Как гласит легенда на проведение своего первого концерта с вывеской 'Jazz At The Philharmonic' Норман Гранц занял 300$ - затея имела такой успех, что по сути, спустя годы, вылилась в его собственные лейблы Clef, Norgran, и позже Verve, который в начале шестидесятых был продан MGM за очень солидные по джазовым меркам три миллиона долларов.
То выступление состоялось в июле 1944 года в Лос-Анджелесе в Philharmonic Auditorium (откуда и пошло название проекта, сокращенно JATP), построенном в начале двадцатого века зале вместимостью на 2700 персон. Гранцу тогда было 25 лет.
Потрясение того дня сравнимо разве что с знаменитым концертом оркестра Бенни Гудмана в Карнеги-холле. Особенно завели публику повторяющиеся фразы тенор-саксофониста Иллиноя Жаке, хотя в выступающем ансамбле хватало будущих звезд - за фортепиано сидел Нэт Кинг Коул (указанный под псевдонимом 'Shorty Nadine', чтобы избежать контрактных обязательств), а гитариста его трио Оскара Мура подменял Лес Пол, на тот момент еще безуспешно пытавшийся заинтересовать компанию Gibson своими наработками.
Сегодня трудно представить с чем пришлось столкнуться Гранцу при организации концерта и записи - сопротивлялись в первую очередь сторонники сегрегации, ведь Гранц собирался разместить на одной сцене черных и белых музыкантов, в одном зале черных и белых слушателей. Крупнейший город Калифорнии кажется был единственным местом в тот момент времени, где подобное можно было благополучно провернуть.
С записью и ее выпуском тоже было непросто - пленка стала распространена в США лишь после войны и по всей видимости единственная возможность запечатлеть выступления заключалась в прямой нарезке ацетата. Более того, напечатать тираж Гранц тоже не мог, поэтому обратился к Мозесу Эшу, на тот момент владельцу компаний Asch и Disc, позже переформированных в легендарный Folkways.
JATP-путаница
На первом же выпуске JATP, что держит в руках Гранц на снимке выше оказались записи февраля 1945 года, 'Oh Lady Be Good!', и имевшая огромный успех 'How High The Moon?'. Правами на них владел мистер Эш, поэтому Гранц был вынужден повторить запись хита и в октябре следующего года появилась новая версия 'How High The Moon', которую проще всего отличить по принимавшим участие в джеме музыкантам.
Концерты и пластинки Гранца приносили заметную прибыль, поэтому следующий шаг не заставил себя долго ждать - продюсер променял независимого и очевидно ограниченного в средствах Мозеса Эша на крупного послевоенного игрока музыкальной индустрии, Mercury Records.
Некоторые записи выходили как на лейбле Эша Disc, так и Mercury и отличались оформлением, хотя как видно, например, по третьему выпуску JATP Гранц уже вовсю сотрудничал с Дэвидом Стоуном Мартином, ответственным за оформление десятков или даже сотен пластинок организованных Гранцем лейблов Clef / Norgran / Verve / Down Home.
Сотрудничество с Mercury продолжалось приблизительно пять лет - к 1952 году он наконец смог открыть собственную звукозаписывающую компанию и выпустить материал еще раз, но уже под вывеской Clef. Важно отметить и то, что до пятидесятых записи JATP составляли основную часть спродюсированных Гранцем сессий - запись велась прямо в концертном зале, студийных же пластинок устроенных Гранцем было заметно меньше.
И даже с появлением полноценных студийных сессий в пятидесятых Jazz At The Philharmonic продолжал играть важнейшую роль, а записи JATP регулярно переиздавались. Путаница в изданиях достигла своего апогея, когда лейбл окончательно перешел на привычный нам сегодня формат LP, то есть двенадцатидюймовые долгоиграющие пластинки.
В сложившейся с годами путанице Гранц, конечно же, виноват не был - конец сороковых - начало пятидесятых было временем жесткой конкуренции сразу нескольких форматов. Постепенно отмирал шеллак, Columbia топила за LP (тогда еще чаще диаметром в десять дюймов), RCA рекламировали свои сорокопятки. Один и тот же музыкальный материал приходилось выпускать на заметно отличавшихся носителях.
