77 глава. «Разве я собачья голова?».
Об отношении Бога и человека к окружающему их зверью я задумывался неоднократно. Не ко всем зверям и рыбам, а к избранным, которых мы стали назвать домашние животные или питомцы. Ещё точнее о тех среди них, которых мы любим не как их хищные потребители, а о тех, которые нам как-то служат, с нами как бы дружат, охраняют, ловят мышей и которых мы любим не как «клубнику со сливками», а с которыми мы имеем какие-то, как нам кажется, нематериальные отношения. С которыми мы говорим, общаемся. Которые вроде как понимают нас.
У меня последние 9 лет жили мои питомцы пёс Гектор и кот Сильвер. Гектор, как главный по охране участка, (договор с вневедомственной охраной – не считово))) жил на улице в специально построенной для него будке, носящей имя в переводе на русский «Дом Гектора», к сожалению, недавно умер от старости и болезни. Но пока был жив, был добрым, весёлым, радостным и толковым псом, и всем своим существом демонстрировал преданность своим хозяевам и что жить хорошо и мол жизнь хороша. Он даже смерть принял, намучившись, безропотно и последний прощальный взгляд подарил своим хозяевам. Сильвер тоже уже стар, но пока жив, он живёт во всём доме там, где он считает нужным и полезным для себя. Правда, мыши, кроты и прочая мелкая полевая живность предпочитают держаться от территории, которую Сильвер считает своей, подальше. Я эту мелочь понимаю, им так спокойнее, всё-таки Сильвер –12-ти килограммовый котяра породы Мейн Кун. Не все деревенские собаки отваживаются на него не то, что гавкать, но даже смотреть в его сторону без должного пиетета. Он этого не одобряет… Ненуачё?! Имеет право.)))
У меня недавно по меркам человеческого века один из моих друзей спросил: «А кого ты любишь больше, кошек или собак?». Я ответил: «Я люблю Бога, себя и своих ближних. А собаки и кошки? – Ну, ладно, хорошо, пусть будут. Аминь.» Я так ответил и тут же понял, что в этом ответе, как и везде, есть и правда, и неправда. Во-первых, у меня разное отношение к кошкам и собакам. «Ссуки» и кобели мне как-то ближе))). Во-вторых, как по мне, так к этим отношениям применение слова «любовь» его опошляет, причём не просто принижает, а уничтожает. Я не умею любить псов, даже своих, как себя. Но и равнодушно относиться к ним – тоже не могу. Не дано. Ну, и хорошо. И слава Богу!
Меня сильно поразила при изучении Второй Книги Царств мысль о том, что преданность и предательство одного поля ягоды, так же как добро и зло. Мысль эта пришла при четвёртом прочтении вот этого места. «Когда была распря между домом Саула и домом Давида, то Авенир поддерживал дом Саула. У Саула была наложница, по имени Рицпа, дочь Айя [и вошел к ней Авенир]. И сказал [Иевосфей] Авениру: зачем ты вошел к наложнице отца моего? Авенир же сильно разгневался на слова Иевосфея и сказал: разве я – собачья голова? Я против Иуды оказал ныне милость дому Саула, отца твоего, братьям его и друзьям его, и не предал тебя в руки Давида, а ты взыскиваешь ныне на мне грех из-за женщины. То и то пусть сделает Бог Авениру и еще больше сделает ему! Как клялся Господь Давиду, так и сделаю ему [в сей день]: отниму царство от дома Саулова и поставлю престол Давида над Израилем и над Иудою, от Дана до Вирсавии. И не мог Иевосфей возразить Авениру, ибо боялся его.», (2Цар.3:6-11).
В подлиннике, которым пользуются Иудеи (Невиим » Шемуэйл II » Шемуэйл II - 3 глава) сказано немного иначе: «И вот, когда была распря между домом Шаула и домом Давида, то Авнэйр поддерживал дом Шаула. А у Шаула была наложница по имени Рицпа, дочь Айи. И сказал (Ишбошэт) Авнэйру: зачем вошел ты к наложнице отца моего? И сильно вспылил Авнэйр из-за слов Ишбошэта, и сказал: разве я – собачья голова в Йеhудее? (Неужели) отныне буду я делать добро дому Шаула, отца твоего, братьям его и друзьям его? Я не предал тебя в руки Давида, а ты упрекаешь меня ныне в грехе из-за этой женщины! Пусть так накажет Элоhим Авнэйра и еще усилит (наказание), если я не сделаю того, о чем клялся Йеhова Давиду: Отнять царство у дома Шаула и утвердить престол Давида в Исраэйле и в Йеhудее, от Дана до Беэйр-Шевы. И не мог больше тот (Ишбошэт) ответить ни слова Авнэйру, так как боялся его.»
