Для зрителя пасола выглядит как непривычно жестокое соревнование — несколько десятков всадников на лошадях с гиком носятся по большому полю, стараясь сбить противника деревянными копьями. Крик, свист, вопли болельщиков, открытые раны, из которых хлещет кровь, обильно удобряя землю. Рядом стоит полиция, неподалеку дежурят врачи. Первые лишь наблюдают, а вторые оказывают помощь только тем, кто обратился к ним. Но таких немного — получив ранение, но усидев в седле, участники продолжают жестокую битву.
Что это — соревнование на самого ловкого и сильного? Реконструкция рыцарского турнира? Нет, это ритуал и проводят его вынужденно — не в угоду публике и болельщикам, а потому что так велят боги.
Время собирать червей
Зародилась эта традиция на индонезийском острове Сумба. Что странно, красивой легенды, объясняющей почему вдруг жители окрестных деревень решили начать кидать друг в друга копья, не существует. Пасола проводится в десятке мест по острову и в каждом из них есть свое обоснование ритуала. В одном туристу расскажут о вожде племени, который потерял возлюбленную, а соплеменники решили его утешить таким вот странным образом. В другом поведают историю запутанных внутрисемейных отношений со страстями, изменами и кровной местью. Но во всех этих рассказах есть одно общее начало — пасола проводится для того, чтобы удобрить землю кровью участников перед посадкой в нее риса. Чем больше ее прольется, тем урожайней будет год. Ну а то, что ритуал принял форму соревнования — заслуга современного времени и отчасти интереса зрителей.
Конкретной даты у этого действа не существует, поэтому и туристам приходится приезжать на остров в конце февраля, ждать полнолуния и... червяков. Именно кольчатые черви-полихеты и служат индикатором начала ритуала. Они постоянно обитают на морском дне и раз в год поднимаются на поверхность. Весь день жители прибрежных деревень собирают "урожай" на мелководье, варят червяков, а потом раскладывают их по плетеным корзинкам и несут с собой к месту проведения ритуала. Для них вареные полихеты что попкорн на соревнованиях по бейсболу — зрители заедают ими стресс или радость от победы любимой команды.
Да, пасола — это командный ритуал, хотя различить в хаосе тел, лошадей и летящих копий соперников очень сложно. Но несмотря на культовую составляющую, у него существует вполне конкретный победитель, которому и достаются все лавры и почести.
"Смешались в кучу кони, люди"
Начало ритуала определяют старейшины. После сбора червей они приносят домашнюю свинью в жертву богине Луны (по местным верованиям это именно она бросилась с неба, разбилась об морскую гладь на множество червячков), возносят небесам молитву и отбирают участников ритуала. Это жители соседних деревень и их должно быть поровну — как правило, по четыре десятка с той и другой стороны. А дальше счастливчики садятся на лошадей, берут в руки деревянные копья (без наконечников) и ждут третьего удара гонга. На самодельных трибунах, деревьях, холмах тем временем рассаживаются зрители с попкорном червяками в плетеных коробках в предвкушении битвы.
Наконец, звучит третий удар гонга. Пасола началась. Сначала соревнование выглядит несколько заторможенно — команды разведены по разным концам поля, а на середину периодически выезжают по два-три наездника одновременно, которые отчаянно маневрируя, пытаются сбить противника ударом палки-копья. Каждое удачное попадание толпа встречает ревом, как при забитом голе в ворота противника. Цель — выбить ударом соперника из седла. При этом прямые контакты (как у средневековых рыцарей на турнирах) запрещены — все происходит исключительно на дистанции. Специальные люди (назовем их оруженосцами) бегают по полю, собирают копья и возвращают их участникам.
Но постепенно обстановка накаляется — к шуму и крикам на трибунах примешивается рев команд. Разгоряченные всадники в ожидании своей очереди гарцуют на лошадях и даже издали отчетливо видно, что они едва сдерживаются, чтоб не ринуться на середину поля. Но в какой-то момент это происходит и тогда начинается форменное побоище.
На поле творится какой-то хаос — несколько десятков человек скачут, отчаянно крича, кидают друг в друга копья, падают на землю. Между копыт лошадей носятся как угорелые оруженосцы — они подают копья, уворачиваются от случайных ударов, помогают сбитым и травмированным. Крик на трибунах превращается в один сплошной рёв, на поле летят плетеные коробки, зрители беснуются около края.
Плюс ко всему надрываются громкоговорители — ведущий призывает команды остановиться и разойтись по углам поля, но вряд ли в пылу схватки его хоть кто-нибудь слышит. Стоящая рядом полиция молчалива и величественна как египетские сфинксы — она нужна исключительно для того, чтобы пасола не превратилась в массовое побоище с участием зрителей. А вот врачам работы хватает — около их машин выстраивается очередь покалеченных. Кто-то получил серьезные раны, кто-то даже не может стоять на ногах, иные стонут от боли.
Жестокая необходимость
И чем же все заканчивается? Исход простой — кто последний усидел на лошади, тот и победитель, та команда и принимает поздравления. Со стороны действительно кажется, что это соревнование — жестокое, с неизбежными травмами, пролитой кровью, но с обязательным победителем в конце. Но на самом деле это ритуал, и чем больше пролилось крови его участников, тем благосклоннее будут боги.
Еще полвека назад пасола проводилась совсем иначе — никакой полиции и врачей у края поля не дежурило, а копья были куда опаснее нынешних тупых палок. На них даже были железные наконечники, и количество смертей во время ритуала исчислялось десятками. Власти Индонезии вели планомерную борьбу с этим фактически ритуальным убийством сограждан — пасолу запрещали, вождей племен арестовывали, участников насильно депортировали с острова. Но полностью запретить ритуал у них не получилось — к каждому островитянину надсмотрщика не приставишь. Тогда власти решили договориться со старейшинами по-мирному. Так пасола обзавелась врачами и полицией, а копья потеряли наконечники и стали просто длинными палками.
Но и они способны принести серьезные увечья. А особенно калечатся участники не от ударов соперника, а от падений с лошади и травм от их копыт — оказавшись на земле, сложно уцелеть и безопасно покинуть поле. Так что пасола и поныне остается опасным и жестоким ритуалом. Но ее проводили и будут проводить — это не соревнование на потеху зрителям, не спортивный азарт, а обязанность, которую жители острова Сумба не могут не выполнять. Команды не соревнуются друг с другом, говорят старейшины. Они сообща борются за жизнь.
А вот в испанской Кастилии бороться за выживание не приходится — регион благополучный и цивилизованный. Но и тут существует дикая традиция, которая по зрелищности не уступает пасоле. Да и по степени опасности тоже 👇:
(При написании статьи использовалась информация сайтов: м; bigpicture.ru; vova-91.livejournal.com; sergeykovalchuk.ru)