Так, скажем, третий выпуск JATP вышел изначально в виде коробки с двумя 12" шеллаками на 78, а также шеллаками диаметром в 10" (~1946 год), в первой же половине пятидесятых эти же записи были выпущены уже на одной десятидюймовой LP и в коробочке с двумя EP. К середине десятилетия появился и 12" LP, на котором можно было уместить сразу две подобных записи.
Вскоре стало очевидно, что LP стал основным форматом для выпуска альбомов, а RCA с их сорокопятками сосредоточились на синглах - ситуация несколько устаканилась и поэтому когда Гранц открыл Verve он смог перенести выпущенные на Clef записи без столь значительных изменений.
Каталог записей Jazz At The Philharmonic
Разобраться в JATP наследии помогут два коллекционных издания - первое состоит из 10 CD, вышло еще в 1998 году и рассказывает про период 1944-1949 годов.
Любопытно, что обложки в этом издании были явно взяты с пластинок - присутствуют заметные потертости.
В 2006 вышло переиздание бокс-сета с новым оформлением - оно сегодня также стоит приличных денег и не то, что бы встречается в каждом магазине.
А вот период 1950-1957 покрывает другой бокс-сет из 10 CD, свежий выпуск от Mosaic. Устроен он, как обычно, по высшему разряду.
Существуют и другие, не совсем официальные подборки, которые, очевидно, можно приобрести за куда более вменяемые деньги.
Если же вы, как и я, остаетесь верными старому доброму поливинилхлориду, то для вас я приготовил полновесный каталог на основе двенадцатидюймовых изданий на лейбле Clef. По сути то было первым собранием JATP в 12" формате, при этом почти идентичным чуть более позднему варианту на Verve.
Ниже представлен основной каталог JATP, состоящий из 18 записей (плюс первая, 1945 года, что не принадлежала Гранцу и выходила на лейблах Мозеса Эша Asch / Stinson).
В таблице указан год записи, темы, лейблы на которых эти записи выходили (за исключением Verve, поскольку на Verve все они так или иначе были переизданы), а также соответствие номеров. Скажем, выпуск Clef 12" под номером 5 состоял из записей, прежде выпущенных с номерами 7,10 и 11.
Некоторые записи JATP были выпущены в качестве альбомов отдельных артистов и поэтому не попали в этот каталог - ищите их в будущих текстах.
Jazz At The Philharmonic Vol. 1 (Asch)
На Clef не выходил.
Jazz At The Philharmonic Vol. 1
Al Killan, Howard McGhee, trumpet; Charlie Parker, Willie Smith, alto sax; Lester Young, tenor sax; Arnold Ross, piano; Billy Hadnott, bass; Lee Young, drums.
"Philharmonic Auditorium", Los Angeles, CA, January 28, 1946
Lady Be Good
After You've Gone
Buck Clayton, trumpet; Trummy Young, trombone; Willie Smith, alto sax; Coleman Hawkins, Flip Phillips, tenor sax; Kenny Kersey, piano; Benny Fonville, bass; Buddy Rich, drums.
live in Los Angeles, CA, October 7, 1946
Bell Boy Blues
How High The Moon
Изначально в альбоме на 78 оборотов была выпущена лишь 'How High The Moon', на LP же к ней добавили еще три темы, прежде видимо существовавшие в виде отдельных шеллаков. Соответствует переизданию на Verve.
Jazz At The Philharmonic Vol. 2 (2 & 3)
Al Killan, Howard McGhee, trumpet; Charlie Parker, Charlie Parker, Willie Smith, alto sax; Lester Young, tenor sax; Arnold Ross / Mel Powell, piano; Billy Hadnott, bass; Lee Young, drums.
"Philharmonic Auditorium", Los Angeles, CA, January 28, 1946
Blues For Norman (Volume 2)
I Can't Get Started (Volume 2)
Crazy Rhythm (Volume 3)
Sweet Georgia Brown (Volume 3)
Записи вошли в сборник Verve VE-2-2518 "Bird And Pres: The '46 Concerts"
Январь 1946 года - концерт прежде издавался в двух частях, 2 и 3.
Jazz At The Philharmonic Vol. 3 (4 & 5)
J.J. Johnson, trombone; Shorty Sherock, trumpet; Illinois Jacquet, Jac McVea, tenor sax; Nat King Cole, piano; Les Paul, guitar; Johnny Miller, bass; Lee Young, drums.