Существенная разница в том, что быть собачьей головой в Иудее (царстве врагов на тот момент) и быть собачьей головой везде – это, конечно, разные состояния души и духа. Это история о том, как охранник и защитник становится предателем.
В наше время распространено мнение, что собака лучший друг человека, ибо она являет собой образец, эталон преданности. На эту тему написано много книг, снято достаточное количество фильмов. И мои личные отношения с Гектором при поверхностном рассмотрении подтверждают это. И вот, оказывается, что у Богобоязненных Иудеев иное мнение о собаке, прямо противоположное. Собака – образ предателя или, что ещё хуже, образ потаскухи, которая и нашим, и вашим ради своей корысти. Тут на память приходят случаи, когда стаи бродячих собак, нападают на людей и загрызают их, когда собаки беспричинно проявляют агрессию друг к другу. Я вспомнил также, что у моего бати в Сочи были последовательно две кавказские овчарки, которые также готовы были отгрызть руку кормящую своего как бы, по нашему мнению, хозяина… И мне захотелось выяснить то, как именно Творец относится к этим Своим тварям и какое отношение человека к ним Ему угодно.
История Авенира, имя которого переводится на русский как «Отец – это свет», который был главным полководцем у царя Саула, а потом и у его сына, но «их на бабу променял» и переметнулся к Давиду, недвусмысленно говорит, что Авенир и есть собачья голова, и что собака в глазах ветхозаветных Иудеев символ предательства и воинской измены присяге из-за своих непомерных амбиций. Не его отец – свет, а Отче наш, наш Творец – Свет. Оставив своего отца в своё время, ты не впадаешь во тьму, а исполняешь повеление Отца-Творца. А вот, оставив ради своего отца, Самого Отца-Творца впадаешь во тьму кромешную. Это нужно понимать, иначе – блуд, измена и жизнь собачья))).
В устах Бога Отца и древних Евреев усматривается одинаковая оценка сущности пса - пёс находится на нечистой, скверной стороне Бытия, (Исх., 11:7, Второзаконие 23:18, Царств 16:9, Притчи 26:11), причём кошачие имеют явное предпочтение перед собачьими, ибо Екклесиаст говорит «псу живому лучше, нежели мёртвому льву», (Екклесиаст 9:4).
Смерть уравнивает или даже выворачивает шиворот навыворот имеющиеся у тварей различия при жизни.
Христос называл псами всех неиудеев (Мф., 15:26; Мк. 7:2) и псов приравнивал к свиньям (Мф., 7:6), а Бог Отец приравнивал псов к проституткам (3 Царств 22:38).
В Книге Откровение псы отвергнуты Богом в компании с чародеями, любодеями, убийцами, идолослужителями и всякими любящими и делающими неправду.
О домашних кошках Бог не сказал нам ни слова. Они не имеют по Его мнению никакого отношения к сторонам добра и зла ни в видимом, ни в невидимом мире. Нет предмета. «Вобчем необчем» говорить. Кошка – так себе существо ни о чём. Ну есть себе и есть, лады, пусть будет.
Выходит так, что Господь предупреждает нас - под личиной собачьей преданности скрывается кобелиное предательство. В целом, псы и коты, как и прочие твари, хороши, когда каждый занимает своё место и выполняет своё предназначение. Превращение их в нечто большее и глупо, и грешно.
Чем верность отличается от преданности? Преданность - рабское собачье чувство предания (передачи) себя, чего-то или кого-то своему хозяину. Преданность, предание, как и предательство происходят от слова «да», «дай», «дал», «дать». Не тому, кому надо дал – предал. Всем даёшь – проститутка, чтоб ещё хужее не сказать.)))
Верность - добровольное сотрудничество, основанное на любви и взаимном признании нераздельной, всепроникающей и вездесущей необходимости друг друга друг для друга вне зависимости от индивидуального личного предназначения каждого без разделения на первых и последних, главных и вспомогательных, основных и второстепенных, и таки далее. Так Творец устроил гармонию и красоту всего мира, который древние греки очень правильно, на мой взгляд, назвали космосом.
