Найти тему
Мастер Творцов

Ричард Анушкевич – «Храм Красной Полночи» (1983 год)

Ричард Анушкевич – «Храм Красной Полночи»
Ричард Анушкевич – «Храм Красной Полночи»

Произведение «Храм Красной Полночи» является частью серии Ричарда Анушкевича (годы жизни 1930-2020) под общим названием «Храм», вдохновлённой очень яркими цветами и сакральной геометрией, с которыми художник столкнулся во время своего визита в Египет в 1981 году, особенно это касалось тамошней Долины Царей. Размеры работ в данной серии варьируются от 45 х 61 сантиметра до более чем 180 сантиметров в высоту, данное творение имеет размер 243,8 х 182,8 сантиметра. Цвета в каждой картине просто потрясающие, и вместе они создают захватывающий дух эффект.

В произведениях серии «Храм» Анушкевич целенаправленно избегает формы квадрата в пользу прямоугольника, исходя из собственного ощущения, что человеческий глаз по-разному реагирует на взаимодействие цветов в вертикальных композициях. Все картины серии «Храм» симметричны и состоят из вертикально ориентированных прямоугольников, окружённых линиями в концентрическом порядке, что придаёт творениям качество топографической глубины.

На этой конкретной картине три ярко-красных прямоугольника обрамлены дополнительными бороздчатыми линиями зелёного цвета различной ширины и оттенка, окружёнными внешним слоем красного цвета, и, наконец, обрамляющим квадратом тёмно-синего цвета. Линии создают такое впечатление, что вертикальные прямоугольники окружены рифлёными колоннами по кругу.

В более общем плане, хотя картины частично и демонстрируют абстрактные возможности цвета в геометрических рамках, они также предполагают физическую структуру и ощущение монументальности, как если бы зритель стоял прямо перед вполне себе реальным храмом.

Разделяя разницу между абстрактной и фигуративной интерпретациями, картины серии «Храм» рассматривались как иллюстрация так называемой «тенсегрити» – концепции баланса между силами напряжения и целостности, присущей физической структуре, придуманной весьма известным американским архитектором по имени Ричард Бакминстер-Фуллер (годы жизни 1895-1983).

Симметрия работ в серии «Храм», вполне возможно, частично ответственна за духовную ауру, которую они источают, вызывая тем самым симметрию религиозных и церемониальных структур, построенных ещё древнейшими культурами – от египетских фараонов до жителей Месопотамии.

В то же самое время большая часть привлекательности работ серии тесно связана с автономными эффектами цветовых контрастов и трюками иллюзорной архитектонической композиции. Контрастные тона вибрируют с внутренней яркостью, а использование тонко расположенных линий для создания топографического эффекта означает, что различные участки колеблются аккурат между фигурой и фоном.

Неизвестно, представляют ли красные прямоугольные долины, пики или отверстия света, как бы сияющего сквозь поверхность холста, зарождение ощущения загадочности и энергии. Художественный критик издания «The New York Times» Холланд Каттер (родился в 1947 году) отметил работу Анушкевича следующим образом:

«Драма – и это похоже на правильное слово – заключается в тонкой химии дополнительных цветов, которая заставляет геометрию светиться, как будто бы прямо из неё свет и просачивается».
  • Художник – Ричард Анушкевич
  • Название – «Храм Красной Полночи»
  • Год создания – 1983
  • Размеры – 243,8 х 182,8 сантиметра
  • Материал – Акрил на холсте
  • Место нахождения – Кантонский Художественный Музей (Кантон, штат Огайо, США)