Роман Петра Николаевича Краснова (1950-2022) «Заполье», на мой взгляд, почти непреодолимо скучен. По скучности и ненатуральности его, пожалуй, можно сравнить лишь с Н.Г.Чернышевским с его «Что делать?».
Действие романа происходит в смутные 90-е. Автор предлагает свое видение, свою оценку событий 93-го:
«Продажней русских сейчас в свете нету, все рекорды бьем опять. В октябре позапрошлом – предала же Москва лучших своих, искренних, перед поганым телеящиком просидела, толстож...я, пивко себе потягивала. Занятно ей было поглазеть, как речушка бунтовала – из нее, моря, вытекшая… Да если б каждый сотый хотя бы вышел тогда, мы бы там всю грязь смели, всю гнусь эту, и верхушку белодомовскую заставили б сделать все, как народу надо…».
(кстати, точки в полуприличном слове поставила я сама, в тексте всё полностью)
Герои Краснова очень много, длинно, витиевато и заумно рассуждают о настоящем и будущем России. Понятно, что устами героев автор высказывает свою боль и тревогу за Родину, но, быть может, лучше было бы ему самовыразиться в публицистике, тогда бы он вернее нашел своего читателя. А в формате романа – совсем ненатурально смотрится, например, один из главных героев, Иван Базанов, человек по происхождению деревенский, журналист, газетчик, мужчина очень неглупый, но не до такой же степени, что, отправляясь на прогулку с грудной дочерью, берет с собой томик Шопенгауэра. Наверное, бывают и такие умные мужчины в нашей жизни, но все же как-то ненатурально это смотрится.
Действия в романе мало, одна сплошная говорильня героев. Даже непонятно, когда они успевают еще работать и просто жить, ведь все время у них уходит на непрекращающееся обсуждение политических проблем.
Сложен и язык романа. Какой абзац ни возьми – все идет с трудом, хотя слова все, вроде, понятные и правильные. Вот, например:
«И ведь не перегрузки сломали советский проект, совсем нет, вранье все это, а как раз наоборот – расслабуха. Русская наша, простодырная, обеззаботились. И с нею партийность узколобая, а не государственность самих установок идейных на все, в том числе и на занятный народишко наш… ну, не умещается он в партийную идею, даже самую великую! Вот немцы, верю, уместились бы, как в гэдээр,- но не мы. Чуть ворохнулись в узости этой – и посыпалось все строение, все надстройки эти, и сами базисы поползли… Но это и шанс свое наконец построить, национальное, естественное – да, внутренне непротиворечивое, только оно и может жизнеспособным стать…».
Весь роман пронизан поиском русской национальной идеи. Наверное, оттого положительных героев своих сделал Краснов нарочито русскими, что называется, «от сохи», и говорят они таким чересчур русским языком, который и затрудняет прочтение произведения.
Найти русскую национальную идею – дело непростое, немало мыслителей, в том числе и литераторов, предлагали свою. Есть своя мысль по этому поводу и у Краснова, но прозвучала она слишком робко - похоже, сам автор в нее не верит. А идея эта – православная вера. Но поскольку вложена она в уста героя-атеиста, то и прозвучала совсем неуверенно:
«Без большого дела, идеи мы не народ, считай, а так, население, этнографическое нечто… Но вот в Православии это – большое – есть. И сколько раз оно, посчитать, чудо творило, из каких только ямин не вытаскивало нас – не Бог, ладно, но ведь вера. В помощь свыше, в правду дела вера; и что, от союзничества с силой такой отказываться, ну пусть и умаленной теперь? А она ж явно прирастает…».
И вот, пожалуй, за эту мысль можно многое автору простить. Но опять же, это относится, скорее, к идейной наполненности романа, а не к художественным его достоинствам.
Есть в романе и любовная линия, но написана она столь условно, что больше напоминает, пожалуй, некие нереализованные мечты героя (или автора?). Семья у героя находится в периоде распада, и он знакомится с женщиной приятной во всех отношениях – работает в картинной галерее, образованна, культурна, красива, богата и свободна. Ну прямо не женщина, а мечта. Только получилась из-за этого любовная линия какой-то неживой.
Заканчивается роман описанием того, что может, по мнению автора, вывести нашу страну из того положения, в котором она находится, а именно, возвращение к своим истокам, к земле, к возрождению сельского хозяйства. И мысль эта вполне правильная. Рассуждая, митингуя, и торгуя, экономику страны возродить нельзя. Надо что-то и руками делать.
Этот материал ранее был размещён мною здесь.