Когда Бог говорит о блуде, Он, как мне представляется, говорит не о предательстве, а об измене. Об измене Ему, себе и своим ближним. Это и есть блуд, который наказывается смертью независимо от того, кому ты изменил: Богу, жене, то есть себе, или ближнему своему. Измена – это хула Любви. А Любовь – есть Дух Святый. Слово Любовь применимо только к отношениям внутри Троицы, в отношениях Бога с человеком и в отношениях между мужем и женой. Всё остальное – дружба, почитание, приятие, привязанность или приятная обязанность. Отношение человека к домашним питомцам, по моему мнению, – это не любовь, это - увлечение самолюбованием.
Вера не есть предание, в том числе церковное. Вера есть верность.
О преданности, предании и предательстве точно говорит Ф.М. Достоевский: «Каждый из нас предан. Кому-то. Или кем-то». Вот. Про верность так не скажешь. Удар в спину наносит тот, кто «преданно» находится за ней. Глупо, имея за спиной тех, кого защищаешь, не ждать от них удара в спину. К этому нужно быть готовым всегда, чтобы не было мучительно больно… Человек грешен, как с этим спорить?!
Бог не нуждается в нашей вере и в нашей верности. И уж тем более в наших преданиях. Творец не питает в отношении нас каких бы то ни было иллюзий. Это мы в этом нуждаемся. Иллюзии это - наша прерогатива. Наша сторона Бытия.
У каждого своё интимно личное представление о Личности Бога. Бог у каждого свой личный, у всякого читавшего имеется своё понимание Его Слов из Библии, своё прочтение Библии и книг каких-то толкователей Слов Господа, которые называют себя излишне дерзко, прости Господи, богословами. У каждого свой Бог, и это - нормально. Ненормально, когда навязывается фактически насильно некое всеобщее, как бы святоотечески соборное мнение, которое называют преданием, и которое неправомерно подменяет веру каждого верой, якобы, всеобщей.
Мне представляется, что может быть достаточно в качестве всеобщего одного Символа Веры, а тома иных мнений, толкований и предписаний пусть будут для расширения кругозора, но в качестве обязательных и бесспорных - и излишни, и вредны. Соборность не спасает от заблуждений и ничего не даёт каждому изучающему Слово Божие, ибо открывает каждому Его Истину Сам Бог, и никто иной. Соборы полезны, как плод коллективного труда понимания в какой-то момент истории, но вредны, если делать их понимание обязательным и беспрекословным. Для овечьего стада – годится и полезно даже может быть, ибо думать самому – тяжкий труд и хлопотно очень. А вот для человека познающего – вредно, ибо оно имеет цену только как результат коллективного понимания таких-то людей в такой-то момент времени, да и то только как то, в отношении чего они смогли достичь соглашения, или допустили, сделали вид, что согласились. Навязывание всеобщего понимания – глупо и преступно. Без отрицания отрицания нет не только познания, но и самой жизни. Господь изначально с райских времён так устроил созданный Им мир. Хочешь жить как Бог – смертью умри. Смерть – не зло, она - результат познания добра и зла.
Антоний, митрополит Сурожский, говорит: «Народ Божий — не просто те люди, которые слышали и читали, не те люди, которым было откровение от пророка или Священного Писания. Это те люди, которые через слово, сказанное или написанное, получили личное познание, личный опыт; это те люди, для которых слова оказались дверью к новому опыту и познанию. Народ Божий — это не те, кто имеет Библию; строго говоря, народ Божий — это те, которые могли бы ее написать и провозгласить. Это те люди, которые из глубины своего знания, своего опытного познания Бога могут говорить о Нем так, как говорит Священное Писание. Мы должны это помнить, ибо мы призваны быть народом Божиим, и мы не имеем права удовлетвориться частичным исполнением нашего призвания».
Традиции, обычаи, привычки, верования связаны с верой, но верой не являются. Мы с приятелями по субботам ходим в баню, а по воскресеньям в церковь на литургию, а «каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню» – и от этого тоже совершаются чудеса, как это талантливо показал всем Эльдар Рязанов. Ничто из этого собственно Верой не является.
