В предыдущей статье мы начали изучать условную карту пути для человека вставшего на путь самопознания. Мы рассмотрели первый уровень практики осознанности — "Я есть тело".
Всего уровней пять:
2. Я есть всё (единство)
3. Пустота
5. Таковость
Нахождение на одном из первых четырех уровней говорит о том, что человек (сознание) обусловлен определенными проявлениями ума. Пятый уровень "таковость", означает отсутствие любых уровней, т.е. все проявления ума осознаны и даже если они возникают, то никак не связывают сознание.
В этой статье мы рассмотрим второй уровень — "Я есть всё".
Этот уровень осознания открывается практику, когда он преодолевает жёсткую привязанность к мысли "Я". При этом фокус его внимания становится объемным, он как бы раскрывается на 360 градусов вокруг. Происходит разотождествление с потоком мышления — ум входит в стадию созерцания...
Это уровень, скажем так, наблюдающего созерцания (наблюдающее присутствие)... Это уже хорошая ступень, но это только начало. По большому счёту это даже ещё не Путь, а лишь его прелюдия. Тот, кто цепляется за этот уровень, начинает превозносить отсутствие пути, покой, безмыслие, единство и так далее. Они рассказывают о просветлении и превозносят его, как нечто удивительное и отличное от повседневности, наполненное покоем и тягучей безмятежностью, при этом они считают, что познали реальность и могут рассказать, как "всё здесь устроено"...
Также здесь могут вестись разговоры о пустоте, но пустота на этом уровне это не отсутствие мышления, а тонкий образ в мышлении — происходит как бы рассматривание некой внутренней пустоты...
Именно здесь поиск, как таковой заканчивается, так как ум начинает осознавать свою природу подобную пространству и приходит понимание, что идти некому и некуда. Приходит первое блаженство и ощущение покоя. Никто никуда не идёт, никто ничего не ищет... Это состояние единства всех вещей. "Я есть ВСЁ" - ощущает человек, осознавший этот уровень ума, или наоборот, он может говорить и ощущать, что "меня нигде нет"...
В дзен об этом этапе познания реальности говорят- "Горы это реки, реки это горы".
Данный уровень хоть и можно назвать начальным трансцендентным уровнем, но это не опыт Истины, т.е далеко не реализация, даже если практик укоренился в нем, сделав этот опыт перманентным.
В уме ещё остаётся неосознаваемая связка "наблюдатель - наблюдаемое", которая держит внимание в плену двойственного восприятия реальности. Очень многие открыв этот уровень осознанности, начинают считать себя просветленными, и в таком случае это становится мощным тупиком, ведь это всё ещё уровень двойственности. Обусловленность телом до конца ещё не преодолена. Это всё ещё привязанное мышление, но в данном случае уже не столько в вербальном аспекте, сколько в образном. С точки зрения практики это хороший уровень, говорящий о том, что человек движется в верном направлении, но как уже было сказано, это далеко не реализация, и если практик думает, что уже просветлел, то теряет истинный Путь, по сути даже не ступив на него...
Если говорить в контексте "Практики трёх пространств", то тот кто прорвался на этот уровень ума, хорошо поработал с пространством мыслей, и теперь чтобы продвинуться дальше ему пора переходить к двум другим зонам осознанности - пространству образов внешнего мира и пространству ощущений тела.
Если говорить о равновесии этого уровня, то здесь к не вовлечению в мысли-слова, добавляются тонкие мысли-образы, практик должен научиться не идти за ними. Также сюда отнесем невовлечение в образы чувств и эмоций...