Найти в Дзене

От любви до ненависти - как играли большое чувство артисты, не любившие друг друга

Когда смотришь действительно классный фильм, то забываешь, что перед тобой кино и веришь всему происходящему. Зрители советских фильмов тоже верили в любовь между Баталовым и Алентовой, Мягковым и Фрейндлих, Костолевским и Белохвостиковой. Но они хотя бы не враждовали между собой на съемочной площадке. А ведь бывали и такие истории.

Элина Быстрицкая и Николай Рыбников в фильме "Неоконченная повесть", 1955
Элина Быстрицкая и Николай Рыбников в фильме "Неоконченная повесть", 1955

Первый раз Элина Быстрицкая встретилась с Сергеем Бондарчуком в фильме "Тарас Шевченко" 1951 года. Именно после данной картины Сталин сказал о Сергее Федоровиче: "Вот это по-настоящему народный артист". И Бондарчуку тут же вручили звание народного артиста СССР в 31 год - абсолютный рекорд для драматического актера. В "Тарасе Шевченко" студентку киевского театрального вуза Быстрицкую пригласили на крошечный эпизод - она даже не попала в титры. По ее собственным рассказам, звезда фильма Бондарчук проявил к ней "бесцеремонный мужской интерес", Быстрицкая его отвергла, и Бондарчук был очень разозлен. А вот уже в картину Фридриха Эрмлера "Неоконченная повесть" 1955 актрису позвали на вторую главную роль к Бондарчуку. При их первой же встрече в столовой "Ленфильма" актер, опять же по словам Быстрицкой, её сразу узнал и отпустил какой-то не очень цензурный комментарий, грубо оттолкнув от прилавка. Но Быстрицкая на этот раз ответила ему не менее грубо. После этого между влюбляющимися друг в друга по ходу сюжета исполнителями установилась абсолютная взаимная ненависть. Большую часть совместных сцен Эрмлер снимал по отдельности с каждым исполнителем. А единственная сцена с поцелуем выполнена с первого дубля - заставить артистов сделать это еще раз было невозможно. Увы, они так и не помирились до самой смерти Сергея Федоровича.

Барбара Брыльска и Юрий Яковлев в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!", 1975
Барбара Брыльска и Юрий Яковлев в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!", 1975

Польская актриса Барбара Брыльска стала невероятно популярной в СССР после комедии Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!" По сюжету ее женихом в фильме является Ипполит, которого в последний момент вместо Олега Басилашвили сыграл Юрий Яковлев Тот был известным женолюбом и сразу проникся симпатией к белокурой заграничной красавице. А вот самой Барбаре Юрий Васильевич как мужчина совершенно не нравился, и даже больше - вызывал антипатию. Она вспоминала, с каким мучением снимали сцену со страстным поцелуем Нади и Ипполита. Яковлев пытался целовать Барбару по-настоящему, распускал руки, и актриса его отпихивала. В результате, приходилось делать второй, третий и последующие дубли. Отношения с Юрием Васильевичем у Брыльской не сложились, хотя они снова пересеклись на съемочной площадке уже в сиквеле Тимура Бекмамбетова. Не было ни малейшей симпатии между Андреем Мягковым и Ольгой Науменко, игравшей Галю, брошенную московскую невесту. Андрей Васильевич – слишком закрытый человек. Правда, с Брыльской они отлично поладили.

Николай Рыбников и Нина Иванова в фильме "Весна на Заречной улице", 1956
Николай Рыбников и Нина Иванова в фильме "Весна на Заречной улице", 1956

Рубаха-парень, обладатель одной из самых узнаваемых улыбок в советском кино Николай Рыбников человеком был тяжелым, а уж партнером и подавно. Нередко он высказывал в лицо коллегам все, что о них думал. Одной из первых под раздачу попала Нина Иванова - непрофессиональная актриса, приглашенная на роль учительницы в картину Феликса Миронера и Марлена Хуциева "Весна на Заречной улице" 1956 года. Иванова актерской школы не имела, но брала другим - своим обаянием, непосредственностью, внешними данными. Иногда этого бывало недостаточно, и съемки осложнялись - актриса не могла выполнять установки режиссеров. В один из таких дней находящийся с Ивановой на площадке Рыбников не выдержал и бросил девушке: "Какая же ты дубина!" Несмотря на слезы актрисы и вынужденный перерыв в съемках, извиняться Рыбников отказался, заявив Хуциеву: "Понаберут не пойми кого, а ты должен прощения просить". Естественно, что с этих пор между исполнителями главных ролей возникла сильнейшая антипатия до самого конца совместной работы.

