Найти тему
Соккар

Эпизод 6. От Хастинапура к Варанавате

 1. Миф как он есть.

В играх, забавах, состязаниях проходило детство юных героев. Мальчики набирались сил, взрослели. Дни сменялись ночами, летели месяцы и медленно шли годы.

Адипарва. Глава 119. Шлоки 13 — 27.

«Вайшампаяна сказал:

Забавляясь вместе с сыновьями Дхритараштры в отцовском дворце, пандавы отличались во всех детских играх. В быстроте, в попадании в цель, в еде, в поднимании пыли Бхимасена побивал всех сыновей Дхритараштры. Когда они весело играли в ворон, ловя друг друга, пандава хватал их за головы и побеждал всех. Сотню сильных мальчиков и еще одного Врикодара один одолевал без малейшего труда. Хватая их за ноги и сильно сшибая, он, могучий, таскал их по земле, в то время как они вопили с поврежденными коленями, головой и глазами. Играя в воде, он обхватывал руками десять мальчиков и, погрузившись, сидел в воде, а затем отпускал их, полумертвых. А когда они, взобравшись на деревья, собирали плоды, то Бхима ударом ноги сотрясал деревья. И от силы удара, срываясь с дерева, мальчики падали стремглав вместе с плодами. Ни в борьбе, ни в быстроте, ни в других упражнениях мальчики, состязаясь, никогда не могли превзойти Врикодару. Так, состязаясь с сыновьями Дхритараштры, Врикодара постоянно попадал в неприятность из-за своего ребячества, но отнюдь не по злому умыслу. Видя ту необычайную силу Бхимасены, могучий сын Дхритараштры стал тогда выказывать к нему враждебность».

Время шло. Мальчики превратились в юношей. Однажды на исходе дня кауравы отдыхали, утомленные после игр. Бхимасена, усталый и опьяненный спиртным, уснул в тени дерева. Дурьйодхана, связав его лианами, сбросил в воду. Но Бхима проснулся, разорвал все узы и вылез из воды. Когда он снова уснул, Дурьйодхана сделал так, что ядовитые змеи покусали его.

Адипарва. Глава 119. Шлоки 28 — 41.

«Вайшампаяна сказал:

Зубы тех зубастых (существ) хотя и были вонзены во все уязвимые места, но не пронзили кожу на широкой груди его из-за ее крепости. И, проснувшись вновь, Бхима задавил всех тех змей и при этом задушил рукою любимого возницу (Дурьйодханы)».

Авторы Махабхараты сообщают, что уже с детства Дурьйодхана, Карна и Шакуни разнообразными средствами стремились погубить пандавов. В то же время сами пандавы по совету Видуры не обращали на эти действия никакого внимания.

Первым учителем воинских наук у кауравов и пандавов был Крипа. О его появлении во дворце царя в Хастинапуре рассказывают следующую легенду. Когда-то давным-давно во время охоты один воин царя Шантану нашел в лесу младенцев-близнецов — мальчика и девочку. Шантану привез их домой со словами : «Это мои сыновья». С тех пор он воспитал мальчика как своего ребенка.

Когда мальчики превратились в юношей, их воинское образование продолжил Дрона. О нем мы расскажем в следующем эпизоде.

Среди всех учеников Дроны Вайшампаяна особенно выделяет Арджуну и Бхимасену. Рассказчик утверждает, что особые отношения сложились у Арджуны с Дроной. Учитель обещал Арджуне, что среди его учеников не будет никого равного ему в воинском деле. В это время у Дроны появился Карна, который ни в чем не уступал Арджуне. Более того, как говорит рассказчик «пользуясь покровительством Дурьйодханы, он пренебрегал пандавами». Одни из учеников Дроны дружили между собой, между другими вспыхивали конфликты.

Однажды к Дроне пришел Экалавья, сын царя нишадов. Но Дрона отказался его обучать. Несмотря на это, Экалавья уединился в лес, сделал из глины изображение Дроны и, поклоняясь ему, продолжил тренировки самостоятельно. Через какое-то время все убедились, что Экалавья стреляет из лука лучше всех остальных учеников Дроны. Тогда Арджуна потребовал у Дроны исполнить свое обещание. Дрона попросил у Экалавьи в качестве платы за обучение большой палец правой руки. Экалавья, не колеблясь, отрезал его и отдал Дроне. Учитель оказался верным своему слову и Арджуна «стал свободен от лихорадки ревности».

