Найти тему
Журнал Автограф

Барнаульский застройщик меняет подход к проектам и философию компании

Один из крупнейших девелоперов Барнаула, компания «Селф», не только комплексно застраивает кварталы с продуманной инфраструктурой, создавая визитные карточки города, но и успешно ведет реновацию старых территорий, спасает от разрушения исторические памятники, осваивает заброшенные пустыри и замороженные проекты других застройщиков.

В последние годы компания продолжает расширять географию, заходя в те города, где другие барнаульские инвесторы еще не работали. А также формирует команду сотрудников по современной модели управления, вовлекая каждого в процесс, не жалея денег на престижное обучение и развитие. Для Барнаула такая философия пока большая редкость.

Идейный вдохновитель, исполнительный директор «Селфа» Владислав Шония поделился с «Автографом», как внедряет эти новшества и качественно меняет подход к проектам.

— Владислав Нодарович, как давно вы вошли в семейный бизнес? Как проходил этот процесс, насколько было тяжело и как справлялись?

— В наш бизнес я зашел в 2015 году, но в качестве обычного сотрудника компании «Селф». Мне было 21. Но после этого я еще уходил на год-два в свой собственный бизнес (занимался общепитом). Потом все-таки вернулся в «Селф». Проработал практически в каждом отделе от полугода до года. Это позволило во многом разобраться, понять, что такое строительная компания, из чего она состоит, помимо непосредственно стройки на объекте.

Сам этот процесс втягивания был для меня тяжелым, потому что по своей натуре я не технарь, не математик, а гуманитарий. Но я силен в логике и убежден, что она сильнее любой компетентности, ее не обмануть. За счет этого постепенно разбирался, окунался в те вопросы, где было тяжело и непонятно.

Потом стал директором, появилось еще больше ответственности и обязанности по принятию важных решений. Но я, наоборот, люблю, когда трудно. Еще с подросткового возраста решил: надо идти туда, где тяжело и страшно, потому что это зона, где ты растешь.

— В чем вы видите развитие компании?

— Самая важная задача заключается в том, что я, как представитель нового поколения, должен внедрять инновационные идеи, применять тот опыт, который получил, учась за границей (в Швейцарии) и в российских бизнес-школах (Сколково, СберУниверситете и других). Это большая ответственность и довольно сложная кропотливая работа. Потому что у нас все-таки региональный бизнес. Барнаул отстает от Москвы и, тем более, зарубежья. Думал, будет легче и быстрее.

Если говорить о проектах, то вообще хочется небоскребы, как в «Москва-Сити». Но, к сожалению, мы бьемся о реалии нашей страны, края, о низкую платежеспособность населения, также не маловажна и сейсмика региона, с которой стоит считаться.

В тех объемах и решениях, которые возможны на нашем рынке, мы, конечно, новшества внедряем. Это видно в уже готовых и будущих проектах. Наша сила в том, что мы очень много смотрим, знакомимся с решениями успешных крупных компаний, чтобы использовать какие-то идеи для собственного развития.

Иногда, кажется, это мелочи, но зачастую именно они в итоге комплексно формируют общее впечатление об объекте. Например, на стройке все водят на экскурсии клиентов по доскам, а ты раз, и красную дорожку постелил, светильники поставил, защитными пленками все обтянул, чтобы не повредить. Потребитель приходит на стройку и думает: «Вот это уровень!». Но, к сожалению, у нас в Барнауле такой культуры еще нет. И очень тяжело сразу, без фундаментальной проработки этого добиться. Процесс идет поэтапно по всем направлениям.

— Поэтому вы начали с модернизации команды?

— По большей части все новшества, которые я внедряю, касаются внутренней структуры компании. Я убежден, что она должна жить с собственной философией. А люди должны работать не только за зарплату. И выгодно отличаются фирмы, пропитанные своими ценностями, которые несут их на рынок и конечному потребителю. У всех сотрудников должна быть какая-то философия, с каким отношением они осуществляют тот или иной процесс.

У нас в большинстве компаний обычному строителю ничего не нужно. Он в лучшем случае просто делает свою работу. А я много раз ездил на крупные российские, зарубежные предприятия, недавно побывал в Минске на стекольном заводе. И там, когда общаешься с любым сотрудником, хоть с дворником, ты как будто общаешься с собственником. Он с улыбкой и воодушевлением рассказывает: «А у нас в компании то, а у нас это…». И видишь, как он гордится, как вовлечен в процесс. Там каждый сотрудник является важной частью, продолжением компании. Это дорогого стоит. Но это чисто западный показатель, и за счет него они выходят на крупный международный рынок.

