Найти тему
Кабанов // Чтение

Детективная история про детектив

Оглавление

Все хочется написать про детективы. Не было такой цели. Но. Детектив - возможность почувствовать себя сыщиком, разгадывающим загадки и раскрывающим тайны. Это возможность почувствовать драйв и адреналин, которые испытывает герой развязывая умопомрачительные узлы.

Нуар – дитя своего времени. Он появился в Америке во время войны и был вдохновлен в равной степени классическими детективными историями, ранней историей кино, а также социальными и политическими потрясениями того периода. Но как это начиналось?

Фундамент жанра

В 30-е годы после Великой депрессии в США были популярны остросюжетные криминальные романы (hard boiled novels) – настолько, что его определяли как отдельный поджанр. Оттуда же пошло название криминального чтива (Pulp Fiction) – такие книги были дешевы, продавались по низкой цене в каждом газетном киоске.

Эти книги заметно отличались от классических английских детективных историй как стилем, так и содержанием. Протагонист чаще всего был антигероем, локациями действия закоулки и злачные места, куда не ходят приличные люди. Диалоги были простыми и лаконичными – с присущей таким местам жестокостью и обсценной лексикой.

Иконический архептип нуарного героя – не высококлассный детектив, но “крутой герой” в плаще, рыскающий по темным улицам среди подлецов, люмпенов и маргиналов, чьи действия почти всегда оказываются на границе между законом и преступлением. Город вокруг него – грязный индустриальный район, чье население живет во власти своих пороков. А драйвером его дела становится красивая роковая женщина, чье прошлое неизвестно, мотивы неясны, а образ граничит со сверхъестественным.

-2

Влияние на кинематограф

  • Львиная доля самых высокооцененных и культовых фильмов детективного жанра имела литературный первоисточник. От классических детективов вроде “Большой жары”, “Мальтийского Сокола” до условно называемого нуарным “Окна во двор” Хичкока.
Большинство черт, такие как роковая женщина (femme fatale) или протагонист-антигерой не были изобретены писателями детективов. Они существовали и прежде. Но именно эти книги вкупе с распространением кинематографа сделали их популярными.
  • Здесь важно подчеркнуть жанровую проблему – отсутствие четких границ. Они могли быть явными, скрытыми, представлены частично или в полной мере. Но на самом деле никто тогда не думал что снимает, никто не знал что смотрит или читает в жанре нуар.
-3

Определение жанра

  • Определение жанра появилось уже в послевоенной Франции. Усилие международных связей облегчило доступ иностранцам к американскому кинематографу. Французские критики заметили сходство картин, снятых в 40-е, и разницу с довоенными фильмами.
  • Ими же была замечена литературная традиция (с тех пор имеющая название roman noir). В отдельный жанр эти фильмы были определены уже после того как эпоха фильмов нуар закончилась. Последующие детективы, например, легендарного Джеймса Бонда сегодня трудно представить без важных литературных традиций нуара – влияние жанра заметно с первых строк романа “Казино Рояль”:
“К трём часам ночи запах табачного дыма и пота становится невыносимым. Нервное напряжение игроков — тугой клубок алчности, страха и сосредоточенности — достигает предела; в свои права вступают чувства, эмоции выходят из-под контроля”.

А вы читаете современные или классические детективы? Напишите, какие? Хотите обсуждать лучшие детективы ХХ века?