Учеба у Дроны закончилась и настало время ученикам продемонстрировать свои успехи в воинских искусствах. По распоряжению царя Дхритараштры за городом была построена арена, на которой и прошли состязания. Место было свободное от деревьев и кустов, покатое к северу, зрители устроились на террасах. Ученики начали демонстрировать свое умение в обращении с палицей, луком и мечом, начиная с Юдхиштхиры. Зрители на террасах любовались ловкостью юных воинов. Затем перед зрителями, внимательно наблюдавшими за происходящим, появились Дурьйодхана и Бхимасена, демонстрируя искусство в обращении с палицами.

На арену вышел сам учитель Дрона и, остановив оркестр, представил Арджуну. Зрители встретили его криками приветствий. Арджуна начал демонстрировать свое искусство владения луком, мечом и палицей. Состязание среди юношей почти закончилось, а собрание успокоилось, как вдруг «со стороны ворот раздался гром рукоплесканий, который величием и силой напоминал раскаты грома». Все зрители, сидящие на террасах, обратились лицом к воротам.

На арену вышел Карна с луком и мечом. И все люди взволновались, охваченные любопытством и желанием узнать, кто это. А Карна, обратившись к Арджуне, сказал, что пусть Партха не удивляется, так как он повторит все то, что исполнил Каунтея.

Адипарва. Глава 126. Шлоки 1 —14.

«Вайшампаяна сказал:

И еще не было закончено его слово, о лучший из владеющих речью, как люди вдруг вскочили кругом, словно подброшенные какой-то силой. И радость охватила Дурьйодхану, о тигр среди людей, а смущение и гнев мигом овладели Бибхатсу».

И тут же перед зрителями Карна исполнил обещанное. Счастливый Дурьйодхана приветствовал юного героя и предложил ему пользоваться всем, что он сам имеет. В ответ Карна сказал, что он предлагает дружбу Дурьйодхане и готов вступить в поединок с Арджуной.

Пандава, «сочтя себя как бы оскорбленным», заявил, что убьет Карну, так как тот вступил в разговор, когда его не приглашали.

Адипарва. Глава 126. Шлоки 19 — 20.

«Карна сказал:

Арена эта — общая для всех, а не для тебя только, о Пхалгуна. Здесь присутствуют кшатрии, еще более выдающиеся по силе, а ведь закон следует за силой. Какой смысл в ругательствах, утешении слабого?».

Пандава и каурава приготовились к сражению. Зрители разделились надвое, раскол произошел и среди женщин. Кунти хоть и страдала, но ничего не могла поделать. Крипа представил Арджуну, как потомка Куру, и предложил Карне рассказать о своих отце и матери и об их предках. Казалось, лицо Карны склонилось от стыда. Но тут Дурьйодхана сказал, что если Арджуна не хочет сражаться с не-царем, тогда он посвятит Карну на царство в стране Анга. И Карну посвятили на царство. Восхваляемый словами «победа» новый царь сказал, что пусть Дурьйодхана ответит, что он хочет взамен. «Я желаю нерушимой дружбы твоей», — сказал ему тогда Суйодхана. Дурьйодхана и Карна обняли друг друга, «исполнившись великой радости». Зрители наблюдали за происходящим.

На арену вышел сута Адхиратха и тоже обнял Карну. Увидев их, Бхима подверг насмешке Карну, решив, что он — возница.

Адипарва. Глава 126. Шлоки 1 — 8.

«... Бхимасена ...сказал:

Ты недостоин смерти в бою от Партхи, о сын возницы! Тебе немедленно следует взять кнут, который более подобает твоему роду. И недостоин ты владеть царством Анга, о презренный из мужей, как недостойна собака (вкушать) жертвенную пищу, лежащую перед жертвенным огнем!».

Ничего не ответил Карна на эти слова самого сильного из пандавов, а лишь взглянул на высоко стоявшее в небе дневное светило. Но не смолчал сын Дхритараштры.

Адипарва. Глава 127. Шлоки 9 — 17.

«Вайшампаяна сказал:

Тогда могучий Дурьйодхана в гневе поднялся между своими братьями, подобно тому, как опьяненный страстью слон поднимается среди зарослей лотосов. И сказал он Бхимасене, вершителю страшных дел, стоявшему тут же: «О Врикодара, не подобает тебе говорить такие слова. У кшатриев самое главное — сила, и должно вступать в бой с любым из кшатриев. Происхождение героев, как и происхождение рек, ведь трудно постигаемо... (Наш) учитель (Дрона) родился из кувшина, а учитель Крипа — из группы тростников. И каково ваше рождение, — о том также разузнали цари. Как может антилопа произвести на свет такого тигра (как Карну) вместе с серьгами и панцирем, который отмечен всеми благоприятными приметами и подобен солнцу? Этот владыка мужей заслуживает господства над всею землей, а не только над (страной) Анга, благодаря могуществу своих рук, а также и мною, следующему его велениям. А кому не нравится то, что я сделал (для Карны), тот пусть взойдет на колесницу и согнет свой лук ногами».