Я могу нанять самые лучшие умы. Скажу: «Давайте строить самолеты!». Но им неинтересно, они хотят строить машины. А могу нанять единомышленников, которые скажут: «О самолеты, круто!». И мне с ними будет проще. Когда совпадает видение и ценности, результат будет лучше. Компетенции и креатив — это лишь крутой бонус. Но зачастую вовлеченность лежит в основе всего самого лучшего, что мы видим в мире.

Кроме этого, у нас в фирме сейчас добавляются новые отделы и должности. Они помогают нам более качественно решать вопросы, в которых ранее были пробелы. Я бы сказал, что у нас сейчас идет активная стадия кадрового эволюционирования. И в течение года сформируются 2-3 принципиально новых подразделения, которые будут создавать крутые и более качественные проекты, работая над их целесообразностью, креативностью, детализацией.

В целом, я считаю своей задачей — ускорить стройку и улучшить ее качество. А самое главное — повысить эффективность каждого сотрудника. Еще один момент — работа должна быть в радость. Поэтому я считаю, что надо упрощать жизнь всем, а процессы автоматизировать и оцифровывать.

-2

Говорить на одном языке

— Какие еще предпринимаете шаги по усилению команды?

— Сейчас мы активно обучаем персонал. Я массово вывожу руководителей и сотрудников на различные объекты и предприятия в Питер, Москву, Екатеринбург, другие города и страны. Потому что это поможет в конечном итоге эволюционировать всей компании.

Я убежден, что насмотренность воочию дает гораздо больше, чем, например, видео в Ютубе. Когда ты непосредственно на месте находишься и видишь что-то красивое, оригинальное, ты больше мотивируешься и говоришь: «Хочу также!».

Есть сотрудник, который 30 лет работает и говорит: «Я знаю все и мне не надо ничему учиться». Это самый опасный сотрудник. А я общался с возрастными специалистами, которые постоянно держат руку на пульсе и знают все современные тенденции получше молодежи. То есть, вопрос не в возрасте, достатке, сфере деятельности, а в гибкости мышления и готовности обучаться.

До этого возили сотрудников в Сберуниверситет на программу «Сбербанк Agile», которая обучает управлению мелкими процессами. Также мы проводим тренинги - недавно состоялась стратегическая сессия, к нам приезжали представители одного из подразделений Сбербанка. Мы с коллективом определяли наши ценности и миссию.

— К каким результатам привела эта сессия, если не секрет?

— Это был целый день с утра до вечера, где мы с коллегами определяли то, что хотим видеть в будущем. Это не только проекты и их реализация, это в том числе и внутренняя корпоративная культура, о которой я говорил ранее. Можно сказать, что это первые наши совместные шаги к улучшению компании. Поделиться сейчас могу только нашими ценностями, которые мы определили на этой стратегической сессии. Их у нас получилось три, и каждая из них затрагивает самые важные векторы в развитии компании. Звучат они так: «Важен каждый», «Развиваемся сами, развиваем все вокруг», «Качество в каждом действии».

Такое активное обучение с вовлечением сотрудников и повышением насмотренности как минимум позволяет мне разговаривать с ними на одном языке. Это экономит в разы больше денег и нервов.

Тем более сейчас применяются все новые и новые архитектурные, инженерные решения для эстетичности, комфорта потребителей, повышения качества самой среды. Ведь клиент меняется, растут требования, и нам нужно подстраиваться. Поэтому мы теперь тщательнее анализируем, планируем, формируем концепцию.

— Какие требования у современного клиента и насколько вы им соответствуете?

— Раньше мы как строили дом? Проектировщик что-то на свое усмотрение сделал: цвета, элементы, материалы. Мы это все построили и сдали. Все девелоперы так делали. Люди выбирали по локации и надежности застройщика. Сейчас мы стараемся сделать каждый проект лучше предыдущего. Продается уже не просто кирпичная коробка, а сформированный образ жизни. Мы продумываем и улучшаем каждую деталь для удобства клиента, его впечатлений и красивой картинки — от планировки до благоустройства.

Потребитель сегодня хочет комфорта и безопасности. И для каждого это выражается в разных деталях. Для одного это консьерж на входе, для второго — закрытый двор, для третьего — подземный паркинг. И мы все это должны учесть в рамках одного проекта.

Пристально следим за конкурентами и стараемся, чтобы наши объекты были лучше их. Рынок сегодня горячий, а конкуренция всегда держит в тонусе и стимулирует к развитию. Например, кто-то из наших съездил в Голландию, привез оттуда и внедрил какую-то фишку. Мы смотрим и тоже так хотим. Но повторяться нельзя — город маленький. Надо сделать еще лучше. И идет здоровая гонка. Я убежден, что так и должно быть.

