Если вам позвонили из банка. Как вернуть денежные средства на ваши счета и привлечь к ответственности мошенников?
Казалось бы, уже всем известно, относиться к звонкам «из банка» нужно в высшей степени осторожно. Бдительность, и еще раз бдительность! Но нет. Доверчивость некоторых граждан является причиной опустошения их кошельков и банковских счетов и, как следствие, жизненных драм и расстройств здоровья. «Вам одобрен кредит, продиктуйте код, который пришел вам в смс» - и вот уже ваши деньги «уплыли» со счета в чужие руки.
Если вы в результате разговора с мошенником, представившемся банковским работником, сообщили ему конфиденциальную информацию, позволяющую совершить финансовые операции с вашим счетом в банке, либо вы это сделали «своими руками» под его руководством, вам адвокат срочно необходим!
Более того, уголовный адвокат круглосуточно поможет вам принять незамедлительные меры, когда бы вам не позвонили – в выходной или рабочий день, утром или вечером: мошенники могут звонить в любое время суток под предлогом безотлагательного принятия мер против якобы мошенников, пытающихся взять кредит от вашего имени онлайн, поэтому вам необходимо срочно перевести деньги на другой счет и создать «резервный» (так называемый, «зеркальный кредит»).
В 2020 году на мошенничество среди всех хищений приходилось 70%, то есть, хищений денежных средств у потерпевших под влиянием обмана или введения в заблуждение, квалифицируемое, в зависимости от суммы ущерба по различным частям ст. 159 УК РФ, то на «телефонное» мошенничество из них приходилось 42% случаев.
Банки и телефонные компании предпринимают свои меры для пресечения мошенничества: предупреждают о том, что сотрудники банков и компаний не спрашивают конфиденциальную информацию (коды безопасности с обратной стороны карты (CVV/CVC), размер суммы на счету, коды из СМС, логин мобильного приложения банка, номер банковской карты и проч.), государство законодательно и, хочется верить, на местах пресекает возможность звонков из мест лишения свободы под видом операторов банков или связи – недавних лидеров такого мошенничества.
Однако, несмотря на то, что в 2022 году подобного рода случаев мошенничества несколько сократилось, однако их еще достаточно для признания значимости данной проблемы.
Технологии воздействия – и социальная инженерия (психологическое манипулирование) и технологии связи - не стоят на месте. Методы становятся более изощренными, позволяющими обмануть и похитить денежные средства, казалось бы, уже предупрежденных и осведомленных граждан:
используются подмененные на банковские номера телефонов, спуфинг, причем тенденция 2022 года – использование номеров других государств;
звонок переводится на робота, бота: когда предлагается сообщить конфиденциальную информацию, которую «сотрудник банка» не имеет право» знать, это повышает уровень доверия граждан, поскольку «робот», по мнению граждан, передает данные в систему минуя человека;
применяются программы модерации голоса: pitch effect, изменяющий тональность, или deepfake, имитирующий голос реального человека, знакомого потерпевшему.
Мобильные операторы в рамках борьбы с мошенничеством используют антифрод-платформы, которые помогают распознавать фальшивые номера банков, что позволяет в реальном времени пресекать банковские операции, совершаемые с участием подобных номеров.
Однако в настоящее время большинство звонков поступает из мессенджеров, и звонки уже нельзя отследить и заблокировать централизованно.
Если вы стали жертвой подобных мошенников (а они могут быть очень убедительны), защита ваших прав должна идти по двум направлениям: это работа с банками по аннулированию мошеннических операций и возвращению денег на ваш счет и, параллельно, привлечение виновных лиц к уголовной ответственности по ст. 159 УК РФ. И то, и другое встречает известные трудности доказывания не добровольности совершения финансовых операций, доказывания обмана или злоупотребления доверием.
До последнего времени банки практически не шли навстречу обманутым клиентам, однако «лед тронулся»: на этой неделе Верховный Суд РФ впервые встал на сторону банковского клиента (дело № 5-КГ22-121-К2). История типична: женщине позвонили якобы «из банка» «Хоум-кредит», спросили, оставляла ли она заявку на кредит; она ответила отрицательно, тогда потерпевшую попросили продиктовать код из смс, чтобы это подтвердить, а потом – второй пришедший ей код. Так деньги в сумме более 200 тыс. руб. были переведены в виде кредита на счет клиентки, а затем - в другой банк мошенниками. А дальше – три судебные инстанции отказали в удовлетворении иска к банку о том, что истица-обманутая клиентка, этот кредит не получала, никаких условий ей не разъясняли и просит еще 20 тыс. руб. морального ущерба от «Хоум-Кредит». Однако Верховный Суд РФ отменил решения нижестоящих судов и удовлетворил жалобу.
Этот судебный прецедент дает надежду все обманутым с помощью телефонного мошенничества гражданами. Адвокат срочно после вашего обращения предпримет меры, связавшись с банком, а также составит необходимые документы: исковое заявление о признании кредитного договора недействительным и заявление в полицию о привлечении к уголовной ответственности телефонных мошенников.