От одобрительных возгласов зрителей в собрании поднялся шум, а тем временем зашло солнце. Дурьйодхана, взяв за руку Карну, удалился. Разошлись и все остальные. С тех пор у Юдхиштхиры появилась мысль, что нет на земле воина, равного Карне.

Спустя какое-то время, ученики Дроны вместе со своим учителем побеждают царя панчалов Друпаду. А однажды Дурьйодхана, по словам рассказчика, узнает, что в городе ходят слухи, что нужно сделать царем Юдхиштхиру. В разговоре с Дхритараштрой он сообщает ему об этом. Царь говорит сыну, что Юдхиштхира не может быть изгнан, «в особенности когда он имеет союзников».

Адипарва. Глава 130. Шлоки 8 — 11.

«Дурьйодхана сказал:

Казна и советники находятся теперь в моем распоряжении, о владыка земли! Ты должен под благовидным предлогом немедленно выслать пандавов в город Варанавату».

Дхритараштра не соглашается с сыном.

Тем временем в Хастинапуре и во дворце Дхритараштры многие люди говорили о городе Варанавате и о предстоящем празднике в нем в честь Пашупати.

Адипарва. Глава 131. Шлоки 5 — 10.

«Вайшампаяна сказал:

И когда так рассказывали о прекрасном городе Варанавате, у сыновей Панду появилось желание отправиться туда, о царь!».

Царь Дхритараштра предложил пандавам посетить празднество в Варанавате, а через какое-то время, когда им будет удобно, вернуться назад в Хастинапур.

Юдхиштхира встретился с Бхишмой, Видурой, Дроной и другими и рассказал им о предстоящем путешествии. Они пожелали им счастья.

Адипарва. Глава 131. Шлоки 16 — 18.

«Вайшампаяна сказал:

Тогда, совершив обряд умилостивления с целью обретения царства и закончив все дела, пандавы отправились в Варанавату».

2. Где в мифе история.

Детство в жизни каждого человека имеет большое значение. Самые светлые и смелые мечты, самые веселые и легкие минуты, самые яркие мгновения и незабываемые впечатления — все это родом из детства. Но и многие обиды, жестокости, несправедливости и утраты — все это тоже остается в памяти человека с первых лет жизни.

Ранние годы главных героев Махабхараты в этом смысле не отличались от первых шагов в жизни большинства людей. Бхимасена описан как человек, который уже в детские годы превосходил всех физической силой и, вероятно, возрастом. Авторы эпоса не находят никаких слов для проявления лидерских качеств у других мальчиков. Но даже по описанию авторов (а они склонны оправдывать плохие поступки пандавов) дело происходит так, что детские годы братьев не выглядят простой шалостью.

Внимательный Читатель! Вспомните свое детство, разве вы можете гордиться такими поступками. Хватать участников игры за ноги и таскать их головой в пыли — кто из вас может похвастаться этим? Удары обрушивались на голову и глаза — это уже не игра, а жестокость. Удерживать под водой своих товарищей по играм до состояния полумертвых, сбрасывать их с деревьев, получая от всего этого удовольствие — это садизм, а не развлечение. А ведь это всего лишь товарищи по играм, какова же участь соперников или врагов! Положение не спасает и оценка авторов, что якобы Бхимасена совершал это не по злому умыслу. Назвать подобное поведение добрым язык не поворачивается. Но и баловством, шалостью,ребячеством считать такое тоже нельзя. Скорее всего имеет место психическое отклонение, превратившееся во взрослые годы Бхимы в жестокость и зверство.

В юности Бхимасена уже употребляет спиртное. Это еще одно яркое указание на распущенность чувств. Из такого примера следует, что Бхима был старше всех детей, которых он увечил в подобных «детских забавах». И когда Дурьйодхана связал хмельного Бхиму лианами, а затем столкнул в воду, то это как раз ― «ребячество», в стиле самого Бхимасены. Или даже попытка привести в чувства пьяного пандаву. Удивительно, что авторы Махабхараты это не заметили. Или это политика двойных стандартов, так хорошо знакомая нам, людям начала третьего тысячелетия от Рождества Христова? А история со змеями проста смешна, уж на очень наивного слушателя она рассчитана. Змеи поразили все уязвимые места на теле Бхимы (то есть, шею, лицо, живот, вероятно, гениталии) — и пандава не пострадал! Спасла его якобы толстая кожа на груди! Совсем толстая — ну, как у буйвола! И яд никак не подействовал. А случай с возницей вообще уникален — это первое убийство в ряду совершенных Бхимой в последующем. И змеи здесь скорее всего выдуманы для оправдания этого убийства: возница якобы пригнал змей прямо на Бхиму. Но змеи не стадо овец, чтобы гнать их, не производя при этом никакого шума.