Вопрос о том, что такое вера в контексте отношений Бога и человека и человека с человеком не праздный. И совсем не очевидный. Особенно для тех, кто на старости лет решил искать Бога, потому что тому и кому он верил до того – все вместе накрылись медным тазом сразу после того. «Дотого» это вам не апосля.))) Бог не подарил нам Своё определение веры. В Ветхом Завете Господь не обсуждал с людьми вопрос веры и веры от них не требовал. Он был излишен, ибо Бог общался с людьми очно, жил среди них, и у них не возникало вопроса: «Есть ли Бог?» - Есть. Да вот же Он, Творец. Кто такой Бог? — Это просто, пойди и посмотри.
Причем, примечательно и «причемательно», что во времена Исхода, Бог был более озадачен тем, как же сделать так, чтобы поверили не Ему, а Моисею? «И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда. И Моисей объявил слова народа Господу». И вот в этом – «поверил навсегда» - усматриваются и колебания веры, и то, что прошлые заслуги ничего не значат, каждый раз нужно снова доказывать, чтобы поверил. Так было и в Бытии: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Поверил, а не уверовал. Разница огромная. Бог был человеку обычен и на слуху.
Во времена воплощения Сына Божия вопрос веры уже стоял иначе и остро, несмотря на то что среди людей жил Живой Бог в лице Иисуса Назорея, но никто не мог в это поверить. Даже ближайшие Его ученики до явления к ним воскресшего Иисуса, не верили, хотя говорили, что верили. Сейчас тоже многие говорят, что верят. Да можно ли им верить? Да, конечно… Иисус использовал в общении с людьми слова «веруйте» и «уверуйте». Веруйте — означает обретите веру и научитесь ею пользоваться. Лично я так понял Христа. Действительно, чаще всего Иисус говорил: «вера твоя спасла тебя», в то время как всем было очевидно, что не вера спасла, а Сам Иисус спас. За мгновение до спасения, вера, видимо, была, раз её рассмотрел Иисус, а вот спасения без вмешательства Христа, не было. То есть в том случае, когда человек абсолютно уверен, что Иисус ему может помочь, Он ему помогает. Из этого следует рискованный вывод, что вера это - признание в любви Богу в результате встречи с Ним. Есть от этих, многочисленных в Новом Завете случаев, ощущение, что вера у некоторых людей была до первой очной встречи с Иисусом, и они искали встречи с ним для исцеления, которое называлось часто спасением. Слух о делах, творимых Иисусом, порождал веру. Веру в разовое исцеление. Чтобы Он ни делал, чтобы ни говорил, никто в Него, как в Христа и Сына Бога Живаго не верил. Апостол Пётр, который Симон, только говорил так, но тогда ещё не верил, как показало дальнейшее развитие событий. И это даёт направление для установления содержания понятия веры. И, конечно, не понятно нужна ли именно такая вера Богу? Он ведь и верность то требовал лишь только от членов Своего избранного народа. Только в их отношении Он Бог - Ревнитель. Остальные - свободны об всяких обязательств. Апостол Павел говорит, что вера - один из плодов Духа. Дух это - Бог, и один из плодов Бога это - вера. С другой стороны, он же говорит, что вера - от слышания, а слышание - от слова Божия. То есть вера, есть производное от слов Бога, а Бог и есть Слово, и опять же вера это - плод или приплод Бога. Места для человека я здесь не вижу. С третьей стороны, он же говорит, что вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Осуществление это - процесс. Уверенность - состояние ума. Возникает вопрос - ожидаемого от кого? От себя, от мира или от Бога? Это определение похоже на результат умозаключения. Иначе говоря, осмысление того, что происходит с человеком приводит разумного человека к уверенности, что в будущем или в невидимом ему ныне должно быть так, а не иначе. Это простая экстраполяция. Это не плод Духа. Это гипотеза. В первых двух определениях нет места человеку. В третьем определении нет места Богу. А вера, всё-таки, это про Бога и про человека, и про то, как им не просто друг с другом ладить. Есть также мнение, что вера это - доверие Богу и верность Ему. Это определение имеет глубокое основание в Библии. Во-первых, в древнееврейском языке «вера» трактуется как «верность». Во-вторых, верность - главное, если не единственное, требование Бога к сынам