Есть такой корейский фильм, в котором мальчик из бедной семьи, который плохо учится в сильной школе, начинает учиться математике у школьного охранника, перебежчика из Северной Кореи, который оказывается гениальным математиком с непростым характером, доктором наук. В фильме есть немного удачных ходов, описывающих разницу между школьным подходом к математике и настоящей математикой. Хотя периодически там происходят ошибки.
Ситуация №1. Задача с ошибкой в условии
Первая задача, которую Ри Хак-сон даёт Хану Джи-у - нахождение площади несуществующего равнобедренного прямоугольного треугольника. Как типичный отличник дворовой школы, мальчик, не задумываясь, подставляет основание и высоту в известную ему формулу для нахождения площади. Отличная иллюстрация разницы подходов. В обычной школе не принято размышлять над условием и вообще думать.
Равнобедренность треугольника явно не задаётся, поэтому у меня поначалу был ступор - треугольник существует, ответ мальчика верный...
Ситуация №2. Задача с длинным решением
Видя задачу, Хан спрашивает к Ри, как её решать (в школе всегда дают готовые рецепты). Охранник не желает давать рецепт. Школьник говорит, что единственное, что ему приходит в голову - слишком длинно и долго, поэтому он не хочет этого делать (очень знакомая проблема в моём репетиторском опыте - детям кажется, что решение должно быть коротким и изящным, поэтому они предпочитают не иметь никакого, чем длинное). После долгого времени Хан хвастается, что решил задачу, но Ри не хочет проверять его ответ.
Ситуация №3. А зачем Риман вычислял квадратный корень?
Ри показывает Хану выкладки в книге, которые проделал Бернхард Риман, чтобы "познакомиться" с квадратным корнем - хотя, как опытный человек, он понимал, что это число иррационально, он тем не менее потратил много времени и сил на приблизительный подсчёт. Зачем? Я называю это "лапками потрогать". Очень полезно.
Ситуация №4. Проверка своего ответа
Ри не говорит Хану, правильны ли ответ у него получился, указывая на то, что при решении открытых проблем настоящему математику никто не скажет, правильный ли ответ у него получился. Вместо этого приходится самостоятельно производить проверку.
Ситуация №5. Красота формулы Эйлера
Отвечая на вопрос, почему он сам увлёкся математикой, Ри говорит, что сперва ради стипендии, а потом - из-за красоты. В качестве примера этой самой красоты он приводит формулу, связывающую число Эйлера, число "пи", мнимую и вещественную единицы.
Ситуация №6. Музыкальность числа "пи"
Ри и подруга Хана играют в четыре руки на фортепиано по знакам из десятичной записи числа "пи". Правда, не совсем понятно, как выбран размер и длительность нот, но мелодия получается весьма симпатичной.
Ситуация №7. Задумка экзаменатора
Отличная иллюстрация: на уроке обсуждается задача, в которой подразумевается, что речь о натуральных числах, но в условии этого не сказано. Хан, наученный своим репетитором, указывает на ошибку в ответе - но это никого не интересует. Ведь школа в Корее (как и в любой другой стране) заточена на получение ответов по готовым шаблонам. Думать тут не нужно, и учитель открыто об этом говорит - нужно угадать, чего хочет от вас экзаменатор. Знакомо, не так ли?
Ситуация №8. Гипотеза Римана
Ри доказал одну из проблем тысячелетия, но не спешит делиться с миром своим доказательством. Использование гипотезы Римана в криптографии представлено, правда, довольно странно. Но в детали не вдаются - и это правильно, потому что, при всех попытках авторов фильма в математику поиграться, это лишь фон для сценаристов.
В целом, фильм довольно удачный и неплохо раскрывает математическое образовании в Корее (как и в России). Есть, над чем задуматься зрителям.