Знакомство Карны и Дурьйодханы авторы Махабхараты относят ко времени еще до учебы у Крипы. Последний воспитывался у Шантану как родной сын. Дрона же оказался в Хастинапуре при дворе Дхритараштры уже будучи совсем взрослым.

Второй раз о появлении Карны при дворе Дхритараштры рассказчик говорит уже во время обучения у Дроны. К этому периоду он относит и возникновение дружбы между Карной и Дурьйодханой.

Обратимся к случаю с Экалавьей. Он, пожалуй, лучше остальных дает наглядное представление о характерных особенностях поведения, целях и средствах их достижения пандавов уже в юные годы.

Дрона, конечно, мог отказаться обучать Экалавью, например, потому что последний — нишадец. Да и вообще он мог отказаться без какой бы то ни было причины. Сомнительно, что учитель мог обещать Арджуне, что ему не будет равных среди учеников: успехи учеников зависят от многих факторов, и далеко не всегда они определяются учителем. И абсолютно невозможна ситуация, когда Дрона требует с Экалавьи плату за обучение, хотя последний учился совершенно самостоятельно — Дрона был для него лишь символом, образцом, которого он хотел достичь. И что за плату он требует?! Отдать учителю большой палец правой руки! Попробуйте сделать что-нибудь правой рукой, не используя большой палец. Даже ложку держать и то трудно, а владеть мечом и натягивать тетиву лука и вообще невозможно. Дрона, как учитель и большой мастер воинского искусства просто не может потребовать такого у человека, доказавшего свое мастерство в этом деле. Ведь люди потом будут говорить, что он боялся, что ученик (Экалавья) превзойдет учителя. Никому, кроме Арджуны, не выгодно лишить Экалавью возможности стрелять из лука, ведь именно в этом боевом искусстве Арджуна желал быть первым, не превзойденным никем! Но Экалавья наглядно показал всем, что он лучше других, в том числе и Арджуны, владеет этим искусством. Поэтому Арджуне, чтобы стать первым, оставались три способа:

1) путем постоянных и длительных тренировок улучшить свои результаты и таким образом постепенно превзойти Экалавью;

2) убить Экалавью и тем самым навсегда избавиться от мучившей его «лихорадки ревности»;

3) искалечить Экалавью, уменьшив его возможности метко и быстро стрелять из лука.

Как следует из описанных в Махабхарате событий, Арджуна выбрал третий вариант, воспользовавшись обещанием Дроны, что пандава будет лучшим учеником из лука. Вполне вероятно, что добившемуся наивысших результатов, обещан какой-то приз. Но обещать кому бы то ни было до окончания занятий, что он будет первым учеником, учитель не станет, ведь он, тем самым, снизит желание тренироваться у остальных. Не став сам лучшим в ходе тренировок, Арджуна фактически оказывает давление на учителя. Зачем такой ученик любому учителю? Какая выгода от этого Дроне? Оказать подобную сомнительную услугу своему ученику Дрона не мог, ведь он жил, обучая молодых людей за плату, которую, как это очевидно, вносили за них их родители. Если же разнесется известие о том, что Дрона потребовал с ученика палец в качестве платы, то от него разбегутся все ученики! Размер оплаты зависит от времени занятий и от результатов занятий. Дрона вообще не занимался с Экалавьей, а оплату попросил самую дорогую для любого воина! И самую ущербную в смысле утраты собственной репутации. Зачем ему создавать авторитет и славу любому своему ученику ценой собственного авторитета? Нонсенс! А какова может быть реакция родителей учеников? А отца Экалавьи? Да они соберутся все вместе и убьют такого учителя за то, что он калечит их детей! Зачем это Дроне?

Нет, палец у Экалавьи отрубил тот, кому это было выгодно, а именно Арджуна. Причем сделано это было так, чтобы даже сам Экалавья не мог видеть его и впоследствии отомстить. Можно представить, как это было.