"Philharmonic Auditorium", Los Angeles, CA, July 2, 1944
Blues (Volume 4)
Lester Leaps In (Volume 4)
Body And Soul (Volume 5)
Rosetta (Volume 5)
Bugle Call Rag (Volume 5, только на 10")
Записи вошли в сборник Verve VE-2-2504
Легендарный первый концерт JATP, состоявшийся в июле 1944 года - до этого в двух частях, 4 и 5.
Jazz At The Philharmonic Vol. 4 (6 & 14)
Buck Clayton, trumpet; Charlie Parker, alto sax; Willie Smith, alto sax #5-11; Coleman Hawkins, Lester Young, tenor sax; Kenny Kersey, piano; Irving Ashby, guitar #5-11; Billy Hadnott, bass; Buddy Rich, drums.
"Embassy Auditorium", Los Angeles, CA, April 22, 1946
JATP Blues (Volume 6)
Slow Drag (Volume 6)
I Got Rhythm (Volume 14)
I Surrender Dear (Volume 14)
Концерт от весны 1946 года - прежде издавался в двух частях, 6 и 14.
Jazz At The Philharmonic Vol. 5 (7, 10 & 11)
J.J. Johnson, trombone; Illinois Jacquet, Jac McVea, tenor sax; Nat King Cole, piano; Les Paul, guitar; Johnny Miller, bass; Lee Young, drums.
"Philharmonic Auditorium", Los Angeles, CA, July 2, 1944
Tea For Two (Volume 7)
I've Found A New Baby (Volume 7)
Dizzy Gillespie, trumpet; Al Killian, trumpet #3,4; Willie Smith, alto sax; Charlie Parker, alto sax #3,4; Charlie Ventura, Lester Young, tenor sax; Mel Powell, piano; Billy Hadnott, bass; Lee Young, drums.
"Philharmonic Auditorium", Los Angeles, CA, January 28, 1946
The Man I Love (Volume 11)
Howard McGhee, trumpet; Bill Harris, trombone; Illinois Jacquet, Flip Phillips, tenor sax; Hank Jones, piano; Ray Brown, bass; Jo Jones, drums.
"Carnegie Hall", NYC, September 27, 1947
I Surrender Dear (Часть Volume 10)
Три разных выступления на одной пластинке - прежде с номерами 7, 10 (частично) и 11.
Jazz At The Philharmonic Vol. 6 (8, 9, 10)
Howard McGhee, trumpet; Bill Harris, trombone; Illinois Jacquet, Flip Phillips, tenor sax; Hank Jones, piano; Ray Brown, bass; Jo Jones, drums.
"Carnegie Hall", NYC, September 27, 1947
Perdido (Volume 8)
Mordido (Volume 9)
Endido (Volume 10, часть)
Осеннее выступление 1947 года в Карнеги-холле - прежде выпускалось в трех частях.
Jazz At The Philharmonic Vol. 7 (12 & 13)
Roy Eldridge, trumpet; Tommy Turk, trombone; Charlie Parker, alto sax; Flip Phillips, Lester Young, tenor sax; Hank Jones, piano; Ray Brown, bass; Buddy Rich, drums.
"Carnegie Hall", NYC, September 18, 1949
Opener (Volume 12)
Lester Leaps In (Volume 12)
Embraceable (Volume 13)
Closer (Volume 13)
Осенний тур 1949 года - прежде поделенный на два выпуска с другим оформлением.
Jazz At The Philharmonic Vol. 15 (3LP)
Roy Eldridge, Charlie Shavers, trumpet; Benny Carter, alto sax; Flip Phillips, Lester Young, tenor sax; Oscar Peterson, piano; Barney Kessel, guitar; Ray Brown, bass; Buddy Rich, drums.
"Carnegie Hall", NYC, September 13, 1952
Jam Session
Blues
The Trumpet Battle
Ballad Medley
Perdido
Cottontail
Willie Smith, alto sax; Hank Jones, piano; Gene Krupa, drums.
Idaho
Sophisticated Lady
Flying Home
Drum Boogie
Gene Krupa, Buddy Rich, drums.
The Drum Battle
Эта часть переиздана, как 'Gene Krupa - Buddy Rich - The Drum Battle' (Verve MG V-8369, фото справа, позже с другим оформлением и названием 'The Original Drum Battle' V-8484).
Oscar Peterson, piano; Barney Kessel, guitar; Ray Brown, bass.