Надежда Румянцева и Николай Рыбников в фильме "Девчата", 1962
Надежда Румянцева и Николай Рыбников в фильме "Девчата", 1962

В 1962 году редакция журнала "Советский экран" отказалась печатать заметку народного любимца Рыбникова. Тот возмущался непорядочностью режиссера комедии "Девчата" Юрия Чулюкина. Когда режиссер приглашал артиста на роль Ильи Ковригина, то твердо обещал, что Анфису будет играть его жена Алла Ларионова. А в итоге позвал в фильм Светлану Дружинину. Тон заметки был таким жестким, что свет она увидела только в конце 1980-х годов. К слову, с не меньшим раздражением относился Рыбников и к своей главной партнерше по фильму - актрисе Надежде Румянцевой. Никакого мужского интереса она у него не вызывала, да и по характеру очень походила на свою героиню Тосю. Наконец, Рыбников привык был главным героем фильмов, а здесь он шел как бы в придачу к Румянцевой. Поэтому сцены, в которых Илья и Тося ссорились, получились очень достоверными, а вот их любовь выглядела гораздо менее убедительной. Отметим, что вскоре после "Девчат" карьера Рыбникова пошла под откос. Как вспоминал Виктор Мережко, актер набрал вес, потерял волосы и стал напоминать бюрократа из ЖЭКа, а не рабочего парня с окраины.

Александра Яковлева и Валентин Гафт в фильме "Чародеи", 1982
Александра Яковлева и Валентин Гафт в фильме "Чародеи", 1982

Очень убедительно выглядела ненависть исполнительницы роли Алены Игоревны (Александра Яковлева) к товарищу Сатанееву (Валентин Гафт) в музыкальной комедии "Чародеи" Константина Бромберга. А вот страсть заместителя директора НУИНУ к молодой красавице была проявлением исключительных актерских способностей Гафта. В реальности, Яковлеву он терпеть не мог. Молодая актриса постоянно забывала текст, опаздывала на съемки, была не собрана, играла вполсилы, а то и откровенно плохо, всячески демонстрируя всем, что работа в кино для нее находится где-то на третьем плане. Воспитанник мхатовской школы, перфекционист до мозга костей Гафт просто не понимал, как эту "свистушку" приглашают на большие роли. По некоторым данным, во время одного из конфликтов артист даже начал душить Яковлеву, так что их пришлось разнимать. И больше в одном кадре они не появлялись – их тоже снимали по отдельности.

Александр Лазарев и Татьяна Доронина в фильме "Еще раз про любовь", 1967
Александр Лазарев и Татьяна Доронина в фильме "Еще раз про любовь", 1967

Примечательно, что с двумя своими самыми знаменитыми "влюбленными" героями Татьяна Доронина впоследствии много лет работала в театрах. В ленте "Три тополя на Плющихе" Татьяны Лиозновой она сыграла вместе с Олегом Ефремовым. В 1971-м он пришел руководить МХАТом, и Татьяна Васильевна оттуда вскоре перебралась в Театр им. Маяковского. А там играл Александр Лазарев, с которым она снялась в ленте Георгия Натансона "Еще раз про любовь". Доронина не раз вспоминала, что публика постоянно приписывала ей романы с Ефремовым и Лазаревым. Но Олег Николаевич никогда не вызывал у нее женского интереса, как и она у него. А Лазарев и вовсе был слишком испуган такой властной и своенравной партнершей - он даже в постель к ней в кадре ложился в рубашке, брюках, носках и ботинках, категорически отказываясь расстегнуть хотя бы верхнюю пуговицу. Но зрители отсутствия "химии" никогда не замечали, а значит, артисты справились со своей работой на отлично.