Справиться в одиночку с Экалавьей Арджуна, конечно, не мог, но и привлекать к этой операции много людей, например, всех своих братьев, он тоже не решился. Во-первых, это увеличивало опасность разглашения самой операции, во-вторых, это было его личное дело, и другие могли совершенно логично предложить ему самому справиться с врагом, раз уж он создал себе репутацию великого и меткого стрелка из лука. И Арджуна, скорее всего, выбрал в напарники для этого, в общем-то и грязного, и опасного дела, своего старшего брата Бхимасену. Партха знал, что его брат обладал огромной физической силой, совсем не лишней для такого случая. А кроме того Бхимасена имел наклонность ко всякого рода грязным делам, не стеснялся нарушить моральные запреты. Как видим, найти напарника в таком предприятии для Арджуны было дело совсем не трудное.

Можно примерно представить, как проходила эта операция, если никто потом не мог назвать истинных исполнителей ее.

Глухой ночью Бхимасена и Арджуна, переодевшись в черную одежду и надев маски на голову, пробрались к жилищу Экалавьи, где Бхима навалился на него спящего всем своим тяжелым весом, заткнул ему рот кляпом, а Арджуна ножом отрезал Экалавье большой палец правой руки, после чего убежал. Бхимасена, чтобы дать Арджуне возможность убежать подальше, еще немного подержал Экалавью, затем отпустил его уже обессиленного от потери крови и убежал сам, не опасаясь ни преследования, ни криков Экалавьи. Бедняге нишадцу надо было остановить кровь и перевязать рану.

Впоследствии Экалавья так и не смог узнать, кто его искалечил. Он не стал разыскивать своего врага, а отсутствие пальца объяснял всем случаем на охоте.

Почему Арджуна не выбрал первый из трех вышеперечисленных вариантов? Вне всякого сомнения, причина в том, что Арджуна трезво оценивал свои возможности и не надеялся превзойти Экалавью в честной борьбе. Что касается второго варианта — убийства, то Арджуна скорее всего, боялся мести со стороны отца Экалавьи — царя нишадов. Смерть одного из известных людей должна была привести к тщательному расследованию со стороны царя Дхритараштры. И дело бы для Арджуны закончилось совсем печально. А так рисковать в самом начале своей карьеры ему не хотелось.

И, наконец, показательные соревнования молодых воинов, учеников Дроны. Юные воины должны продемонстрировать, чему они научились за годы учебы. В центре событий лежит конфликт Арджуны с Карной и Бхимасены с тем же Карной.

В случае с Арджуной, по словам авторов Махабхараты, конфликт вызван тремя причинами:

1) успехами Карны в боевых искусствах — он повторил все упражнения так же хорошо, как их выполнил и Арджуна;

2) совершенно особым статусом Карны в окружении махараджи кауравов Дурьйодханы — он предложил дружбу Дурьйодхане и тот ее принял;

3) тем обстоятельством, что Карна нарушил этикет — явился непрошенным и вступил в разговор неприглашенным (заметим, что это только по мнению Арджуны, так как никто из присутствующих на стадионе и соревнующихся это мнение не поддержал).

Конфликт с Бхимасеной авторы Махабхараты объясняют тем, что Бхимасена, считая Карну сыном возницы, то есть рангом ниже себя, оскорбляет его в присутствии многих царей и зрителей, говорит, что Карна недостоин владеть царством, только что подаренным ему Дурьйодханой. Но соответствуют ли все эти утверждения действительности?

Рассмотрим все по порядку. Звучит музыка. Волнуется собрание. Дрона приглашает юных воинов на арену. Первым выходит к зрителям Юдхиштхира. По версии авторов Махабхараты, воины приглашаются по старшинству, причем первым — самый старший и самый опытный. Позволим себе с этим не согласиться.

Во всех описанных в реальной истории соревнованиях — военных, спортивных, артистических, литературных и тому подобное — сначала вызывают на арену состязания самых неопытных, начинающих, в наименьшей степени из всех соревнующихся владеющих демонстрируемым искусством. Так было на Олимпийских играх в Древней Элладе, на гладиаторских боях в цирках Древнего Рима, на рыцарских турнирах Средневековой Европы, на университетских диспутах теологов и философов Средних веков и Ренессанса, и тот же самый порядок мы наблюдаем в современных спортивных, военно-спортивных состязаниях, соревнованиях поэтов, актеров и музыкантов. Почему же такой порядок принят и сохранился с глубокой древности? Любые соревнования происходят в присутствии зрителей. А зрители приходят посмотреть на самых лучших. Почему же сначала им предлагают смотреть на самых слабых? По следующим причинам:

1) цель любых соревнований — выявить самых лучших, но для этого требуется многоступенчатый отсев, который всегда начинается с отсева наиболее слабых. В финале соревнований останутся самые сильные — чемпионы, гранды, гроссмейстеры.