и дщерям Израиля в их отношениях с Ним. Между тем, такое определение веры указывает на то, что она обязательно результат встречи Бога и человека. А вот Иисус говорит своему ученику: «ты уверовал, потому что видел. Блажен, кто не видел и уверовал». Мол, после встречи с Богом, в Бога поверит каждый. А ты попробуй увидеть Бога собственным умозаключением!? Также понятно, что истинная верность возможна только на основе чистосердечного признания в любви. Если ты лишён пока возможности встречи с Живым Богом, ты вполне можешь общаться со своим представлением о Нём. Вера это - твоя жизнь, то, что ты думаешь, что говоришь, и что делаешь, это и есть твоя вера. То каков ты, таков и твой Бог, такова и твоя вера. Вера это - триединство замыслов, слов и действий. Это то, когда ты по-другому не можешь. То есть, всё-таки, вера это - твоё признание в любви твоему Богу и, как следствие, твой обет верности Ему. То же и с верой в человека или человеку. Легко быть верным тому, кого ты любишь не меньше, чем себя. Тогда и иго - благо, и бремя - легко. А иначе - узы и кандалы. Если младенец живёт в верующей семье, то верования, традиции, обряды, таинства, обычаи органически входят в его плоть, кровь, проникают естественным путём в душу и формируют дух. Он живёт всем этим, как дышит. И этот формирующийся дух дальше возрастает вместе с ним, если он им продолжает жить. Когда к вере идёшь в старости, то ты – «старовер».))) Если тебе не повезло и встречи с Богом пока не приключилось, ты имеешь возможность идти к Богу, только продираясь новым для тебя познанием через дремучую чащу твоего прошлого, привычного тебе и ладного с тобой мировоззрения. Если ты продрался, да ещё и остался цел и рад, то ты пришёл к вере. Если остался в недоумении, значит остался с надеждой. Вера - признание, которое дарит радость верности. Это не осуществление, не уверенность, не потребность, не добровольным союз между Богом и человеком, не сила сердца, и не дар Божий. Это признание, могущее стать призванием. И жизнь по призванию вследствие признания. Что говорит Бог о вере? Ничего не говорит. Ждёт её от нас? Это наш дар Богу. Не от всякого Он примет этот дар. У кого не примет, того вера тщетна. А у кого принял дар, того сразу видно. Ему легко в жизни и радостно в боях и в трудах, он добродушно весел, в меру сыт, гармонично пьян, поёт самозабвенно изысканные песни, лихо и грациозно пляшет во славу Божию, от него исходит свежайшее благоухание Духа Божьего... Первые верующие во Христа были рыбаки. А рыбак рыбака видит издалека. С детства люблю рыбалку... Правда, похоже, большую часть жизни я немного не на том пруду рыбачил. Но тоже хорошо. И хорошо весьма. Господу виднее, как именно вести меня к вере. Рыбаку без веры - никак нельзя. Без веры не клюёт. Верую в то, что сотворил Ты, Господи, вначале - хорошо, что ныне - хорошо, и что будет - тоже хорошо. Всем всего хорошего. Шалом Алейхем. Аминь.
Почти каждый про себя неплохо так думает, и я в том числе, что уж он то точно знает, что такое вера и что такое любовь. За время от происхождения этих слов до нынешнего их употребления человечество их так затаскало и опошлило, что они вообще никому ни о чём не говорят. Всегда нужны хотя бы субъекты и контекст, иначе они могут означать что угодно. Так, ныне любвеобильностью называют и оправдывают (ведь обилие любви это же - хорошо!) обычное пошлое прелюбодеяние, по-русски – б…ство. Поэтому, ограничусь понятием веры в Бога или веры Богу. Возможно, это одно и то же. Сам Бог ничего не говорит о вере. Я не смею писать «думает», хотя думаю, что Он вообще о вере твари в Творца не думает. Но это мне так думается. Если всё от Бога, то и вера в Него тоже от Него. Очевидно. Это не простое слово. Оно связано с верой. Когда очи видят, это помогает слепому верить. Видение или слышание составляют основу веры? Или не только они, но только в совокупности с обонянием, осязанием и вкусом? Понятно, что в совокупности всё во всём, да ещё и в совокупности с умом и совестью. Повторюсь, так как это важно, что Бог веру, как понятие, никак не определил. Слов не нашёл нужных или не нашёл нужным. Каждый человек поэтому вынужден сам себе сформулировать - что такое его вера. И значит у каждого своё личное