Существует множество различных видов медитации на дыхании; та конкретная, которую мы обсудим в этой книге, в большей степени предназначена для развития сосредоточения и расслабления ума. В ней мы просто обычным и естественным образом дышим, но
при этом удерживаем своё внимание на дыхании и просто осознаём, как воздух входит и выходит – осознаём все ощущения, которые у нас при этом возникают.
Звучит не так-то сложно, правда? Просто подождите. Нашему уму нравится повсюду метаться – словно это «ум-обезьяна»: туда и сюда, в прошлое и в будущее, повсюду – только не туда, где мы находимся.
В данной медитации, как мне кажется, очень полезно, во-первых, ощутить интерес к дыханию, а во-вторых, развить чувство удовлетворённости: с удовлетворённостью сидеть на месте и дышать.
Большинство людей в нашей стране и в мире лишены удовлетворённости – а нас как американцев, полагаю, особенно приучают к необходимости что-то да делать: например, зарабатывать деньги или жечь бензин.
Мы должны быть хоть чем-то заняты! Просто сидеть – как-то не по-американски; люди говорят: «Займись чем-нибудь – что ты будешь делать, просто сидеть?»
Одна моя подруга-буддистка написала книгу под названием «Нечего просто что-то делать, посиди» (книга Сильвии Бурстейн «Don’t Just Do Something, Sit There»).
Именно это мы и пытаемся осуществить в практике Дхармы – развить чувство удовлетворённости тем, кто мы есть, чтобы не казалось, что нужно метаться и постоянно
чем-то себя занимать.
Итак, мы развиваем удовлетворение по поводу того, что просто дышим; удовлетворение просто от того, что мы – те, кто мы есть, когда нам не кажется, что мы должны быть кем-то иным, делать что-то иное или владеть чем-то иным. Достаточно и того, кто мы есть.
Думаю, это и есть подлинное чувство счастья, подлинное чувство покоя. Неважно, имеем ли мы многое, являемся ли многим или делаем многое – если ум неудовлетворён, покоя не будет и в сердце; а посему учиться удовлетворённости, способности сидеть на месте – огромная привилегия и прекрасная практика: в особенности потому, что нам присуща склонность к
излишней критичности ума. Замечали ли вы это?
В нашей образовательной системе нас каким-то образом учат мыслить очень критически; чем больше можешь кого-то раскритиковать, тем ты умнее. Мы часто наблюдаем это в средствах массовой информации, во всевозможных ток-шоу и тому подобном: «Давайте просто покритикуем людей!»
Итак, мы просто впадаем в очень дурную привычку чрезвычайно критически относиться к другим – и, разумеется, также и к самим себе. Иногда мы садимся медитировать, а у критического ума просто праздник: «Уу, ты даже дышишь неправильно, погляди-ка! Все остальные в самадхи, а ты отвлекаешься». «Ох, я не могу сидеть неподвижно», – думаем мы и продолжаем ёрзать.
Итак, мы критикуем себя, мы критикуем других людей – и когда нам присущи такого рода умственные привычки, в сердце особо нет покоя, в жизни особо нет радости.
Именно такие вещи иногда будут всплывать по ходу медитации, и хорошо их просто подмечать: «Ладно, вот мой привычный критический ум; поставим его на паузу. Эту плёнку я уже проигрывал».
Замечали ли вы, что у вас есть серия плёнок «Я ненавижу себя» в ста восьми томах? «Какое бы видео из серии «Я себя ненавижу» сегодня включить?».
На деле же нужно все их выключить и просто сидеть на месте и дышать – это,
думаю, уже немалая практика и прекрасное занятие.
— Тхубтен Чодрон. Из книги "Дыхание и доброта”