2) если применить обратный порядок, то зрители, посмотрев на самых сильных, просто разойдутся — зачем им смотреть на слабых после сильных? Прямой порядок гарантирует постепенный разогрев зрительских эмоций, которые достигают наивысшего накала во время финальных состязаний самых сильных участников.

3) тем начинающим, кто намерен в будущем достичь тех самых высот мастерства, которые во времена начала их спортивных карьер демонстрировали самые лучшие из участников соревнований, необходимо не только тренироваться на учебных аренах, под постоянной опекой тренера или учителя, но и принимать участие в настоящих больших соревнованиях, где они постепенно приобретают опыт самостоятельной борьбы, без опеки учителей; участие в таких соревнованиях можно сравнить с участием молодых солдат в общевойсковых полевых учениях.

Порядок выступления участников соревнований определяют, естественно, их учителя, в приведенном нами случае им является Дрона, так как соревнуются только его ученики, молодые бойцы. Взрослые профессиональные воины участия в соревнованиях не принимают. Именно он, учитель, лучше всех остальных знает, в каком порядке по мастерству распределяются его ученики.

Поскольку Дрона первым на арену выпускает Юдхиштхиру, то это, по нашему мнению и в свете всего, что мы изложили выше, свидетельствует о том, что его ученик Юдхиштхира самый слабый и плохо овладевший боевыми искусствами участник состязаний.

В подтверждение нашего вывода следует сказать, что последними на арену Дрона вызывает самых сильных из своих учеников: бойцов на палицах Бхимасену и Дурьйодхану, и Арджуну, который демонстрирует искусство стрельбы из лука.

Дурьйодхана выступает перед Арджуной. Демонстрация техники боя на палицах авторами Махабхараты подана как настоящий бой, что, конечно, вряд ли соответствует действительности — показательные выступления бойцов не могут перерасти в настоящий бой, хотя, безусловно содержат в себе его элементы.

Махабхарата широко использует описание поединков, которых никогда не было: таковы бои Арджуны и Карны на сваямваре, Бхимы и Шальи там же, вышеописанный бой Бхимы и Дурьйодханы. Основная особенность их — отсутствие жертв. Подобные поединки будут встречаться нам и в последующих книгах Махабхараты.

Выходу Арджуны на арену предшествует провозглашение Дроной перед всем народом, что Арджуна ему милее собственного сына. Чем же так не угодил Ашваттхаман своему отцу? Мы об этом ничего не знаем... Но возникает большое сомнение в том, что Дрона вообще произносил такие слова. У всех присутствующих неизбежно должен возникнуть вопрос: что это за отец такой, что так не уважает сына? Разве ему можно доверить своих сыновей в качестве учеников? Неуважительно отзываясь о сыне в присутствии огромного количества людей, Дрона тем самым дискредитирует сам себя. Нет, такой авторитетный в своей среде человек, как Дрона, не мог произнести таких слов, если он хоть сколько-нибудь этим своим авторитетом дорожит. Несомненно, что авторы Махабхараты приписывают ему такое отношение к Арджуне и Ашваттхаману. Авторитет Дроны столь высок, что авторы используют его для того, чтобы повысить репутацию Арджуны. Вот почему пандаву называют любимым учеником мастера. А его критические высказывания в адрес Ашваттхамана вызваны теми же соображениями, что и критика Дхритараштры в адрес Дурьйодханы: все кауравы плохи, «злокозненны».

Такой же смысл носят слова и царя кауравов, что он счастлив, охраняемый тремя сыновьями Панду. Секрет счастья Дхритараштры, охраняемого тремя пандавами, заключается в желании авторов Махабхараты выдать ложь за правду. В тексте Дхритараштра произносит слова, которые никогда не произносил в реальности. Пандавы еще ничем не проявили себя на деле. Какие бы надежды они не подавали, как бы их ни описывали авторы в превосходных оценках, но царь Хастинапура еще не подвергал их мало-мальскому испытанию настоящим делом.

Кстати, почему речь идет только о трех пандавах ― Юдхиштхире, Бхимасене и Арджуне? Очевидно, близнецы Сахадева и Накула еще так малы, что не могут принимать участие в воинских состязаниях, то есть, им не более двенадцати -четырнадцати лет.

Почему рядом с Дхритараштрой на этих состязаниях присутствует Видура, который, являясь «знатоком закона», но не являясь авторитетом в области военных знаний, тем не менее позволяет себе высказывать суждения о происходящем и сообщать свое мнение махарадже? Ведь он всегда на стороне пандавов и это отлично известно Дхритараштре.

