Найти в Дзене
Диванный критик

Съели даже деревянные лавки! Потрясающая безрассудством история о побеге из страны победившего коммунизма

Итак, настало время обещанных мною «офигительных историй», приготовьте свою нервную систему и носовые платочки. Почти в самом центре Тихого океана есть крохотная островная страна – Токелау. Туда очень сложно добраться, ближайшее цивилизованное место, откуда на острова привозят продукты и медикаменты – Американское Самоа, до него 28 суток пути на пароме.

Токелау на карте мира
Токелау на карте мира

Токелау состоит из атоллов – Факаофо, Нунукону и Атафу – общее население которых составляет около 1400 человек. На Токелау нет взлетно-посадочной полосы. Здесь также нет ни собак, ни тюрем, ни адвокатов, ни тротуаров, ни почвы — земля состоит в основном из битых кораллов. Кокосы и рыба являются традиционной пищей, хотя паром, который ходит раз в две недели, в наши дни привозит так много нездоровой пищи, что ожирение и диабет стали серьезной проблемой. С любой точки береговой линии Атафу до самого горизонта не видно ничего, кроме воды.

Токелау. Источник яндекс-картики
Токелау. Источник яндекс-картики

Жизнь островитян спокойна и размеренна, их дома стоят на расстоянии пары метров друг от друга. Преступности на островах нет, поэтому в штате полицейских всего 7 человек. Раз в две недели устраивается «большая рыбалка», после которой добыча делится поровну между всеми семьями. Впрочем, зарплата у всех тоже одинаковая, все материальные ценности – общие, и на острове царит атмосфера товарищества и взаимопомощи. Ну, настоящий коммунистический рай на земле!

Полицейские Токелау с туристом. Источник яндекс картинки
Полицейские Токелау с туристом. Источник яндекс картинки

Но не для всех. На островах проведен высокоскоростной интернет, и подростки, узнав, как живут другие люди, не вполне разделялют концепцию «жуй кокосы, ешь бананы». 3 октября 2010 года мальчишки собрались в своем «клубе» — сломанные диваны, стены с граффити — в конце единственной дороги на Атафу. Неофициального лидера звали Фило Фило. Фило был высоким, сильным и исключительно спортивным. На самом деле он был городским мальчишкой, которого мама сослала к родному отцу для исправления его бунтарского поведения. Его лучшим другом был Саму Перес, который никогда не покидал пределов Токелау, никогда не был ни в самолете, ни в ресторане, ни в кинотеатре.

Рыбаки Атафу. Источник Яндекс картинки.
Рыбаки Атафу. Источник Яндекс картинки.

Пятнадцатилетние парни пили какую-то местную бормотуху из кувшина и курили (осуждаем!))), когда кто-то вспомнил историю о подростках. Пять или шесть лет назад трое подростков без разрешения сели в лодку и нарушили одно из основных правил общества Токелау: они отважились выйти в открытый океан без сопровождения таутая, искусного рыбака. Хотя они были сурово наказаны старейшинами, в клубе Фило и Саму они были героями.

Старшая школа Токелау. Источник Яндекс кртинки
Старшая школа Токелау. Источник Яндекс кртинки

Конечно героями, ведь это почти как побег из тюрьмы! По мере опустошения кувшина старая история становилась новой идеей. Этуэни Насау тоже был в клубе. Он внимательно слушал историю, но отказался от выпивки. Он был младше ребят на год, менее спортивным и хотел стать хирургом. Но история что-то всколыхнула в душе послушного мальчика, и он решил ввязаться в приключение вместе с Фило и Саму. Под покровом ночи выпившие подростки вывели в океан лодку дяди Саму, небольшую металлическую посудину с двумя некрашенными лавками и местом для хранения в носовой части.

Источник Яндекс кртинки
Источник Яндекс кртинки

Погрузив туда 5 пластиковых канистр бензина, небольшой мачете, 29 кокосов, 2 бутылки молока, 2 пачки курева и запечатанную бутылку бормотухи, парни отправились в свое путешествие. В их планах было доплыть до соседнего атолла, купить там местной водки, и не быть пойманными чуть дольше, чем предыдущие «герои». Они откупорили бутылку и продолжали празднество , пока не уснули на дне своей посудины.

