Найти тему
Компас экономики

Деофшоризация по-российски: где родился, там и пригодился

На заре рыночного строительства в России отечественные предприниматели видели защиту для "заработанных непосильным трудом" капиталов где-то в зарубежных "тихих гаванях", но не в родной стране. Параллельно с бегством капиталов в обществе росло понимание, что пользы от такого бизнеса мало и нужно, с одной стороны, ставить ему заслон, и с другой стороны, создавать соответствующие стимулы. Вот почему было принято решение о создании в 2018 году "внутренних офшоров" — специальных административных районов (САР) на островах Русский (Приморский край) и Октябрьский (Калининградская область). Несмотря на несколько волн амнистий капиталов, создание льготных режимов и уговоры со стороны представителей власти, переезд в САР (редомициляция) зарубежных холдингов, подконтрольных гражданам России, продвигался со скрипом, пока западные санкции не приперли их к стене.

Надо отдать должное российским властям, которые из года в год работали над созданием в стране привлекательной среды для деофшоризации. Борьба за умы и кошельки "олигархов" приобрела новое дыхание в 2022 году после начала специальной военной операции и беспрецедентного санкционного наката стран Запада, которые не гнушаются даже прямого отъёма, конфискации частного имущества и активов российских предпринимателей на своих территориях. В прошлом году власти упростили условия переезда иностранных компаний в российские "офшоры". В частности, в САРы допустили личные фонды россиян и иностранцев, а также компании, созданные до 1 марта 2022 года (ранее — до 1 января 2018 года). Были упрощены требования и к международным холдинговым компаниям: получение такого статуса более не обусловлено ведением деятельности сразу в нескольких странах. Было пересмотрено требование о неизменности с 2017 года состава контролирующих лиц. Кроме того, дали более длительный (год вместо полугода) срок на осуществление необходимых для получения статуса МХК инвестиций в размере от 50 млн рублей. Упрощенная процедура редомициляции позволяет при оформлении резидентства в спецрайоне не предоставлять ряд документов, если это невозможно.

Входящие дивиденды тех, кто получил после редомициляции статус МХК, облагаются налогом на прибыль по ставке 0% или 5% в зависимости от соблюдения ряда условий. Исходящие дивиденды, выплачиваемые иностранным акционерам, облагаются в России налогом у источника по ставке 5% - при условии, что эта компания является публичной. "Входной билет" для переезда в Россию имеет свою цену — компания должна взять на себя обязательство инвестировать не менее 50 млн рублей в течение года. Для применения части налоговых льгот МХК должна также вложить в развитие инфраструктуры района, где она находится, не менее 300 млн в течение трех лет.

Процесс деофшоризации, кажется, сдвинулся с мёртвой точки. Два-три года назад количество резидентов в САР не достигало и 40, а в мае 2023 года оно поднялось до 190. В Минэкономразвития прогнозируют, что к концу года "мы перевалим за значение 250 участников САР". Для российского бизнеса вопрос предсказуемости правового режима стал важнее налоговых факторов. Даже наличие "дружественных" юрисдикций не гарантирует стабильности и благосклонного отношения местных регуляторов и финансовых институтов в случае усиления санкционного давления со стороны США или ЕС. Решение о редомициляции наиболее интересно для тех компаний, чей бизнес полностью или главным образом сосредоточен на России. Как говорится, где родился, там и пригодился.

Читайте по теме: Пятилетке предпринимательского труда нужна "регуляторная гильотина"