И вообще продукт надо делать таким, чтобы не тратить денег на рекламу. Ты только начинаешь строить объект, а люди уже ищут, где этот дом. До такого уровня и качества сервиса надо довести компанию. Или, например, мы строим в Алтайском крае, а в Кемерово узнали про нас и говорят: «О, пусть этот застройщик к нам зайдет». Вот это, я считаю, показатель работы.

Расширяя горизонты

— И раз мы плавно перешли к проектам, напомните, пожалуйста, в какие регионы, кроме Барнаула, вы зашли?

Сейчас активно развиваем Горный Алтай. Динамика продаж там хорошая, она даже выигрывает у Барнаула. Стоимость квадрата тоже немаленькая.

Недавно начали квартал из семи домов на распутье Маймы и Горно-Алтайска. Во всей Республике это первый комплекс такого масштаба — дома в едином стиле с зонированием общей территории и своей инфраструктурой. Два из них монолитные, остальные панельные. Все они будут восьмиэтажными, для Маймы это «небоскребы». Ранее застройщики в данной локации вели лишь точечную редкую застройку.

Вместе с тем, в Горном Алтае есть и еще довольно крупные перспективные участки. По ним пока ведутся переговоры. Активно бросаем силы туда, нам очень нравится этот регион. В Республике у нас филиала нет, но зато работает завод железобетонных изделий, с которого поставляются материалы на стройки. Поэтому большинство объектов идет в панельном исполнении.

— Ваша компания время от времени еще и спасает памятники архитектуры (недавно завершились реставрация «Русского чая» и воссоздание трибун «Локомотива» в Барнауле). Какие сложности есть в этом направлении?

— Да. Мы, наконец, закончили работу по реставрации дома купца Шадрина, в котором вновь открылся ресторан «Русский чай». Это памятник архитектуры федерального значения. Объект оказался очень сложным в плане каких-то непредвиденных моментов, бюджет сильно вырос. И я точно скажу, это гораздо сложнее, чем строить здание с нуля.

А вообще далеко не все памятники у нас представляют ценность. Сохраняя их, мы как будто бы остаемся деревней, какой и были. Это как с этажностью. Город все-таки поменял генплан, разрешающий небоскребы. А до этого Москва говорила: «У вас максимум 21 этаж есть, пусть и остается». И общественность согласна с этим мнением.

Да и в целом общественность часто противится всему новому. А за счет чего тогда будет развитие? Люди, которые в этом направлении не вертятся, не эволюционируют, не ездят в другие города и страны, они и не приемлют какие-то новшества. И здесь как раз бизнес должен быть двигателем идей.

В 2015 году мы хотели потратить 2 млрд рублей, чтобы отреставрировать территорию Сереброплавильного завода: обустроить там сквер, прогулочную зону и заложить какую-то коммерческую составляющую, например, торговый центр. Потому что мы же бизнесмены, мы тратим на это свои заработанные деньги, а не бюджетные. И значит, такие объекты должны хоть как-то окупаться. Но нам этого сделать не позволили. И что происходит с этим местом сейчас? Оно по-прежнему заброшено.

Надо ведь учитывать все обстоятельства, реалии рынка, какая у нас платежеспособность, возможности и так далее. Мы дотационный край, у нас не так много денег, и зачастую его хоть как-то развивают, приводят в эстетический вид не за счет государства, а именно бизнеса. Но активисты все рубят, а сами ничего не предлагают взамен. И в итоге площадка стоит восемь лет, не работает ни на город, ни на население, ни на бизнес. Таких историй очень много.

Или, например, на градосовете нам говорят, чтобы мы построили не какое-то интересное здание, которое будет выделяться из окружающей застройки, а такое же, как и соседнее по этажности, по цветовым и архитектурным решениям. Чтобы оно соответствовало и сочеталось с уже имеющимися зданиями. То есть, логика такая, что ничего нового в городе не должно появляться вообще. И это неправильно.

— Нельзя не отметить и ваш крупнейший вклад в инфраструктурные объекты. «Селф» строит здания соцкультбыта, за которые особо никто не берется. За счет чего это удается? Какие проекты в работе сейчас?

— Один из самых крупных и важных — это хирургический корпус Центра охраны материнства и детства на ул. Гущина в Барнауле.

Да, действительно, мы выполняем большой пласт работы по созданию инфраструктурных объектов, без которых город не сможет развиваться.

У нас очень компетентный коллектив. Компания работает с 1996 года, давно имеем дело с госзаказами, и многие сотрудники «заточены» именно под такие объекты. В силу опыта и профессионализма мы умеем отрабатывать большинство сложных вопросов.

Интервью: Ольга Полиенко, фото: Антон Губанов.