Найти тему
ПАМЯТЬ БЕСКОНЕЧНА

Многообразие потерь

Любая проблема таит дар для тебя. Ты ищешь проблемы, поскольку нуждаешься в их дарах. Р. Бах

В нашей жизни нет ничего постоянного, безопасного, незыблемого. Жизнь каждого человека постоянно наполнена изменениями: непредсказуемыми и неожиданными ситуациями. Потери – это часть нашей жизни.

То, что мы называем потерей, может являться частью жизненного замысла других людей, историческими или социальными процессами, чередой случайностей или неподдающимися нашему контролю фактами – то есть тем, чем мы не можем управлять непосредственно. Сталкиваясь с потерями – от совсем маленьких до глобальных, – мы учимся не только принимать изменчивость мира как таковую, существующую вне и без нас, но и одновременно – опираться на себя в этом изменчивом мире.

При определении сути жизненных событий, обозначаемых как «потеря», люди, как правило, выделяют три основных момента: во-первых, значимость утраченного («самое дорогое», «самое лучшее, что у меня было»); во-вторых, независимость потери от воли человека («то, что происходит без твоего согласия») и, в-третьих, безвозвратность («такого больше никогда не будет»). Именно безвозвратность делает, по мнению психолога Юлии Заманаевой*, потерю утратой.

Добавьте описание
Добавьте описание

Когда мы говорим о потере, мы подразумеваем под ней не только смерть близкого человека, но и, например, разлуку, развод, отсутствие отца или матери, невозможность эмоционального контакта с родителями в детстве, потерю доверия или возможности делать то, что нравиться. Часто эти потери психологи относят к личным. Но выделяются также и другие виды потерь. Есть потери материальные (финансовые и имущественные), социальные (например, потеря рабочего места или возможности получить образование), психологические (например, потеря доверительных отношений или предательство друга), физические (утрата соответствующих способностей, возможностей или здоровья) и духовные (например, утрата веры в справедливость или потеря интереса к жизни). Более того, выделяются потери в культурной сфере (например, потеря общего культурного и языкового пространства у эмигрантов), а также социально-политические потери (например, отсутствие экономической стабильности) и потери, связанные с истреблением жизни на планете (например, исчезающие виды животных и растений, экологические бедствия).

Добавьте описание
Добавьте описание

Это довольно общее деление всех существующих потерь, но оно показывает, что потери могут быть разнообразны, и носят не только личный характер, касающийся одного человека, но и глобальный, касающийся всего человечества.

Несмотря на многообразие потерь, самыми болезненными потерями для большинства людей, по многим исследованиям, являются: смерть близкого человека и разрыв значимых отношений (развод, расставание с партнером, уход из родительской семьи), а также такие ситуации, как предательство (измена), опасная болезнь, увольнение с работы и потеря материальных благ. Однако оценка какой-либо жизненной ситуации как потери всегда субъективна и зависит от человека, его отношений с собой и окружающим миром. Так, есть потери, которые переживаются нами относительно легко – в виде огорчения, разочарования или обиды; иногда мы почти безболезненно расстаемся с чем-то значимым для нас, смиряясь с неизбежным. В повседневной жизни мы даже не всегда называем эти ситуации потерями.

Добавьте описание
Добавьте описание

Но есть потери, которые «вырывают человека с корнями», лишая его жизненных сил и внутренней опоры, свидетельствуя о том, какая большая часть души была занята тем, что оказалось конечным. К тому же, ощущение потери может присутствовать не только в печальных событиях, но и радостных, связанных с изменениями, - например, смена работы, повышение в должности, свадьба или рождение ребенка. Ведь любое изменение имеет две стороны и, встречаясь с новым, мы прощаемся со старым, а вступая в будущее, должны отпустить прошлое.

