Найти тему
BlablaAlena

Кому нужна профориентация?

Я задалась этим вопросом, когда работала с одним клиентом, который занимался рисованием комиксов: сначала он учился в колледже, но позже понял, что формальное образование сковывает его творческие амбиции и отчислился, уйдя в свободное плавание, в результате которого причалил ко мне с запросом на то, что он не знает, чем ему сейчас заниматься.

Первая встреча была посвящена его непониманию того, каким образом ему может быть полезна профориентация, если он «сам все о себе знает» и не собирается никуда больше поступать, просто сейчас у него некоторый «творческий кризис».

С похожим непониманием я сталкивалась еще несколько раз, и в каждом случае это были люди, которые либо в определенный момент отчислились из вузов, либо принципиально не шли в них и занимались своими творческими проектами самостоятельно.

Поэтому я хочу немного порассуждать на тему того, а нужна ли вообще профориентация людям, которые выбрали свой собственный путь профессионального развития вне контекста формального образования …

Спойлер - да, профориентация как раз-таки именно в таких случаях очень нужна и важна. Однако не в том виде, в котором она обычно предстает перед нами.

Я уже писала о том, что для многих людей синонимом профориентации является тестирование и типы личности. Да, многие психологи (особенно в школах) реализуют профориентационную деятельность именно в таком ключе, но профориентация - это в первую очередь работа с человеком, его мотивами, ценностями и интересами, жизненным опытом. Это глубокая работа по формированию профессионального пути личности.

В разные возрастные периоды человека она конечно же имеет и свои особенности. Из собственного опыта я вывела следующие возрастные особенности профориентации:

  • дошкольный и младший школьный возраст (3-7 лет): работа реализуется преимущественно в семье и направлена на формирование у ребенка представлений о профессиях, связанных с простыми и понятными вещами (кто делает дороги, строит дома, печет хлеб и т.д.) посредством игр, книг, мультфильмов. Помимо этого, в этом возрасте у детей важно сформировать общее положительное отношение к труду, что будет в дальнейшем сильной нравственной ценностью для профессионального развития
  • средний школьный возраст (7 -12 лет): основная работа строится по расширению кругозора в мире профессий, здесь можно говорить о более узких профессиях. Кроме того, у детей начинают формироваться определенные представления о профессиях, но они еще содержательно не наполнены или искажены, поэтому важно их корректировать или наполнять информацией
-3
  • младший и средний подростковый возраст (от 12-15 лет): это период формирования профессиональной любознательности и интереса, работа в этом возрасте направлена больше на практическое ознакомление ребенка с миром профессий (экскурсии и выезды на предприятия, знакомство с представителями разных профессий), а также прояснение профессионально важных качеств в разных профессиях
-4
  • юношеский возраст (15-20 лет): здесь как раз-таки чаще всего подростки и сталкиваются с профориентацией, но это уже период прояснение своих индивидуальных особенностей, мотивов и ценностей профессиональной деятельности, а также формирования положительного отношения к профессиональному обучению, планированию собственного профессионального пути, а также конструированию собственных профессиональных ожиданий
-5
  • взрослость: во взрослом возрасте профориентация - это больше про осмысление профессионального пути человека, анализ его ценностей и профессиональных ориентиров

Как видно, профориентация - это не просто массовое тестирование в 5-х и 9-х классах. Это динамический процесс формирования профессиональных интересов, способностей, отношения к профессиям и труду в целом.

Справедливо отмечает один из ведущих специалистов в профориентации Г.В. Резапкина (в 2021 году ушедшая из жизни):

"Профессиональная ориентация" – элемент сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников на этапе выбора профессии или профиля обучения, некая система мер в старших классах. "Профессиональное самоопределение" - сложный и длительный процесс развития внутренней готовности человека к выбору профессионального пути.

Опираясь на это суждение, можно сделать вывод, что профориентация, как элемент профессионального развития и самоопределения, нужна любому человеку, который конструирует свой профессиональный путь: неважно, строится он на формальном вузовском образовании или включает в себя разные элементы альтернативных способов самореализации.

В связи с этим, очень хочется, чтобы невидимая, но ощутимая связь, профориентации (как направлением психологической работы) со школой и университетом со временем стёрлась, и укрепилось понимание того, что это в принципе важная часть самореализации личности в целом.