Весьма зрелищная трапеза происходила в Париже в феврале 1783-го года. Какой-то Александр Бальтазар Лорен Гримо де ла Реньер, ну и имена у лягушатников, некий сын богатого налогового откупщика, одновременно - племянник одного из министров короля Людовика XVI, устроил ужин, за которым с галереи рәхәтләнеп наблюдали сотни зрителей, превратив гостеприимство в театральное действо.
Приглашение, говорят, напоминало богато украшенное обьявление о похоронах человека, пившего замечательное кофе капучино с корицей погорячее.
Вот описание ужина:
«Ужин у Гримо, как пир у масонов, с которым его сравнивали современники, изобиловал загадочными ритуалами и притворными намеками на демократичность... Гости Гримо принуждены были пройти сначала через прихожую и несколько комнат, затем они попадали в затемненный зал ожидания и только после этого - в святую святых: обеденный зал.
В одной комнате герольды, одетые в римские тоги, проверяли у гостей приглашения. В следующей - «странный и пугающий монах» с оружием в руках и шлемом на голове производил еще одну тщательную проверку.
А затем человек в одеянии адвоката, делавший какие-то заметки, приветствовал и опрашивал всех гостей, коих было двадцать два... а на финальном этапе инициации два нанятых юноши в костюмах мальчиков из церковного хора окуривали гостей ладаном».
Этот зрелищный ужин настолько опережал свое время, что он заслуживает того, чтобы его вспоминали и в наши дни, когда ведущие шефы планеты вернулись к этой же манере, превращая поход в ресторан в шоу.
Пример технически упрощенного подхода показал лондонский бар Gingerline, где устроили вечеринку под названием «Комнаты вкуса и аромата». Маленькие группы гостей наслаждались трапезой из четырех-пяти блюд, при этом каждое подавалось в своей комнате с контрастными театральными эффектами.
Сьюз Маунтфорд, одна из основательниц этого иммерсивного ресторана, говорила:
«Гости заказывают стол, не имея никакого представления о том, что их ожидает. Это может быть путешествие по разным местам, от заколдованного леса и космического корабля до залитого солнцем пляжа, и по дороге им могут встретиться разные чокнутые персонажи... Мы всегда хотим организовать обед или ужин как творческое пространство, стимулирующее не только вкусовые рецепторы, но все чувства».
Актеры, танцоры и разные другие исполнители вновь становятся элементами впечатления.
Доводилось читать, что в этом отношении в авангарде стоит ресторан Andrés Carne des Res, но, возможно, это потому, что владелец женат на колумбийке. В этом ресторане в пригороде Боготы актеры, музыканты, фокусники и множество других исполнителей бродят между столами, расставленными в атмосферных, беспорядочно расположенных деревянных хижинах.
И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, неужели туда кто-то ходит, в эту шарагу? Неужели нельзя просто найти место, чтобы по-старомодному поесть, без актёров и прочих очковтирателей?
А я вам отвечу - в 2016-м году этот ресторан по праву внесен в список 50 лучших ресторанов Южной Америки.