Минувшие выходные оказались насыщенными. Автоматчики на МКАДе, пулеметные гнезда на развилках трасс. В субботу казалось, что привычный мир, построенный из хрупких стенок игральных карт, пришел в движение. Сейчас сложно сказать, остановилось ли падение или только замедлилось, но одно ясно: как раньше уже не будет. Вопрос лишь в том, выдержит ли хлипкая конструкция первый же сквозняк.
Это введение не случайно. Субботние события показали, что частные компании способны решать глобальные задачи гораздо быстрее и эффективнее, чем неповоротливая государственная машина. Это же касается и космической индустрии.
До 2030 года Россия планирует запустить в космос более 2,5 тысяч аппаратов. Из них тысяча единиц будет реализована в рамках государственной программы "Сфера", а остальные представляют собой проекты частных компаний.
Лидерами в этом процессе выступают Бюро 1440 от Мегафон и АФК Система (Спутникс), а также Барл. Им на пятки наступают десятки стартапов.
Шансы на успешную реализацию проектов частных компаний значительно выше, чем у государственной программы "Сфера". Неизвестно, увидит ли она свет в первоначально задуманном виде.
Нельзя сказать, что это чисто российская проблема. "Старые" космические корпорации из США и ЕС также не могут дать своим проектам ту скорость разработки, которую демонстрирует "новая школа" вроде SpaceX или Maxar, а поэтому год от года получают все меньше финансирования, проигрывая частникам гонку за контрактами.
Мы в Telegram
Однако российская ситуация сложнее американской тем, что в стране на государственном уровне просто отсутствуют люди, которые ставили бы государственные интересы выше личных амбиций. Судите сами, за 20 лет в российской аэрокосмической отрасли реализовано лишь два относительно успешных аэрокосмических проекта - SSJ-100 и ГЛОНАСС. А сколько всего было анонсировано?
Чтобы двинуться "вперед" нужно убрать старые якоря. Главный якорь- законодательство. Попробуйте, например построить собственный космодром. Пушкин из Космокурса уже попробовал. Оказалось, что космодромы строятся вроде бы прямым указом Президента но как частнику добиться издания такого указа непонятно.
И это просто наглядный пример, в реальности эта река целиком состоит из подводных камней.
Решить эту проблему можно глобальным переписыванием законов при котором частники не будут зависеть от регуляторов, соблюдая минимальные требования по безопасности.
Мы в Telegram
Не лучше обстоит дело и с чиновничьи аппаратом. Каждый из них рассматривает свое ведомство с позиции личной выгоды, совершенно не заботясь интересами страны. При желании, за 20 лет уже можно было протащить действительно полезные для отрасли законы и сформировать частный рынок. Однако поручения сверху пропадают в ведомствах бесследно, словно в черной дыре. Например программа Стратонавтика, которую промурыжив 3 года просто спустили в унитаз.
Все откровенно плохо и с наземной инфраструктурой для проведения испытаний. В США, ЕС, Китае и даже Индии государство предоставляет стенды и оборудование стартапам либо за символические суммы, либо вообще бесплатно. Российский задел по испытательным площадкам и полигонам превышает заделы ЕС и Индии вместе взятых, однако частников туда не пускают, а если пускают, то это стоит им воистину космических денег. К примеру, огневые испытания ракетного двигателя могут стоить более 100 млн рублей, а общий цикл обойдется в миллиарды. При таких раскладах стартапу логичнее построить свой собственный стенд, но зачем это делать, если старый советский пустует?
Итого, подведем итоги. В космосе окончательно наступает эра частного капитала. Россия будет либо в общем тренде, либо уйдет на обочину космической жизни. Чтобы этого не произошло, нам нужно: 1) убрать все законодательные преграды; 2) предоставить частным игрокам доступ к пустующей испытательной инфраструктуре; 3) устранить всех тех, кто на высокой должности ставит личное благосостояние выше интересов страны.