Добавьте описание
Добавьте описание

Таким образом, потери могут быть большими и маленькими, личными и глобальными, изменяющими жизнь и почти незаметными. Единственное, что их объединяет, - это то, как мы оплакиваем их; другими словами, они связаны между собой нашим гореванием. Оплакивая утрату чего-то значимого в жизни, будь то смерть любимого человека или появившиеся из-за болезни ограничения, мы оплакиваем не только боль утраты, - мы оплакиваем также свое стремление быть в плену иллюзии о том, что мир вокруг нас должен оставаться неизменным, ведь, по словам американского психолога Стивена Левина, «горе начинается с попыток оставить что-то таким, каково оно есть, предотвратить неизбежные изменения».**

Добавьте описание
Добавьте описание

Что было бы с нами, если бы в нашей жизни не было потерь? Какими мы были бы, если бы наша жизнь была предсказуема, лишена неожиданностей, взлетов и падений? Как бы мы строили отношения с собой и с другими людьми, если бы наши чувства не встречались ни с болью, ни с радостью и нам не ведом был бы страх? Как бы мы развивались и двигались вперед, если бы наша душа не знала ни одного усилия? О чем бы мы мечтали, если бы никогда не хотели изменить свою жизнь? Как мы могли бы искать смысл жизни, если бы никогда не задумывались о смерти?

Добавьте описание
Добавьте описание

Наверное, кто-то, отвечая на эти вопросы, предпочел бы отказаться от приобретений, лишь бы не иметь опыта потерь. Но течение нашей жизни таково, что мы не властны над ее поворотами, зато мы можем управлять тем, как проходим их. И если нельзя избежать или застраховаться от жизненных потерь, то, по крайней мере, мы можем учиться справляться с ними.

Своим отношением к жизни и ее изменчивости мы вольно или невольно выбираем и свое отношение к потерям, а затем – к их преодолению. Один вариант отношения – достаточно распространенный: к потерям человек относится как к абсолютному злу, лишенному смысла, а значит – практически не оставляет себе возможности с ними справиться. Другой вариант отношения позволяет видеть не только «черное», но и «белое», философски наблюдая за сменой полос. Потери здесь, следуя логике, явление хоть и ожидаемое, но, естественно, нежелательное. Есть и третий вариант – попробовать посмотреть на потери и приобретения как на разные части важного жизненного опыта, позволяющего человеку расти и развиваться. Принятие потерь как части жизни может помочь использовать жизненную энергию не на противоборство, а на созидание – новых смыслов, новых жизненных целей, новой картины будущего, нового образа мира и себя, новых жизненных событий. Такое отношение позволяет принимать изменчивость жизни, направляя ее на укрепление веры в себя и своей способности противостоять невзгодам.

Добавьте описание
Добавьте описание

Таким образом, любая потеря – это часть нашей души, живая и трепещущая, с которой мы вынуждены расставаться не по своей воле, отрывая ее от себя, а вместе с ней – все то, чему уже не суждено сбыться. Потеря всегда сталкивает нас с тем, чего мы так тщательно избегаем – с конечностью, смертностью, изменчивостью и неконтролируемостью. И в этом – боль потери. Но, принимая эту изменчивость и продолжая жить, мы можем обнаружить, что потеря погружает нас на такую глубину собственной души, о которой мы даже не предполагали и там, глубоко внутри, мы можем встретить источник, помогающий выдержать невыносимое и справиться с непоправимым; источник, дающий нам не только право жить в мире, где есть потери, но и быть способными с благодарностью принимать все их дары, веря в мудрость жизни и доверяя ее течению. Это знание так же, как и многие другие уроки – оборотная сторона потерь…

Анастасия Баканова

Литература:

*Заманаева Ю. В. Утрата близкого человека – испытание жизнью /Под научной редакцией М.В. Осориной. СПб: Изд-во С.-Петербургского государственного университета. 2007. – 272 с.

**Левин С. Кто умирает? К.: София, 1996.

Еще больше материалов из рубрики "Бережная поддержка" на нашем сайте памятьбесконечна.рф