Sweet Georgia Brown
Cheek To Cheek
C Jam Blues
Tenderly Parts 1 & 2
Seven Come Eleven
Эта часть переиздана как 'Oscar Peterson Trio At JATP' (Verve MGV-8368, фото слева).
Переиздание на Verve имеет идентичное оформление и каталожный номер MGV Vol. 8. В коробку клали 20-страничный буклет.
Jazz At The Philharmonic Vol. 16 (3LP + 10")
Roy Eldridge, Charlie Shavers, trumpet; Bill Harris, trombone; Benny Carter, Willie Smith, alto sax; Flip Phillips, Ben Webster, Lester Young, tenor sax; Oscar Peterson, piano; Herb Ellis, guitar; Ray Brown, bass; J.C. Heard, drums.
"Carnegie Hall", NYC, September 19, 1953
Cool Blues
Ballad Medley
The Challenges
The Drum Battle
One O'Clock Jump
Roy Eldridge, trumpet; Ben Webster, tenor sax; Oscar Peterson, piano; Herb Ellis, guitar; Ray Brown, bass; Gene Krupa, drums.
The Blues
Roy Eldridge, Charlie Shavers, trumpet; Bill Harris, trombone; Benny Carter, Willie Smith, alto sax; Flip Phillips, Ben Webster, Lester Young, tenor sax; Oscar Peterson, piano; Herb Ellis, guitar; Ray Brown, bass; J.C. Heard, Gene Krupa, drums.
Flying Home
Бокс-сет с тремя LP и одной десятидюймовкой - в коробке кроме пластинок помещали конверт с 13 фотографиями музыкантов. Переиздание на Verve имеет идентичное оформление и номер MGV Vol. 9.
Jazz At The Philharmonic Vol. 17 (3LP)
Roy Eldridge, Dizzy Gillespie, trumpet; Bill Harris, trombone; Flip Phillips, Ben Webster, tenor sax; Oscar Peterson, piano; Herb Ellis, guitar; Ray Brown, bass; Louis Bellson, drums.
"Bushnell Memorial Auditorium", Hartford, CT, September 17, 1954
Jazz Concert Blues
The Challenges
The Ballad Medley
Drum Solo
Buddy DeFranco, clarinet; Lionel Hampton, vibes; Oscar Peterson, piano; Herb Ellis, guitar; Ray Brown, bass; Buddy Rich, drums.
How High The Moon
Body And Soul
Flying Home
Raymond Tunia, piano; Ray Brown, bass; Buddy Rich, drums; Ella Fitzgerald, vocal.
The Man That Got Away
Hernando's Hideaway
LaterA Foggy Day
Buddy DeFranco, clarinet; Oscar Peterson, piano; Herb Ellis, guitar; Ray Brown, bass; Buddy Rich, drums.
I'll Remember April
Autumn Leaves
Now's The Time
Air Mail Special
Avalon
It's Only A Paper Moon
Easy Living
Oscar Peterson, piano; Herb Ellis, guitar; Ray Brown, bass.
Nuages
Love For Sale
Come To The Mardi Gras
Should I
Коробка с тремя пластинками. В коробке также можно найти конверт с 12 фотографиями музыкантов. Переиздавалась на Verve с идентичным оформлением с номером Vol. 10.
Jazz At The Philharmonic Vol. 11 / 18 (2LP)
Roy Eldridge, Dizzy Gillespie, trumpet; Illinois Jacquet, Flip Phillips, Lester Young, tenor sax; Oscar Peterson, piano; Herb Ellis, guitar; Ray Brown, bass; Buddy Rich, drums.
"Opera House", Chicago, IL, October 2, 1955
The Blues
The Modern Set
The Swing Set
The Ballad Medley
Buddy Rich's Explosion
Oscar Peterson, piano; Herb Ellis, guitar; Ray Brown, bass.
Anything Goes
Baby, Baby All The Time
Budo
Easy Does It
Sunday
Eddie Shu, clarinet, trumpet, tenor sax; Bobby Scott, piano; Whitey Mitchell, bass; Gene Krupa, drums.
By The Sleepy Lagoon
Sing, Sing, Sing
Drum Boogie
Альбомный конверт, две пластинки. Переиздавалась на Verve с тем же оформлением и номером. Есть сведения, что изначально выпускалась на трех пластинках на Clef с номером 18, однако подтверждений тому мне найти не удалось.