понятие веры. А что? Тоже хорошо. Веру, как обязанность, в прямую не вменил Господь человеку ни в Ветхом, ни в Новом завете. Это и понятно. Он же Творец. Вот если я в саду «сотворил» и разместил чучело, как говорила приятельница моей мамы – «мудило огороднее», то мне сильно интересно будет верит оно в меня или нет? Пути Господние нам не исповедимы. Возможно, Богу и интересно — верит в Него тварь или нет? Хотя, если это Ему интересно, то и мне интересно, почему Ему это интересно? Я просто не вижу иного пути для твари, кроме как иметь веру. Так что же косвенно Господь говорит за веру? Чаще всего Христос употребляет выражение «вера твоя спасла тебя» (Мф. 9:22, Мк. 10:52, Лк. 7:50, 8:48, 17:19, 18:42) и «всё возможно верующему» (Мк. 9:23), но «без Меня ничего не можете». Мы, нынешние, читавшие Библию, хорошо осведомлены, Кто именно Спаситель, и Кому именно возможно всё. Это - Бог. Следовательно, вера человека в Бога - это и есть Сам Бог. Бог - Творец. И в этом вся вера. Этого достаточно. Веровать - иметь веру в себе, то есть иметь Бога в себе, которому всё возможно. Получается, что единственным истинно верующим, был Сам Иисус Христос, который исполнил добровольно всё, что ему сказал Отец. Вера человека, как чувство, есть его любовь к Богу, ибо Сам Бог и есть Любовь. Вера - есть желание познать Творца полно, без остатка. Вера - это ощущение себя тварью Божией, сотворённой Им по своему образу и своему подобию. Вера - это ощущение сопричастности, неразрывного единства с Богом. Идеальная вера - это отношение между Лицами в Троице, это Любовь. Веровать - иметь веру - это состояние любви, состояние бытия с Богом, причастности и принадлежности Богу, сотрудничества и сотрапезничества с Ним. Верить и веровать - разные понятия. Верить - это знать, что нечто или некто есть или может быть. Верить - это может быть. Не верить - этого не может быть. Верить - это факт. Веровать - процесс. Итак, рискну начать формулировать. Вера, как понятие, это доверие через сотрудничество с живым Богом, преобразующееся в верность. Вера - это Жизнь. Жизнь - это время, проведённое с Богом. Жизнь - это сотрудничество с Богом, это совместное с Ним дыхание, это Его дыхание, дарованное человеку. Вера, как знание, это признание приоритета Бога. Это осознанное чувство своей принадлежности Богу. Вера, как слово, - это правда, истина. Вера, как отношение, это любовь. Вера, как личность, это Иисус Христос. Вера, как процесс, это воссоединение с Богом, возвращение в рай. Вера, как личный опыт, это послевкусие от личной встречи с Богом. Послевкусие - это воспоминание о вкусе, о том как было хорошо, потому что Бог - это Хорошо, ибо всё, что Он сделал, есть хорошо весьма. Весьма - означает, что всем вместе во всём вечно хорошо. С какой стороны ни рассматривай веру, и как отношение, и как процесс, и как принятие, и как приятие, и как признание, и как потребность, как предчувствие, как чувство, как послевкусие, а всё одно всё сведётся к тому, что вера - это любовь. Апостол Павел выразил своё мнение, что «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Это не слова Бога, а слова, посланного Сыном Бога живаго. Осуществление ожидаемого - это факт, если ожидание было обоснованным. Это - расчёт. Это - знание. Уверенность в невидимом. Это вывод мировоззрения, то есть вся система моих представлений о мире, говорит, что невидимое мною есть. Ожидаемое наступило точно так же, как невидимое есть. Мне кажется, что такое определение веры ни для Богопознания, ни для мировоззрения мало, что даёт. Ну, не больше, чем мои измышления за веру.))) Возможно, потому Бог и не дал нам в человеческих словах своё понятие веры, что вера это он Сам и есть, и был и будет. А человеческий удел размышлять о том, что такое вера, тогда как, возможно, что вера - это не что, а Кто!? Вот и думай после этого своей головой как происходит зачатие, возрастание, делание, умирание смертью веры. А она просто - вечная, как Жизнь без начала и конца, ибо быть может Она Сама Жизнь и Есть Сущая и Вечная. Я просто сказал, без умысла. Вера = Истина = Любовь = Жизнь = Бог = Иисус Христос. Вот такие уравнения получаются без плюсов и минусов, без множителей и разделителей. Всё едино в этом цельном мире.