Логично было бы, если бы в этот момент рядом с махараджей находились бы профессионалы военного дела: Бахлика, Сомадатта, Шакуни, Джаядратха и так далее. По крайней мере, все перечисленные еще либо родственники Дхритараштры, либо его союзники. Видура же, когда говорит что-либо, всегда одобрительно отзывается о пандавах и неодобрительно о Дурьйодхане, Шакуни, Карне, Духшасане и их окружении. Разве может Дхритараштра держать при себе в качестве советника человека, столь явно недоброжелательного по отношению к его сыну и к брату его жены? Махараджа ни разу не поступает согласно своему мудрому советнику. Да и в чем заключается его мудрость? Создается впечатление, что эта роль Видуры при махарадже специально придумана. Он всегда говорит только то, что выгодно брахманам.

Арджуну, когда он выходит на арену,узнают все и называют сыном Кунти, сыном Индры, блюстителем закона, знатоком оружия, а должны бы называть — сыном Панду! Подобное умалчивание очень характерно: большинство жителей Хастинапура не считают его сыном Панду. Ведь это воинские соревнования, здесь авторитет отца наиболее значим.

И каково бы ни было искусство Арджуны в обращении с оружием, но по окончании его выступления, реакция зрителей весьма сдержанна — ни аплодисментов, ни возгласов, ни музыки. Зритель безмолвствует!

Но вот мы слышим гром рукоплесканий со стороны городских ворот, откуда к арене состязаний приближается Карна. Но почему теперь зрители рукоплещут человеку, еще не принимавшему участия в состязаниях? Человеку, которого они не видят?! Но, которого, по всей видимости, ожидают... Человеку без рода и племени — как считает Крипа, — ничем себя не прославившему не станут рукоплескать, восхищаться и гордиться им. Появление Карны совершенно неожиданно именно в этот момент. Ведь соревнования закончились, а собрание успокоилось. Карна, не видевший, что демонстрировал Арджуна, не может сказать, что он повторит все, что продемонстрировал Арджуна. И это не является целью его выхода на арену. Почему он выходит на арену, когда соревнования уже закончились? Выходит, что он и не собирался участвовать в состязаниях.

Дурьйодхана узнает, приветствует и обнимает Карну, в отличие от зрителей, которые рукоплещут воину, но якобы не знают, кто он. Карна, человек гораздо ниже рангом, чем Дурьйодхана, предлагает ему дружбу. Царю предлагает дружбу сын возницы! Так не бывает. Более естественно было бы наоборот — царь предлагает свою дружбу и покровительство сыну суты. Больше всего это похоже на встречу старых друзей после долгого отсутствия одного из них. И здесь, еще за городом, царь награждает его и выделяет среди всех особым статусом! Но за что? Ведь обычно все цари награждают или выделяют своих подданных за отличную службу.

А что же Арджуна? Он чувствует себя «как бы оскорбленным». Или обойденным? А не завидует ли он ему? Мы помним, что он завидовал воинским достижениям Экалавьи. Ведь только лишив его большого пальца правой руки, он «стал свободен от лихорадки ревности». Чествование Карны и является для него поводом для конфликта. Но за что так прославляют Карну?

Ни один из участников соревнования не получал какого-то особого приглашения. «Непрошенным» Карна является исключительно для одного Арджуны, мечтавшего обратить на себя внимание всех. Угрозы Арджуны не страшат Карну, его речь в ответ ― это слова воина, прошедшего боевую закалку в настоящих битвах. Спор мужчин решат лук и меч, а не язык! И вроде бы дело идет к поединку, как живописно представляет эту сцену рассказчик Вайшампаяна...

Но тут Кунти узнает Карну. И эта, якобы мать обоих воинов ― и Карны, и Арджуны ― не готова спасти своих сыновей, хотя для этого надо было только выйти на арену и объявить, что Карна ее сын и, следовательно, брат Арджуны. Вспомним, что на суде Соломона настоящая мать, чтобы спасти жизнь своего сына, произнесла ложь и отдала ребенка чужой женщине ― только бы он не умер!

Допустим что Карна не ее сын, но Арджуна-то определенно ее сын! А ведь результат поединка между Карной и Арджуной никто не может предсказать. Ведь может погибнуть и Арджуна. Ее сын!!! Но она не вмешивается. Следовательно, можно сделать вывод, что жизни Арджуны ничто не угрожает. Значит, о поединке нет никакой речи и мелодраматическая сцена с Кунти и ее обморок напоминает собой современные «мыльные» телесериалы.

