Способность мыслить творчески – огромное преимущество. Но что делать, если мозг «ленится» и никак не желает включиться в работу? Как завести внутри себя мотор креатива?
Есть различные техники. Но для начала давайте разберемся, почему вообще возникают проблемы с креативным мышлением?
- Первая причина: усталость мозга. Когда долго и усиленно работаешь над решением какой-то проблемы, перегрузка информацией может сыграть негативную роль. Нужно отдохнуть. Сделать паузу и отвлечься. Большую часть работы мозг выполняет в бессознательном режиме, поэтому ожидать «озарения» стоит как раз после отдыха или даже во сне.
- Вторая причина. Не получается переключиться из режима «анализа» в режим «синтеза». Все идеи возникают в бессознательном – выражаясь образно, в темной зоне мозга, скрытой от контроля сознательного. Контролирующая зона мозга ведет отбор возникающих идей, критически их оценивая – и только после оценки выводит их «на дисплей» сознания, после чего идея формулируются в голове в виде четкой конкретной мысли или образа. Из бессознательного в область сознательного попадает примерно 5 из 30 идей в среднем благодаря блокирующей работе контролирующей зоны. Для творческой работы нужно растормозить работу бессознательного – отключить «анализ» и включить «синтез».
Делать это с помощью различных допингов (например, алкоголь) возможно. Однако, в конечном счете это губительно сказывается на здоровье мозга. Стивен Кинг, по его собственному признанию, активно использовал алкоголь, да так, что, например, роман «Куджо» о свирепой собаке-убийце написал полностью в несознательном состоянии. Настолько, что вообще не помнил, как он его писал! В итоге ему пришлось отказаться от алкоголя, потому что новых озарений и идей пьянство не приносило, зато возникло множество проблем со здоровьем и семейной жизнью.
А сколько творческих людей ушли из жизни раньше времени только из-за того, что хотели «подстегнуть» свой мозг!
Но допинги для мозга плохи еще и тем, что, растормаживая бессознательное, они не помогают сосредоточиться на конкретной проблеме. То есть человек может раскрепостить мозг, но ничего хорошего не придумать.
Такой вариант «творчества» забавно высмеял фантаст Генри Каттнер в циклах рассказов о пьющем изобретателе («Робот-зазнайка»), который однажды в пьяном виде создал новый вид робота с огромным количеством всевозможных функций и талантов, но, протрезвев не смог им управлять, потому что не мог вспомнить – а для чего, собственно, он его изобрел?
И этот робот вертел своим создателем как хотел, мешая ему во всех делах, пока однажды изобретатель не вздумал выпить пива. Тут-то и выяснило, что этот страшно умный робот с телепатическими возможностями и умениями был создан только для того, чтобы открывать бутылки.
Нет, допинги не нужны. Тем более, что есть много других полезных техник, помогающих включить творческое мышление.
На самом деле для творческой работы нужны 3 вещи:
- · Дисциплина ума (умение сосредотачиваться на задаче);
- · Привычка к работе (чем больше нагружать мозг – тем лучше он будет работать);
- · Разнообразие и умение переключаться.
Знаменитый художник и мультипликатор Уолт Дисней разработал особую технику, подстегивающую мозг и позволяющую выполнять различные задачи одинаково хорошо.
Метод Уолта Диснея
Чтобы мозгу было проще понимать поставленную перед ним задачу, Дисней придумал использовать ролевую игру.
У него были разработаны три роли для самого себя, чтобы можно было рассматривать текущую творческую задачу с трех различных сторон. Для того, чтобы лучше вживаться в роль, он разграничил зоны своей студии, отведя для каждой «личности» отдельную «зону обитания».
Если требовалось выдать как можно больше идей, Дисней брал на себя роль Мечтателя и отправлялся в ту зону студии, где была расслабляющая обстановка, где можно было поваляться на травке или на диване и т.д.
Мечтателю разрешалось выдавать самые фантастические и даже безумные идеи - без ограничений. Чем больше – тем лучше.
Далее в дело вступал «Реалист». Дисней отправлялся в свой кабинет, садился за стол и в качестве «Реалиста» рассматривал идеи, напридуманные Мечтателем, с точки зрения возможности воплотить их в жизнь.
Заканчивать работу приходил «Критик». Дисней усаживался в просмотровый зал студии, садился в кресло и выдавал свои заключения на предмет того, какие ошибки, недочеты и косяки есть в итоговой работе.
Больше интересного можно найти в нашей подборке полезных книг по данной теме. По ссылкам доступны саммари – краткие изложения основного содержания. На сайте и в приложении Summarylib можно слушать аудиоверсии.
«Взлом креатива. Как увидеть то, что не видят другие» Майкл Микалко
Как мыслить творчески и всегда находить оригинальные решения в любой ситуации? И можно ли стать настоящим генератором великолепных идей, если таковым вы раньше никогда не были? Все возможно, если знать стратегии творческого мышления и пользоваться ими системно, постоянно пробуя что-то новое и анализируя результаты. Вам под силу все!
«Креативность. Психология открытий и изобретений» Михай Чиксентмихайи
Что такое креативность? Где она рождается и как развить ее в себе? Почему только творчество делает человека по-настоящему счастливым? Способен ли каждый из нас творить и какие общие черты объединяют креативных людей? Один из самых ярких психологов современности, названный в 2000 году «мыслителем года», Михай Чиксентмихайи, отвечая на эти вопросы, создал теорию потока, или психологию оптимального переживания. Познакомьтесь здесь с ее основами.
«Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно» Майкл Микалко
Как стать творческой личностью? Исследования показали, что отличительной особенностью людей с неординарным мышлением является уверенность в себе и привычка регулярно находить новый материал к размышлению. В психологии существует ряд приемов, направленных на стимуляцию мыслительных процессов, — благодаря им любой человек может развить в себе творческое начало. Попробуйте и убедитесь сами!
«Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и мыслить нестандартно» Эстанислао Бахрах
Не считаете себя творческим человеком? Зря. Творчество доступно и необходимо каждому. Главное — найти правильный подход к собственному процессу мышления, понять себя и не торопить созревание творческих идей. Итальянский биолог Эстанислао Бахрах знает, как это сделать.
«Гениально! Инструменты решения креативных задач» Эдвард де Боно
Мы привыкли к тому, что творчество — это нечто, доступное немногим талантам, избранным, творцам. Британский психолог Эдвард де Боно посвятил свою жизнь тому, чтобы научить людей быть творческими, избавиться от стереотипа о том, что врожденные способности к творчеству важнее всего. Существуют методы творческого мышления, инструменты, которые можно применять индивидуально и в группе, дома и на работе. Их можно освоить, им можно и нужно научиться.