Чем глубже погружаюсь в Священное Писание, тем веселее понимание становится в полном соответствие со словами Моисея своим еврейским братьям: «веселитесь пред Господом вы и семейства ваши», (Втор. 12:7).
Какие есть пути к вере для тех, кому пока Бог не дал веру как дар? Что такое вера в отношениях Бога с человеком? Для определенности в теме - Бог - Творец. Это аксиома. Бог - Творец - это вера. А то, что Он всемогущий, всеведущий и вездесущий - это уже наши представления о Нём. Если Он всё про всех всегда знает, то зачем Он сотворил мир? Чтобы умирать от унылой скуки вечного ожидания неибежного?))) Нет. Для сорадования. А радость она только тогда радость, когда она нечаянная. Значит есть элемент неожиданности...!? Бог сначала делал, а потом смотрел на то, что получилось и оценивал - хорошо ли получилось на Его взгляд. В любом творении есть некоторая неопределённость и неизвестная остаточность. Вера - это не система догм или аксиом, и не мировоззрение, ибо в ней нет места логике. Вера - это чувственное настроение устремления всего человека к Богу без разделения на ум, сердце и кровь, и без разделения на дух, душу и плоть. Мы, живём и верим всем и во всё, даже если говорим, что не верим ни во что и никому. Это не правда. На 70-м этаже живём, значит верим архитектору, строителям и приёмной комиссии, по мосту проезжая - верим, в самолёт садимся - верим, доверенность выдаём - верим... И таки далее. Мы не знаем как другие люди это сделали и о чём они думали, но пользуемся или верим им на слово. Это значит, что мы в Бога или в них верим? Мы верим, что Бог всё и всех сотворил хорошо. Если так, то как не верить в Бога?! Мы творим литературу, музыку, запахи, танцы, но не небо, не землю, не воду, не остального мира. Значит есть тот, кто всё это и нас первых сотворил и возможностями одарил! Ощущение себя человеком, как высшим и лучшим творением Бога, владыкой остального тварного мира - это вера!? Выше - только Бог, ибо Он Творец. Вера - это ощущение себя сопричастным к творчеству Божиему. Ощущение своей неразрывности с Творцом. Желание, намерение познать Творца полно, без остатка. Следовательно, Вера - это Любовь. Любовь Бога к человеку. Любовь человека к Богу. Как «больше нежели они» любить Бога? Отсюда и различие в верах. Люди сами себе придумали разные формы и виды угождения Богу, которые они назвали любовью. Также они придумали и способы выражения своей любви, не спросив об этом у Самого Бога, и назвали одну веру иудейством, другую православием, третью католицизмом и таки далее... Любовь к Богу означает безусловное безоговорочное признание Его приоритета везде всегда и во всём. Малая вера - это начало понимания приоритета Бога. Это результат первой встречи с Богом реальной или воображаемой, придуманной. В любом случае для зачатия веры должно быть семя, желание и возможность его принятия. Это искра от соприкосновения энергетических полей Бога и человека. От искры может начаться горение длиной в жизнь. Первая встреча Духа Божия и духа человека. Это опытное знание есть Ты или нет Тебя для меня!? Процесс вырастания веры возможен по мере Богопознания. Вера - это познание, это процесс постепенного воссоединения с Богом в одно целое в результате духовного возрастания человека. Не бывает веры человека в Бога без познания человеком Господа. Я верую, когда я со своим Богом одно, ибо Он меня сотворил исключительно из Самого Себя.
Верить можно личности или в личность. Христос говорил много раз о малой вере, начать можно хоть с горчичного зерна. Он часто спрашивал имеешь хоть малую веру, что Я смогу тебе помочь? И, если веры было хоть чуть-чуть, помогал. Не было случая чтобы кто-то сказал – я вообще не верую, но, если можешь - помоги! Вера начинается с малой меры. Полностью верующий на все 100% - только Иисус Христос. Он верит Сам в Себя, ибо Он и Отец и Святой Дух - одно. Он любит Бога, ибо Сам Бог, любит Себя, как Бога, и любит ближнего, ибо все ближние для Него, либо Боги, либо Его же твари. Не кого не любить. Безвыходная ситуация. Все остальные - имеют веру от зерна горчичного и далее. Недоверки. И это нормально. Христос и воплотился отчасти для того, чтобы избранные могли поверить. Вера и вероучение. Идите и научите всему тому, что Я вам сказал. Это уже вероучение - учение Христа. Одинакового толкования Слов Бога не получилось. Осталось иудейство, возникли православие, католицизм, протестанизм и таки далее...
