Найти тему
Лахта Центр

МОРСКАЯ ДЕРЖАВА РОССИЯ. СОЗДАНО ПЕТРОМ

#городпервых

29 июня — День кораблестроителя (судостроителя). В этот день в 1667 году вышел указ царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского военного корабля — фрегата «Орел».

Корабли строили и до Петра
Согласно дошедшим до нас историческим сведениям, кораблестроение на территории России существовало с древнейших времен. В XII веке начали активно строить палубные суда — например, ладьи со сплошной дощатой палубой, которые можно было использовать как в торговых, так и в военных целях. В XVI веке на побережье Белого моря появляются верфи для строительства промысловых судов. В 1634 году в Нижнем Новгороде было построено первое российское судно «иноземной конструкции». К 1669 году в подмосковном селе Дединово было завершено строительство первого русского военного корабля, созданного по государственному указу и на государственные деньги. Считается, что «Орел» стал также первым кораблем, получившим имя.

Петровские верфи и победы
Став царем, Петр I основал первую государственную верфь в Архангельске, на которой с 1693 года начали строить военные корабли.
В январе 1696 года на верфях Воронежа и подмосковного села Преображенское на берегу Яузы началась масштабная кораблестроительная кампания. 25 тысяч мастеров со всей страны за несколько месяцев построили 36 пушечных кораблей, 24 галеры плюс вспомогательные суда, лодки, плоты. Так был создан Азовский флот, с помощью которого была взята крепость Азов, и Россия получила выход к Черному морю. Победа вдохновила Петра I на создание регулярного флота.
20 (30) октября 1696 года по предложению Петра I и по решению Боярской думы был издан указ «Морским судам быть» и утверждена программа военного судостроения. Эта дата считается днем основания российского военно-морского флота.
С весны 1697 года на воронежских верфях кораблестроительные работы пошли в быстром темпе: после спуска корабля на воду тут же закладывали следующий. Воронеж стал «колыбелью» петровского флота.

Балтийский флот
После начала Северной войны по указу Петра с 1702 года начали появляться верфи на реках Сясь, Луга, Свирь и Олонка для строительства кораблей ближе к Неве и Ладожскому озеру.
Суда строились по лучшим английским и голландским чертежам. Качество первых созданных здесь кораблей не всегда было на высоте, но главным требованием Петра была скорость, поэтому мастера были вынуждены торопиться, даже в ущерб качеству.
Чтобы обезопасить новые верфи и окончательно закрыть шведам вход в Неву, в 1703 году на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость и город Санкт-Петербург.

Адмиралтейские верфи
Уже через год после основания Санкт-Петербурга, в 1704 году, появились Адмиралтейские верфи — самые большие в стране. В 1706-м на воду были спущены первые суда — 18-пушечный бомбардирский корабль и яхта «Надежда». Первый линейный 54-пушечный корабль «Полтава» сошел на воду в 1712 году.
Здесь разрабатывались принципиально новые для того времени кораблестроительные технологии, строились самые современные корабли, и Санкт-Петербург со временем стал главным кораблестроительным центром России.

С комплексным подходом
Судостроение достигло при Петре I промышленных масштабов. К созданию военно-морского флота царь подошел комплексно. К 1712 году у России был уже не только гребной, но и парусный флот, а также — Адмиралтейская и Военно-Морская канцелярия, контора по хозяйственным делам флота, школы по подготовке морских кадров. Были посажены дубовые леса для будущих кораблей. При петербургском Адмиралтействе создана модель-камера для хранения чертежей и образцов построенного. В 1715 году в Петербурге открылась Морская академия, которая обучала офицеров и командиров кораблей. Был издан Морской устав Российской Империи в пяти томах с описанием обязанностей всех корабельных служб.
К 1725 году Россия имела 24 верфи и регулярный (постоянный) военно-морской флот с несколькими сотнями судов.
С 1693-го по 1725-й, то есть за 32 года Петр I создал российский военный флот, превратив Россию в морскую державу.