рыбаки Атафу
рыбаки Атафу

Утром, похмелившись кокосами, парни продолжили свой путь. Вокруг уже не было видно ничего, кроме воды. Тем временем на Атафу старейшина дул в медный рожок, что означало чрезвычайную ситуацию. Поднялась паника, ведь островитяне все еще оплакивали троих рыбаков, погибших в шторм 8 месяцев назад, а тут - дети! Островитяне обратились к Королевским военно-воздушным силам Новой Зеландии за помощью. И мальчишек начали искать с помощью военных самолетов, вот только лодка была слишком крошечной … Приближалась третья ночь, и энтузиазм парней начал угасать. Днем нещадно палило солнце, а ночью на дне лодки было холодно и сыро, они понятия не имели, где находятся, а припасов оказалось слишком мало. В конце пятого дня в рядах бунтарей волнение начало перерастать в панику. Им надоело смотреть на воду, на лодку, друг на друга… но выхода не было.

Источник Яндекс кртинки
Источник Яндекс кртинки

Спустя 10 дней случилось хоть что-то хорошее: пошел дождь. Мальчишки натянули брезент, чтобы собрать дождевую воду, и под ним обнаружилось три завалявшихся кокоса. Ели по половине на троих в день, мало. Тень дрейфующей лодки создавала нечто вроде искусственного рифа, привлекавшего множество мелких рыб. Были также постоянно кружащиеся птицы, которые днем ныряли за рыбой, а ночью спали, покачиваясь на воде. Вся еда, в которой нуждались мальчики, была видна им, но была вне досягаемости. Фило и Этуэни придумали решение. Они хотели разобрать двигатель и вытащить провод или, может быть, тонкую катушку на свече зажигания и сформировать крючок, но Саму запретил разбирать лодку дяди. Лучше я умру, чем сломаю рабочий мотор, сказал он.

Источник яндекс картинки
Источник яндекс картинки

Некоторое время Этуэни пробовал ловить рыбу рукой, просто держа ее в воде над бортом лодки, но схватить ее не удавалось. По чистой случайности мальчики действительно поймали несколько рыб, хотя как поймали…их просто закинуло в низкобортную лодку волнами. Рыбки были мелкие и горькие, но выбирать не приходилось. Однажды закинуло дохлую рыбу-меч. И это был настоящий праздник. Мальчишки уже не знали, сколько времени находились в лодке - сбились со счета, ведь дни были абсолютно однообразными. Старались вести календарь «после первого дождя», «до последнего кокоса», «день рыбы-меч».

Источник яндекс картинки
Источник яндекс картинки

Вся их кожа вскоре покрылась мучительно зудящими высыпаниями. У мальчиков смуглая кожа цвета латте, но солнце все равно палило их, вызывая сильные ожоги. Одеждой парни пытались осушать дно лодки, чтобы хоть как-то спать. Они начали ссорится, желудки разрывало от голода на части. Иногда мальчики молились. Это все, что они могли сделать. «Боже, пожалуйста, верни нас домой. Пожалуйста, прости нас. Они давали обещания Богу. «Мы больше никогда не будем пить». «Мы больше никогда не будем курить». «Мы будем хорошо учиться в школе». «Мы будем хорошими мальчиками». «Мы позаботимся о наших семьях». А еще они плакали.

Источник яндекс картинки
Источник яндекс картинки

Один раз они попали в настоящую бурю, но были рады дождю, который шел двое суток – они смогли набрать воды для питья. Несколько ночей спустя они заметили корабль. Он был большим, палуба была очерчена оранжевыми огнями, но догнать его у парней не было никакой возможности. Они задавались вопросом, был ли это их единственный шанс, что если они умрут до того, как увидят другой корабль? Вскоре после этого Этуэни сдался. Он перестал говорить, свернулся на носу и сутками просто лежал неподвижно.