В «Символе Веры» самое сущностное и самое страшное слово - первое. Оно страшное даже для того, кто хотя бы один раз внимательно прочитал всю Библию, не то, что изучил и осмыслил. Человек, который искренне про себя может себе позволить сказать ВЕРУЮ, готов в следующее мгновение к любому неожиданному для себя исходу своей жизни. Это акт высочайшего человеческого мужества. Этим искренне верующий отличается от называющим себя верующим. Бог человеку за всю историю так и не смог ни разу угодить. И отношения Бога с человеком простыми и безоблачными язык назвать не повернётся. Это в храме всё красиво - золото, иконы, росписи, хоры поют восхитительно... Идиллия. В реальной жизни было, есть и будет всё совсем не так. Заключая договор Нового Завета с Богом, нужно помнить, что Иисус Христос скрепил его Своей Кровью. От тебя, как второй стороны договора, естественно, понадобится то же. При этом ты не вправе изменить ни одно из договорных условий, только полное безоговорочное и безусловное присоединение. Никаких прав, одни обязанности. С точки зрения человека - безумие. Договоры с Богом у кого притворные, у кого мнимые, у кого заблудшие и только у единиц, у избранных, действительно заключённые и истинно действительные. Знает ли об этом Бог? — Конечно! Зачем тогда заключает?! —Так дети же, а Он - Отец. Играет Он с нами, как с детьми, делая вид, что всё не понарошку. Когда люди заключают действительный договор с Богом!? Не при крещении, ибо многих крестят в младенчестве. Соображение о том, что «когда б на то не Божья воля...» не состоятельно, ибо разнообразие последствий крещения во младенчестве убеждает в обратном. Другого момента заключения договора я не знаю. Но знаю из жизни Христа, что Он лично спрашивал - имеешь ли ты веру, или беседовал и убеждался из слов человека. Он и до беседы, и до ответа знал, но для заключения договора важно, чтобы человек сам сказал - да, я в Тебя и Тебе верю. Значит, действительно присоединиться к договору Нового Завета можно только в результате личной встречи с Богом. У них после встречи - вера, у остальных - предверие, сомнения, искания... Вера - это незабываемое послевкусие от личной встречи с Богом. Много дошедших и стучащих в Дверь, но открывает Он кому Сам хочет открыть, то есть только избранным. Ссылка на Иисуса Христа не уместна. Он сам Бог. А сыны Израилевы на Него роптали, прикрываясь Моисеем и Аароном в полный рост. То есть дай есть не то, что есть, а то, что хочется, и пить дай того самого... Христос прямо сказал иудеям: прислал Бог вам Иоанна, не ест, не пьёт - не по нраву он вам, пришёл я, люблю поесть и выпить, опять не такой... Какого вам надо!? Вы сами то кто!? Бог любил свой избранный народ сравнивать с овцами и с козлами. Значит у Него были на то основания. История Иова показывает, что Бог спорил с сатаной. Не даровал ли Он человеку пресловутую свободу выбора кого любить из тех же интересов игры... Кто-то - Игрок!? Кто-то - Идиот!? А вся жизнь - преступление и наказание. Достоевский, конечно, гений, но не настолько же!? Кто придумал, что Бог может всё, кроме того, чтобы принудить Свою тварь любить Себя!? Есть такое место в Библии, чтобы Бог так сказал или на это сетовал!? Да и зачем? Какие основания и какие возможности у твари не любить своего Творца и Творца всего мира?! У Бога, конечно, как это в Библии описано, был специфический опыт педагогического воспитания членов Своего Им избранного народа. Но Он легко заменил чувство любови чувством страха Божия. И, если верить богословам, удовлетворился этим. Я в это не верю. Не верю, что Бог мог выбрать принцип – «Боится, значит любит». Как выбор - не вкушай, а то смертью умрёшь - можно было истолковать так - люби кого хочешь!? Хочешь Бога. Хочешь сатану. Хочешь себя. Хочешь ближнего. Хочешь всех вместе, хочешь - как хочешь!? Твоё право. Какие права у твари!? Почему любовь и верность разделены в понимании человека? Нет любви без веры, как и веры без любви. Нет и не может быть здесь никакой свободы выбора. Да - да, нет - нет. Остальное от лукавого.