Дело приобретает новый оборот. Вмешивается Крипа и предлагает Карне рассказать об отце и матери, в противном случае якобы Арджуна не будет сражаться с ним. Слова его звучат очень некстати, так как сам Арджуна этих слов не произносил. Но словно бы смутился Карна... И Дурьйодхана говорит, что если Арджуну смущает то обстоятельство, что Карна не является царем, то проблемы нет, — им, Дурьйодханой, Карна сейчас же будет посвящен в цари. В создавшемся положении Карне резонно было бы задать подобные же «неудобные» вопросы: «А царь ли ты сам, Арджуна? И, кстати, а кто твой отец?». Чуть позже читателям станет известно, что, отправляясь в Варанавату, пандавы совершают обряд «с целью обретения царства», то есть никто из них не является царем. Но предположим мы ошибаемся. Юдхиштхира является царем. Но это обстоятельство не дает права считать царем Арджуну. Дурьйодхана ― царь. Но никто не считает его многочисленных братьев царями. С завидной регулярностью эпос называет царем либо Дхритараштру, либо Дурьйодхану. Таким образом, сам Арджуна в любом случае не является царем. Тогда почему Дурьйодхане было нужно совершить обряд посвящения на царство для Карны? Ведь он совершает его, чтобы якобы уравнять статус Карны со статусом Арджуны.

Но вот Бхимасена выражает свое недовольство тем обстоятельством, что Карна стал царем. Для Арджуны плохо то, что Карна не царь, а у Бхимы вызывает раздражение, что Карну посвящают в цари. Все плохо! Получается, что Бхимасена не согласен с решением царя Дурьйодханы. При этом его речь ― это слова жреца. Значит, скорее всего эти слова авторы Махабхараты приписывают ему.

Молчит Карна, хотя его вроде бы в присутствии всех царе оскорбляет Бхимасена. Но не молчит Дурьйодхана! В гневе он ставит пандавов на место. Им ли неуважительно говорить о Карне, ведь их происхождение слишком хорошо известно присутствующим царям, тайны в этом никакой нет. Не согласные же признать новый титул Карны — друга Дурьйодханы! — вольны выступить против них, взойдя на колесницу. Карна достоин быть не раджей, а махараджей!

Громким шумом собрание одобряет слова Дурьйодханы. Слышны возгласы, крики приветствий. Зашло солнце. И о поединке все забыли, словно о нем не было и речи. Неужели зашедшее солнце помешало поединку? Ну, разумеется же нет! Ни о каком поединке между Карной и Арджуной речь и не шла. А что же было?

Махабхарата не оставила объективного описания происходящих событий. Воспользуемся же субъективной оценкой их. Например, Юдхиштхиры. По окончании состязаний он считает, что на земле нет воина, равного Карне. Именно так! Поэтому все недовольство Карной, прозвучавшее в словах Арджуны и Бхимасены, порождено завистью и ревностью к его триумфу!

На стадионе за городом была встреча воинов, вернувшихся из похода с победой. Вспомним, что именно так встречают Панду. В Ашвамедхикапарве за городом встречают Арджуну. Карна только что вернулся из боевого похода! Вот почему его встречают аплодисментами! Его — единственного из молодого поколения воинов именуют «покоритель вражеских городов», «всегда находивший удовольствие в битве», «укротитель врагов». Собрание за городом и назначается для встречи воинов из похода. В ожидание встречи развлекаются зрелищами, главное из которых — состязание молодых воинов.

Махараджа Дурьйодхана награждает Карну титулом царя не для того, чтобы удовлетворить претензии пандавов, а за успешный поход! Это вызывает глухое недовольство пандавов, которые ничем не отличились и не имеют никаких воинских заслуг. Этот ропот, шум и производит впечатление несостоявшегося поединка, как охотно поведали об этом много лет спустя Вайшампаяна и другие авторы.

Где же воевал Карна? В это время шла только одна война — война Дроны и Друпады. Очевидно, что именно в этой войне на стороне Дроны и сражался возглавляемый Карной отряд воинов, имевший специальную задачу от Дурьйодханы. Карна с этой задачей справился, за что и был награжден.

Тем не менее, в городе среди противников Дурьйодханы брахманы распространили служи, подстрекающие людей против царя. Дурьйодхана — соправитель Дхритараштры, союзников у Юдхиштхиры на этот момент нет. Никто не отправлял пандавов в ссылку. Они сами отправились в Варанавату на праздник по собственному желанию, и царь Дхритараштра сказал, что они могут вернуться назад, когда захотят.

Обуреваемые мечтой обрести вожделенное царство, пандавы, напутствуемые Видурой и Бхишмой, отправились в Варанавату.