Тут одно из трех. Либо шведы ну очень не торопятся в НАТО, потому и делают последнее препятствие совсем уж непроходимым. Либо они настолько дорожат принципами, что не готовы поступиться ими даже ради вступления, поскольку зависит оно от Турции, которую они опять задели за живое. Либо они настолько уверены, что никуда эта Турция не денется – все равно даст согласие, что даже не подумают отказываться от своих привычек. Судя по нарочитости последней провокации, похоже на третий вариант.
Выходец из Ирака Салван Момика запрашивал разрешение на публичное сожжение Корана еще в феврале. Не согласовали. Может, потому что все еще тлело после костра, устроенного в январе датчанином Расмусом Палуданом перед посольством Турции. Не рискнули подливать масла в огонь. А, может, и потому, что тогда он хотел сделать это у дипмиссии своей бывшей страны, что представили бы всего лишь как сведение личных счетов. То ли дело – сейчас. У мусульман – Курбан-Байрам, а он у центральной мечети Стокгольма вырывает из их Священной книги страницы, закладывает в нее бекон и поджигает от сигары. Ну? Совсем другой международный резонанс!
Тем более за несколько недель до саммита НАТО в Вильнюсе, где все еще может решиться судьба Швеции. Иначе говоря, очень вовремя она показала всем, насколько у нее здесь все демократично. Это же и есть главный критерий отбора в альянс. Как они говорят. Пусть полиция все равно приняла беспредельщика. Но за другого, арестовав не его, а того, кто бросил камень в его огород, ибо нечего мешать проявлению конституционных прав и свобод. Потому что оно, как сказал их премьер-министр Ульф Яльмар Кристерссон, "законно". "Хоть и неуместно", – попытался выкрутиться он. Не помогло.
"Закрывать глаза на такие зверства – значит, быть их соучастником", – осудил глава МИД Турции Хакан Фидан совсем не только сам акт религиозного вандализма. Но посла-то из скандинавского королевства, по примеру Марокко, не отозвал. Стало быть, не хотят турки настолько заморачиваться. Видимо, для них сжечь Коран – еще не значит сжечь все мосты. По крайней мере, в Стокгольме вправе так подумать. Да, дескать, есть некоторые расхождения по существу. В том числе и по существу курдского вопроса, который тоже далеко не снят с повестки. Так у Турции и с Грецией антагонизм. И ничего. Как-то же они уживаются в одном блоке.
Хотя лучше бы шведам на это не напирать, в дискуссиях с Анкарой это не самая выигрышная аналогия. Им, пожалуй, будет достаточно того, что заявил Госдеп США. А там назвали надругательство над исламской святыней неуважительным, но не влияющим на позицию Вашингтона о необходимости присоединения Швеции к НАТО. И действительно, неуважительное отношение ко всем остальным – это не помеха, а как раз наоборот – отличительная черта истинного натовца. Так что Швеции здесь самое место. Доказала, что главное для нее – это свобода. Даже если свобода без совести.
Михаил Шейнкман
О событиях в мире откровенно, остро, на грани – в авторском Телеграм-канале Михаила Шейнкмана.