача из своего прошлого и демонстрировала лицом и голосом реплику этого главврача.

Еще красочнее были ее пантомимы, когда она пересказывала деяния ее бывшего мужа первых лет совместной жизни (не менее полувека назад). В общем, у этой пожилой дамы был прямо-таки театральный талант, которым она подкрепляла свой репертуар воспоминаний.

Позже, обдумывая этот момент, я вспомнила еще одну свою знакомую, порой тоже театрально пересказывающую пусть даже не прошлое, а, к примеру, недавний инцидент, возникший с продавщицей на рынке.

-2

За продавщицу она говорила злым, писклявым голоском, корчила рожи, изображая обидчицу, а за себя подавала реплики нормальным благородным тоном.

Давайте представим любую сценку. Пусть у нехорошей продавщицы не было сдачи при наличной оплате, и она попросила другие купюры или мелочь. А покупательнице, допустим, это не понравилось.

Если представить суть диалога в письменном виде, без писательских украшательств, то он мог быть таким:

«Продавщица. – Посмотрите, пожалуйста, деньги помельче, у меня не будет сдачи.

Покупательница. – У меня только такие деньги.

Продавщица. – Все же на рынок с такими деньгами не ходят.

Покупательница. – Не задерживайте меня. Если у вас нет сдачи, забирайте ваш товар назад».

Там могла бы выглядеть сцена при описании ее человеком, не имеющего навыка писательства. А теперь сравните написанное с пересказанным ранее театральным пересказом женщины, где продавщица и верещит-пищит, и кривит рожи. Попробуем передать это в письменном виде в той интерпретации, как изобразила рассказчица.

«Эта толстожопая морду скривила, посмотрела на меня сверху вниз и заверещала:

– Поищите помельче деньги, здесь вам не банк !!!

Руки в боки уставила и таращится на меня, зараза!

Я пожала плечами и сказала, что других денег у меня нет. Так эта хамка меня еще и учить вздумала: заорала на весь рынок, что с такими деньжищами на базар не ходят.

Ну, я ее абрикосы назад высыпала на прилавок и сказала, что пусть подавиться ими».

В общем, если будете вдруг записывать свои истории, воспоминания, мемуары, вспомните этих устных рассказчиц и рассказчиков и не забудьте передать уже собственную театральность в тексте. Все те эмоции, переживания, осуждение или восторг, возникшие при воспоминаниях в вашей душе.