Найти тему

Статья об успешной коммуникации

Как общаться с людьми так, чтобы не нарушать их границ, как никого не обидеть, как попросить о помощи, как общаться с агрессивно настроенным собеседником? -- ответы на эти вопросы ищу постоянно и сегодня хочу поделиться тем, что знаю о коммуникации.

Самый главный, базовый принцип общения, на мой взгляд, -- это уважение к собеседнику. Неважно сколько лет вашему визави, какого он пола, какие у него нравственные или религиозные взгляды. Надо учитывать и понимать, что перед вами другой человек и уважать его.

Второй важнейший принцип -- равенство. Нельзя общаться с человеком свысока или снизу. Только общение на равных будет успешным.

Третье -- ярлыки и предубеждения. Нельзя навешивать на собеседника ярлыки, проецировать на него свои представления о людях. Перед вами уникальный человек -- вы ничего о нём не знаете: каков его жизненный путь, какой у него опыт, какая у него боль.

Четвёртое -- общайтесь с интересом, будьте любопытными, узнавайте своего собеседника, проясняйте для себя информацию о нём.

Например, я общаюсь с незнакомым ребёнком. Наше общение происходит на равных: я не сюсюкаю, не использую снисходительный тон, я общаюсь с ребенком из позиции “взрослый -- взрослый”. Ребёнок такой же участник коммуникации как и я, я уважаю его интересы и границы, мы равны, мне интересно, какой он.

Вообще, общаясь с человеком, стараюсь быть бережной -- никогда не знаешь, что может его расстроить или ранить. Поэтому поначалу, на всякий случай, стараюсь относиться к другому будто он очень хрупкий. Затем осторожно ощупываю его границы: как мне можно себя с ним вести, что будет, если я сделаю как-то вот так, как он отреагирует? И корректирую своё поведение в соответствии с его реакциями.

Кстати, о реакциях. Нельзя обесценивать чувства и эмоции собеседника. Если он подавлен, расстроен, зол, расстроган и т. д. -- было бы неплохо заметить его чувства, заметить какое у него сейчас состояние -- это позволит более эффективно общаться: вы сможете лучше понимать, что влияет сейчас на вашего собеседника, почему он ведёт себя так, а не иначе.

Также неплохо было бы чувствовать “темпоритм” вашего собеседника: он сейчас активный или пассивный, уставший, быстрый, медленный -- какой он сейчас? Замечая темпоритм, вы лучше сможете выбирать, как вести себя со своим оппонентом.

Если вам нужна помощь и поддержка -- напрямую скажите об этом, попросите вам помочь, вас поддержать. Люди часто не догадываются, что нам от них что-то нужно, поэтому говорите о своих потребностях. Если другой заинтересован в общении с вами, то он обязательно к вам прислушается.

В случаях, когда человек в аффекте или в сильных эмоциях -- для начала просто будьте рядом, иногда присутствия другого достаточно, чтобы человек пришел в себя.
Если с вами разговаривают агрессивно -- ведите себя сообразно ситуации, будьте живым, реагируйте, не используя шаблоны.

Ну и в заключение немного банальностей: будьте внимательны, слушайте своего собеседника -- чуткость к другому очень помогает в общении.