Источник яндекс картинки
Источник яндекс картинки

Однажды днем на лодку села птица — одна из серых чаек, круживших вокруг шлюпки. Мальчики были в полукоме. Они уставились на птицу. Саму начал говорить с ней. — Откуда ты, птица? Как тебя зовут? Ты можешь отвезти нас домой? — спросил Саму. Через несколько дней прилетела еще одна птица, и парни поняли, что вряд ли она им ответит, но, по крайней мере, в ней есть немного мяса. В итоге они полакомились вяленной на солнце дичью – приготовить другим способом было невозможно. Этуэни кормили насильно. Терзаемые жаром, Саму и Фило периодически ныряли, чтобы охладиться, и нашли на дне лодки налипшие ракушки, съели и их. Однажды Фило чуть не утонул от слабости, нырять перестали.

Источник яндекс картинки
Источник яндекс картинки

Они обезумели от голода, отчаялись сверх всякой меры. Их тела таяли на глазах, языки распухли. В тоске Саму сжал челюсть на одной из деревянных скамеек лодки и отгрыз кусок. Все присоединились. Скоро доели и лавки. Они перестали надеяться, что их найдут( хотя поиски все еще продолжались несмотря на то, что на островах уже прошла панихида по парням), перестали бояться смерти. Все они валялись на дне лодки в самом ослабленном состоянии, накрытые брезентом, на грани смерти. А затем Саму на мгновение приподнялся, чтобы посмотреть, не надвигаются ли дождевые тучи. И сказал: я вижу лодку.

Фило, Само и Этуэни на борту Сан-Никунау
Фило, Само и Этуэни на борту Сан-Никунау

24 ноября член экипажа коммерческого судна для ловли тунца был первым, кто заметил что-то блестящее в воде у носа корабля. Когда корабль подошел ближе, выяснилось, что объект оказался небольшой лодкой, алюминиевой яликом. Со дна крошечной лодки, медленно и нетвердо поднялась рука — единственная человеческая рука, тощая и поджаренная на солнце, которая махала, призывая на помощь.

Фило, Само и Этуэни на борту Сан-Никунау
Фило, Само и Этуэни на борту Сан-Никунау

51 день. 750 миль. Трое парней сидели на палубе «Сан-Никунау» и не могли поверить, что это наяву. Саму и Фило плакали, а Этуэни не мог – в его организме не было на это жидкости. В то же время плакало все население острова Атафу, которые уже успели «похоронить» своих мальчишек. В Мемориальном госпитале колониальной войны в столице Фиджи Суве мальчиков лечили от сильного обезвоживания, грибковых инфекций и ожогов второй степени. Лин Пирс, директор департамента здравоохранения Токелау, говорит, что они вряд ли прожили бы на лодке еще неделю. Кстати, дядину лодку Саму попросил поднять на борт.

По дороге в больницу
По дороге в больницу

Они провели несколько дней в больнице, а затем улетели на Самоа, где их передали к семьям. Мальчики ели как сумасшедшие практически круглосуточно: пиццу, целых кур, рис пачками, бургеры, а еще нарушили несколько обещаний, данных Богу на лодке. Они вернулись в Атафу, где устроили большой приветственный пир. Саму выступил с речью, в которой извинился за свои действия.

Праздник на Токелау
Праздник на Токелау

У самих ребят не было глубоких выводов о смысле всей их поездки. Они дети. Это произошло. Они хотели вернуться к своей жизни, играть в регби, отвечать на все сообщения «Покойся с миром», оставленные на их страницах в Facebook. Через два месяца после возвращения домой все они покинули Атафу. Фило и Саму отправились со своими семьями в Австралию. Этуэни переехал со своей семьей на Гавайи. Никто из них не знает, вернутся ли они когда-нибудь, пока такого желания у них совсем нет.

-18

Сегодня как никогда жду обратной связи - стоит ли разбавлять киноконтент такими историями? Очень жду Вас в комментариях.