С древнейших времен люди пользовались мастерством ворожей, колдунов и знахарей. Но свое умение колдуны в стародавние времена, в отличие от современных магов, всегда скрывали, потому что за это занятие их могли лишить жизни. Их топили в воде, сжигали на костре. При чем совершенно законно. Так, царь Алексей Михайлович в 1653 году издал указ, который предусматривал смертную казнь за занятие колдовством путем сожжения обвиняемых заживо в срубе.
В толковых словарях «ведьма – в народной мифологии – колдунья, чародейка, женщина, знающаяся с нечистой силой».
Истории про разное колдовство рассказывали и в наших краях, в Чкаловском районе Нижегородской области. Вот две из них, рассказанные местными жителями.
Геннадий Ананьевич /родом из д.Андроново, ныне житель г.Чкаловска/: «Шабашили мы по молодости в лесах близ с. Соломаты, лес валили, бревна шкурили. Вместе с нами работали «закарпатцы». Так называли парней из западных областей Украины. А жили мы в деревне Поросятево у одной тетки. Каждое утро ставила она на стол трехлитровую банку парного молока. И все бы ничего, только коровы у нее в хлеву не было. Решили мы подсмотреть, откуда она молоко нам приносит. Вот утром вышла она к воротам, а мы со двора дверь приоткрыли и смотрим. Достала тетка нож, да как воткнет его в столб, что у ворот, что-то там пошептала и дойник (так ведро для молока в деревне называют) подставила. Из столба по ножу прямо в ведро потекло молоко. Труханули мы тогда сильно… из деревни быстренько сбежали в соседнее село. Потом уже нам местные бабы рассказали, что грешит та тетка колдовством – и заговором «отняла» молоко у чьей-то коровы…»
Лидия Алексеевна /родом из д.Починки, ныне житель г.Чкаловск/: «Тётушка моя умела приворожить парней и девок, заговаривала грыжи, больные зубы, бородавки сводила, могла и порчу навести. Пришла пора ей умирать, слегла, мучается, а умереть не может. Тут мама мне говорит: «Не смей у неё ничего из рук брать, особенно если, что захочет подарить. Вместе с вещью колдовство тебе передаст. Она и умереть не может из-за того, что никому его ещё не передала». А я, если честно, во всё это и не верила. Молодая была, да глупая, к тому же комсомолка. Пришла тётушку навестить, а она мне старинную книгу в руки суёт, в чёрном кожаном переплёте… мне любопытно стало, я и взяла. Тетка через день умерла, а мне каждую ночь стала всякая чертовщина сниться… утра не было, чтобы я спокойно проснулась. Рассказала всё маме. Та, конечно, меня сначала отругала. Потом затопила баню и пошли мы с ней жечь эту книгу. Бросили в печку в огонь. И тут такой вой поднялся…, потом в печке как бабахнет, думали, что вся печка сейчас разлетится по кирпичику. Настрахались конечно. Уж потом, сведущие люди подсказали – в поле надо было жечь ту колдовскую книгу, а еще лучше на перекрестке дорог. Спустя много лет пошла я на исповедь в церковь, да и рассказала всю историю батюшке. Объяснил он мне, что всё колдовство от «нечистого» и даже гадать – это грех. А мы в девках-то очень это занятие любили, особенно перед Рождеством, да на Святки…»
Сейчас много телепередач с участием колдунов, магов, экстрасенсов, которые все как один – дипломированные, да потомственные. Одна только «Битва экстрасенсов» собирает многомиллионную аудиторию перед экраном телевизора. Кто-то верит в них истово, кто-то уверен, что это постановочные трюки. Решить, что правда, а что ложь предстоит каждому самостоятельно.
Но православному человеку важно помнить, что колдовство, ворожба, заговоры – это большой грех, за который по правилам VIВселенского собора церковь «…наказывает 6-летней епитимией всякого, кто этими делами занимается; если же таковой не покается, а упорствует во грехе, — подлежит вовсе извержению из церкви…»